Контрольная по возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Ответы на три вопроса по возрастной психологии.

Содержание

Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности возрастного периода. Зрелость (31-60 лет)....................................3
Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности, используя следующую методику: Методика диагностики индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальд.........8
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития следующего качества личности: толерантность.................................23
Список литературы................................................................................................32

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 244.48 Кб (Скачать)
 
 

Таблица 3

      Организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие ранней юности

Параметры Человек В %
Организованность 10 25
Трудолюбие 20 50
Коллективизм 32 80
Любознательность 40 100
Эстетическое  развитие 16 40
 

Охарактеризуем  результаты исследования. 

      Для сравнения полученных результатов  исследования изобразим полученные данные в виде диаграммы.

Диаграмма 1. Сравнение полученных результатов 

      Проанализировав, полученные данные мы видим, что у  подростков уровень эстетического  развития увеличился. У 60% учащихся увеличился до высокого уровня, у остальных 40% по количеству набранных очков уровень  творческого потенциала близко подходит к высокому уровню. Что намного выше, чем в ранней юности и юности.

      Проанализировав, полученные данные теста мы получили, что у подростков наиболее любознательных 40%, организованность преобладает в 60%, трудолюбие у 70%, коллективизм у 60%. Совсем другие показатели мы видим в ранней юности. Организованность – 40%, трудолюбие – 50%, коллективизм – 70%, любознательность – 80%, и отстает более всего  эстетическое развитие – 50%. И не так  сильно от юности по показаниям исследования отличается ранняя юность. Организованность – 25% - это самый низкий показатель в данной группе испытуемых, трудолюбие – 50%, коллективизм – 80%, любознательность – 100% - результат превысил все ожидания, так как в данном возрасте все  дети оказались очень любознательны, и эстетическое развитие всего 40%, так  как пока нет надобности в изучении и учении.

      Рассматривая  результаты проведенного анализа можно  сделать такой вывод, что примерно к 3-4 годам на основе осознания себя как субъекта и сравнения себя с другими у ребёнка появляются самооценка, осознание предъявляемых  к нему личностных требований, и  стремление соответствовать им (быть «хорошим, получать за своё поведение  со стороны значимых взрослых положительные  оценки). Это видно по уровню баллов любознательности и коллективизма. В ранней юности определяется формирование у ребёнка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность  в себе. Их становление опять в  значительной степени зависит от характера общения и обращения, взрослых с ребёнком.

      На  пороге поступления в школу возникает  новый уровень самосознания (соответственно и сознательной регуляции поведения).

      Он  характеризуется формированием  «внутренней позиции» - устойчивой системы отношений ребёнка к  себе, к другим людям, к окружающему  миру. Возникновение такого новообразия  становится переломным пунктом на протяжении всего развития ребёнка.

      Следующий этап мотивационного развития личности связан с подростковым возрастом.

      Это самый сложный и ответственный  период становления личности на протяжении всего детства, поскольку здесь  закладываются основы нравственности, определённое отношение к труду, к людям, к обществу, черты характера  и способности, манеры и формы  поведения.

      Самопознание, самоутверждение и самовыражение - главные мотивационные линии  этого возрастного периода, связанные  с активным стремлением к личностному  самосовершенствованию. Это особо  хорошо видно по возрастанию балов  трудолюбия, эстетического развития и коллективизма.

      Подростничество и юношество - это период активного  экспериментирования, опробования  себя молодыми людьми в разных ролях  с целью формирования образа «Я»  и жизненного самоопределения.

      В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте  собственной деятельности подростка.

      В этом возрасте главная ценность - система  отношений со сверстниками, взрослыми, подражание сознаваемому или бессознательному следуемому «идеалу», устремлённость в будущее. Если в младшем школьном возрасте авторитет учителя являлся  не менее значимым, чем авторитет  семьи, то для подростка проблема авторитета взрослого становится не самоочевидной.

      На  основании исследования можно сделать  вывод, что для подростка ведущую  роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подроста. Для ранней юности главную  роль играет общение в коллективе, познание мира вокруг себя и своего Я. Для юности более характерно продолжение  общения со сверстниками, развитие, эстетическое понимание мира, любознательность. 

Заключение 

      Исходя  из выше изложенного, можно сделать  вывод, что личностный опросник «ОТКЛЭ»  Н.И Рейнвальда можно применять  при изучении индивидуально-психологических  особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности. Используя  его методику возможно исследовать  у детей в ранней юности и юности, а так же на стадии подростинчества  пять основных свойств личности, наиболее компактно выражающих структуру  личности с точки зрения ее общественной сущности и главных индивидуально-психологических  особенностей: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие. Наиболее важным системообразующим  компонентом целостной структуры  личности, ее основой является направленность - иерархически соподчиненные побуждения, характерные для данного человека. Благодаря этому методу психологической  диагностики, возможно, выявить, к чему стремиться и чего избегает ребенок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития следующего качества личности: толерантность.

      Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) проявляется  в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность  – это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью  моральных оценок, неагрессивным  способом восприятия морального и социального  зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов. Толерантность  определяется как умение без вражды относиться к чужому мнению, к чужому образу жизни, к другой национальной культуре, к иного рода религиозным  взглядам, языку, чувствам, мнениям, верованиям, как определенная мировоззренческая  и нравственно-психологическая установка  личности на то, в какой мере ей принимать  или не принимать различные, прежде всего чуждые идеи, обычаи, культуры, нормы поведения, слышать и уважать  мнение других, невраждебно встречать  мнение, отличное от собственного, и  т. п. В то же время толерантность  – это готовность к диалогу, взаимопониманию  и уважению, признание права на проявление национальных характеристик  в поведении и высказываниях (если они не противоречат нормам морали и права общества в целом).

      Cенситивный период становления и развития данного качества личности – младший школьный возраст.

      Толерантность включает в себя такие структурные  компоненты как переживание (эмоциональные  реакции), понимание (когнитивные реакции), поведение (намерение, действие – конативные реакции).

М.С  Мацковский  и др. предлагают следующие формы толерантности:

    • вербальная толерантность, т.е. язык общения, который предполагает использование определённого лексикона (отсутствие унизительных, оскорбительных, издевательских и очернительных слов) и высказывание позитивных суждений (взвешенных, непредвзятых, доказательных, конструктивных, исключающих элементы стереотипизирования, провокационности, враждебности);
    • поведенческая толерантность – предполагает как позитивную манеру общения (пассивная форма), так и позитивные ненасильственные действия в отношении индивидуального или группового оппонента (активная форма).

В российской системе образования существуют следующие подходы к процессу формирования толерантности:

    • ситуативно-воспитательный, в основе которого находится рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых и деловых игр, групповых дискуссий;
    • правовой – состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности;
    • политологический – состоит в изучении политических и общественных движений, форм политического участия граждан;
    • интегрированный – понимается как система знаний об окружающем мире, включающий основы психологии, социологии, философии, культурологии и других дисциплин;
    • культурологический – состоит в сравнительном анализе культур раз личных народов мира, поиске общечеловеческих ценностей и выделении культурных особенностей.

Становление толерантности предполагает позитивное развитие у индивида всех ее компонентов: знаний, чувств, установок, поведения.

Развивающие игры и упражнения для формирования и развития толерантности

      Упражнение  «Учимся ценить индивидуальность»

      Цель: научиться ценить индивидуальность другого.

      Если  бы мы умели ценить собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакостъ партнера.

      Время проведения: 60 мин.

      Этапы игры:

      Члены группы рассаживаются по кругу, у  каждого заготовлены бумага и  карандаш.

    1. В начале игры скажите примерно следующее: «Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы – как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».
    2. Предложите каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.
    3. Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферы используйте свою фантазию и чувство юмора.
    4. Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
    5. Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся, интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы к изменению и обучению и т.д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.
 

      Упражнение  «Что бы я сказал»

      Цель: Проговорить вслух свои собственные  стереотипы по восприятию другого народа.

      Этапы игры:

      Что бы я хотел сказать как русский  татарину? Как татарин – русскому?

      Как россиянин – американцу? Как россиянин  – китайцу? и т.д.

      Все высказывания вывешиваются на общую  доску.

      Групповое обсуждение. 

      Игра  «Оглянись, уходя»

      Время: 5-10 мин.

      Цель: тренировка эмпатийности.

      Задание: участники делятся на пары и расходятся в разные стороны, но в какой-то момент должны обернуться и посмотреть друг на друга. Причем обернуться должны в  одно и то же время. Сделать это  будет непросто, потому что участники  должны договориться об этом без помощи слов и жестов. Таким образом, остаются только чувства.

      Посмотрите  друг другу в глаза, попытайтесь  почувствовать своего партнера. Повернитесь  друг к другу спинами. Есть ли ощущение связующей нити между вами? Если так, то расходитесь…

      Число попыток для каждой пары не ограничено. Однако, если двое людей в такой  ситуации «увидят» друг друга с первой или со второй попытки, значит, между  ними есть незримое притяжение. 

      Упражнение  «Сменяющиеся команды»

      Цель: получения опыта общения и  взаимодействия в разных командах.

      Время проведения: 30 минут.

      Этапы игры:

  1. Дайте сигнал (свистните или позвоните в колокольчик) и крикните, например, «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.
  2. Как только команды появились, назовите действие, которое должны выполнить игроки, например, «пожмите каждому руку и представьтесь друг другу», затем подайте следующий сигнал.
  3. Следите за тем, чтобы каждый раз по Вашему сигналу образовывались новые команды. Предлагайте новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством людей.
  4. Возможные варианты раундов представлены ниже:
    • «Тройки!» – участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;
    • «Шестерки!» – игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;
    • «Четверки!» – все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;
    • «Пятерки!» – игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;
    • «Семерки!» – попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;
    • «Двойки!» – игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;
    • «Восьмерки!» – каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.
  5. В конце занятия игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»

Информация о работе Контрольная по возрастной психологии