Контрольная по возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Ответы на три вопроса по возрастной психологии.

Содержание

Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности возрастного периода. Зрелость (31-60 лет)....................................3
Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности, используя следующую методику: Методика диагностики индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальд.........8
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития следующего качества личности: толерантность.................................23
Список литературы................................................................................................32

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 244.48 Кб (Скачать)
 

      Упражнение  «Танец с листком»

      Цель: работа с командой, развитие межличностной  чувствительности, взаимопонимания.

      Правила проведения: Упражнение выполняется  в парах. Для выполнения упражнения лучше использовать соответствующую  музыку.

      Каждой  паре предлагается взять по одному листку бумаги, встать лицом друг к  другу и соприкоснуться головами лоб в лоб. Листок бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары – двигаться по комнате, удерживая свой листок лбами. Руки при  этом необходимо заложить за спину. При  этом участникам нельзя долго стоять на месте и нельзя разговаривать.

      Парам необходимо найти каналы интуитивного понимания партнера. Партнеры, которые  уронили листок, должны замереть в  тех позах, в которых они находятся  в момент, когда их листок коснется пола. И должны оставаться в них  до окончания общей процедуры. Процедура  закончится тогда, когда останется  только одна пара.

      Выполнение  упражнения в небольших комнатах усложняется, так как участникам необходимо делать много виражей, чтобы  не столкнуться с другими участниками  или со стенкой. При этом участникам необходимо постоянно «чувствовать друг друга», понимать, кто первым «входит  в поворот»! В больших помещения  можно усложнить упражнение, беспорядочно расставив по комнате стулья.

      В задании есть лазейка, которую не сразу замечают участники. Замереть нужно только в тот момент, когда  листок коснется пола. А пока он падает, можно успеть принять более удобную позу, хотя бы выпрямиться. Кто-то даже успевал сесть на стул. Но иногда участники так и стоят, лоб в лоб. На эти моменты следует обратить внимание в процессе обсуждения. 

      Упражнение  «Продолжи фразу…»

      Цель: Осознание собственного отношения  к этническому разнообразию.

      Этапы игры:

      Предлагается  несколько фраз для продолжения.

    1. «Это хорошо, что в мире существует этническое разнообразие, потому что появляется множество возможностей для знакомства с людьми, принадлежащими разным культурам…»
    2. «Это плохо, что появляется множество возможностей для знакомства с людьми, принадлежащими разным культурам, потому что осознаешь, что твоя культура отличается от других…»
    3. «Это хорошо, что осознаешь, что твоя культура отличается от других, потому что начинаешь с большим интересом относиться к своей культуре…»
    4. «Это плохо, что начинаешь с большим интересом относиться к своей культуре, потому что это может привести к оценке всего мира через призму своей культуры…»;
    5. «Это хорошо, когда оценка всего мира происходит через призму своей культуры, потому что…» и т.д.
 

      Упражнение  «Последний герой»

      Цель: оценка собственной толерантности, психодиагностика.

      Время: 30 минут.

      Материалы: Карточки с ролями для двух групп.

      Ход упражнения:

      Выбирают  десять добровольцев (1-я группа).

      Члены 1-й группы выходят с тренером из комнаты и получают роли и инструкцию.

      Оставшиеся  участники (2-я группа) становятся в  круг и тоже получают роли и инструкцию.

      Игровое время.

      Обратная  связь.

      Задание:

      1-я  группа: «Вы – пассажиры корабля,  получившего пробоину; на обломках  корабля вы подплываете к красивому  острову, который оказался неподалеку, – здесь вам, возможно, придется  остаться надолго. Ваша задача  попасть на остров, т.е. в круг. У каждого из вас есть своя  социальная роль (надо кратко  обсудить эти роли, после чего  каждый прикрепляет карточку  с названием роли себе на  грудь); в роль необходимо вжиться  и вести себя в соответствии  с ней. Каждый сам решает, каким  образом он пройдет в круг. Объединяться нельзя».

      2-я  группа: «Вы – жители острова,  ваши предки жили тут с незапамятных  времен. На острове у вас есть  все, что нужно, вы не голодаете,  но и не имеете излишков. У  каждого из вас есть своя  социальная роль (надо кратко  обсудить эти роли, после чего  каждый прикрепляет карточку  с названием своей роли себе  на грудь), вам хорошо и дружно  вместе. Но вот на ваш остров  приплыл корабль, и, возможно, его пассажиры захотят остаться  здесь. Каждый из вас решает  сам, пустить кого-нибудь на  остров или нет».

      Участники 2-й группы поворачиваются спиной к  центру круга и сцепляются локтями. Тот, кто принял решение кого-нибудь пропустить, разворачивается лицом  в центр и не участвует в  дальнейшей игре. При этом если «островитяне»  не согласны с его решением, они  могут «прогнать» своего соседа с  острова (расцепиться с ним, вытолкнуть его за пределы круга и вновь  сомкнуться).

      Примеры ролей для пассажиров:

    • домохозяйка
    • матрос
    • потребитель наркотиков
    • судья
    • коммивояжер
    • секс-работница
    • капитан корабля
    • школьник из маленького города и другие

      Примеры ролей для островитян:

    • холостой фермер
    • школьник
    • пенсионер
    • многодетная мать
    • судья
    • дворник
    • полицейский
    • глава муниципалитета и другие.

      Тренер  наблюдает за ходом игры.

      Обсуждение:

      Тренер  задает вопросы:

      Что чувствовали:

а) пассажиры, проникшие в круг;

б) пассажиры, оставшиеся вне круга;

в) островитяне, которые пропустили кого-то из потерпевших  крушение;

г) островитяне, не пропустившие пассажиров на остров;

д) островитяне, которых «выгнали», и те, кто «выгонял».

      Как и какие изменения происходили  в жизни на острове? С чем это  связано?

      Ожидаемые результаты: Участники увидят модель реального отношения общества к маргинальным группам.

Список  литературы.

      1. Болотина Т.В. Вопросы толерантности в современном российском образовании. Ресурс: http://pish.ru/articles/articles2010/545.

      2. Казанская К.О. «Возрастная психология». Конспект лекций. Изд. «А-Приор». Москва. 2007г.

      3. Крайг Г., Бокум Д.  Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.

      4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

      5. Психологические упражнения для тренингов. Ресурс: http://www.trepsy.net/razvit.

      6. Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. - М.: Прометей, 1992, 198 с.

      7. Развитие и диагностика способностей / Л.Г.Алексеева и др. // Отв.ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. - М.: Наука,1992, 179 с.

      8. Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с.

      9. Рейнвальд Н. И. Психология личности. - М.: УДН, 1987. - 200 с.

      10. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей. // Вопр. психол. - 1980. - № 2. - С. 83-92. 
 

Информация о работе Контрольная по возрастной психологии