Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:53, контрольная работа
Ответы на три вопроса по возрастной психологии.
Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности возрастного периода. Зрелость (31-60 лет)....................................3
Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности, используя следующую методику: Методика диагностики индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальд.........8
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития следующего качества личности: толерантность.................................23
Список литературы................................................................................................32
Упражнение «Танец с листком»
Цель: работа с командой, развитие межличностной чувствительности, взаимопонимания.
Правила проведения: Упражнение выполняется в парах. Для выполнения упражнения лучше использовать соответствующую музыку.
Каждой паре предлагается взять по одному листку бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами лоб в лоб. Листок бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары – двигаться по комнате, удерживая свой листок лбами. Руки при этом необходимо заложить за спину. При этом участникам нельзя долго стоять на месте и нельзя разговаривать.
Парам необходимо найти каналы интуитивного понимания партнера. Партнеры, которые уронили листок, должны замереть в тех позах, в которых они находятся в момент, когда их листок коснется пола. И должны оставаться в них до окончания общей процедуры. Процедура закончится тогда, когда останется только одна пара.
Выполнение
упражнения в небольших комнатах
усложняется, так как участникам
необходимо делать много виражей, чтобы
не столкнуться с другими
В
задании есть лазейка, которую не
сразу замечают участники. Замереть
нужно только в тот момент, когда
листок коснется пола. А пока он падает,
можно успеть принять более удобную позу,
хотя бы выпрямиться. Кто-то даже успевал
сесть на стул. Но иногда участники так
и стоят, лоб в лоб. На эти моменты следует
обратить внимание в процессе обсуждения.
Упражнение «Продолжи фразу…»
Цель: Осознание собственного отношения к этническому разнообразию.
Этапы игры:
Предлагается несколько фраз для продолжения.
Упражнение «Последний герой»
Цель: оценка собственной толерантности, психодиагностика.
Время: 30 минут.
Материалы: Карточки с ролями для двух групп.
Ход упражнения:
Выбирают десять добровольцев (1-я группа).
Члены 1-й группы выходят с тренером из комнаты и получают роли и инструкцию.
Оставшиеся участники (2-я группа) становятся в круг и тоже получают роли и инструкцию.
Игровое время.
Обратная связь.
Задание:
1-я
группа: «Вы – пассажиры корабля,
получившего пробоину; на обломках
корабля вы подплываете к
2-я
группа: «Вы – жители острова,
ваши предки жили тут с
Участники 2-й группы поворачиваются спиной к центру круга и сцепляются локтями. Тот, кто принял решение кого-нибудь пропустить, разворачивается лицом в центр и не участвует в дальнейшей игре. При этом если «островитяне» не согласны с его решением, они могут «прогнать» своего соседа с острова (расцепиться с ним, вытолкнуть его за пределы круга и вновь сомкнуться).
Примеры ролей для пассажиров:
Примеры ролей для островитян:
Тренер наблюдает за ходом игры.
Обсуждение:
Тренер задает вопросы:
Что чувствовали:
а) пассажиры, проникшие в круг;
б) пассажиры, оставшиеся вне круга;
в) островитяне, которые пропустили кого-то из потерпевших крушение;
г) островитяне, не пропустившие пассажиров на остров;
д) островитяне, которых «выгнали», и те, кто «выгонял».
Как и какие изменения происходили в жизни на острове? С чем это связано?
Ожидаемые результаты: Участники увидят модель реального отношения общества к маргинальным группам.
Список литературы.
1.
Болотина Т.В. Вопросы толерантности в
современном российском образовании.
Ресурс: http://pish.ru/articles/
2. Казанская К.О. «Возрастная психология». Конспект лекций. Изд. «А-Приор». Москва. 2007г.
3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
5. Психологические упражнения для тренингов. Ресурс: http://www.trepsy.net/razvit.
6. Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. - М.: Прометей, 1992, 198 с.
7. Развитие и диагностика способностей / Л.Г.Алексеева и др. // Отв.ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. - М.: Наука,1992, 179 с.
8. Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с.
9. Рейнвальд Н. И. Психология личности. - М.: УДН, 1987. - 200 с.
10.
Юркевич В. С. Развитие начальных уровней
познавательной потребности у детей. //
Вопр. психол. - 1980. - № 2. - С. 83-92.