Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:53, контрольная работа
Ответы на три вопроса по возрастной психологии.
Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности возрастного периода. Зрелость (31-60 лет)....................................3
Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности, используя следующую методику: Методика диагностики индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальд.........8
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития следующего качества личности: толерантность.................................23
Список литературы................................................................................................32
Таблица 3
Организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие ранней юности
Параметры | Человек | В % |
Организованность | 10 | 25 |
Трудолюбие | 20 | 50 |
Коллективизм | 32 | 80 |
Любознательность | 40 | 100 |
Эстетическое развитие | 16 | 40 |
Охарактеризуем
результаты исследования.
Для сравнения полученных результатов исследования изобразим полученные данные в виде диаграммы.
Диаграмма
1. Сравнение полученных
результатов
Проанализировав, полученные данные мы видим, что у подростков уровень эстетического развития увеличился. У 60% учащихся увеличился до высокого уровня, у остальных 40% по количеству набранных очков уровень творческого потенциала близко подходит к высокому уровню. Что намного выше, чем в ранней юности и юности.
Проанализировав, полученные данные теста мы получили, что у подростков наиболее любознательных 40%, организованность преобладает в 60%, трудолюбие у 70%, коллективизм у 60%. Совсем другие показатели мы видим в ранней юности. Организованность – 40%, трудолюбие – 50%, коллективизм – 70%, любознательность – 80%, и отстает более всего эстетическое развитие – 50%. И не так сильно от юности по показаниям исследования отличается ранняя юность. Организованность – 25% - это самый низкий показатель в данной группе испытуемых, трудолюбие – 50%, коллективизм – 80%, любознательность – 100% - результат превысил все ожидания, так как в данном возрасте все дети оказались очень любознательны, и эстетическое развитие всего 40%, так как пока нет надобности в изучении и учении.
Рассматривая
результаты проведенного анализа можно
сделать такой вывод, что примерно
к 3-4 годам на основе осознания себя
как субъекта и сравнения себя
с другими у ребёнка появляются
самооценка, осознание предъявляемых
к нему личностных требований, и
стремление соответствовать им (быть
«хорошим, получать за своё поведение
со стороны значимых взрослых положительные
оценки). Это видно по уровню баллов
любознательности и коллективизма.
В ранней юности определяется формирование
у ребёнка таких личностных качеств,
как самостоятельность и
На пороге поступления в школу возникает новый уровень самосознания (соответственно и сознательной регуляции поведения).
Он характеризуется формированием «внутренней позиции» - устойчивой системы отношений ребёнка к себе, к другим людям, к окружающему миру. Возникновение такого новообразия становится переломным пунктом на протяжении всего развития ребёнка.
Следующий этап мотивационного развития личности связан с подростковым возрастом.
Это самый сложный и ответственный период становления личности на протяжении всего детства, поскольку здесь закладываются основы нравственности, определённое отношение к труду, к людям, к обществу, черты характера и способности, манеры и формы поведения.
Самопознание,
самоутверждение и
Подростничество и юношество - это период активного экспериментирования, опробования себя молодыми людьми в разных ролях с целью формирования образа «Я» и жизненного самоопределения.
В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка.
В этом возрасте главная ценность - система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание сознаваемому или бессознательному следуемому «идеалу», устремлённость в будущее. Если в младшем школьном возрасте авторитет учителя являлся не менее значимым, чем авторитет семьи, то для подростка проблема авторитета взрослого становится не самоочевидной.
На
основании исследования можно сделать
вывод, что для подростка ведущую
роль играет общение со сверстниками
в контексте собственной
Заключение
Исходя
из выше изложенного, можно сделать
вывод, что личностный опросник «ОТКЛЭ»
Н.И Рейнвальда можно применять
при изучении индивидуально-психологических
особенностей личности на этапах подростничества,
ранней юности или юности. Используя
его методику возможно исследовать
у детей в ранней юности и юности,
а так же на стадии подростинчества
пять основных свойств личности, наиболее
компактно выражающих структуру
личности с точки зрения ее общественной
сущности и главных индивидуально-
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития следующего качества личности: толерантность.
Толерантность
(от лат. tolerantia – терпение) проявляется
в терпимости к чужим мнениям,
верованиям, поведению. Толерантность
– это моральное качество личности
или состояние общественных нравов,
характеризующееся
Cенситивный период становления и развития данного качества личности – младший школьный возраст.
Толерантность включает в себя такие структурные компоненты как переживание (эмоциональные реакции), понимание (когнитивные реакции), поведение (намерение, действие – конативные реакции).
М.С Мацковский и др. предлагают следующие формы толерантности:
В российской системе образования существуют следующие подходы к процессу формирования толерантности:
Становление толерантности предполагает позитивное развитие у индивида всех ее компонентов: знаний, чувств, установок, поведения.
Развивающие игры и упражнения для формирования и развития толерантности
Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»
Цель: научиться ценить индивидуальность другого.
Если бы мы умели ценить собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакостъ партнера.
Время проведения: 60 мин.
Этапы игры:
Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.
Упражнение «Что бы я сказал»
Цель: Проговорить вслух свои собственные стереотипы по восприятию другого народа.
Этапы игры:
Что бы я хотел сказать как русский татарину? Как татарин – русскому?
Как россиянин – американцу? Как россиянин – китайцу? и т.д.
Все высказывания вывешиваются на общую доску.
Групповое
обсуждение.
Игра «Оглянись, уходя»
Время: 5-10 мин.
Цель: тренировка эмпатийности.
Задание: участники делятся на пары и расходятся в разные стороны, но в какой-то момент должны обернуться и посмотреть друг на друга. Причем обернуться должны в одно и то же время. Сделать это будет непросто, потому что участники должны договориться об этом без помощи слов и жестов. Таким образом, остаются только чувства.
Посмотрите друг другу в глаза, попытайтесь почувствовать своего партнера. Повернитесь друг к другу спинами. Есть ли ощущение связующей нити между вами? Если так, то расходитесь…
Число
попыток для каждой пары не ограничено.
Однако, если двое людей в такой
ситуации «увидят» друг друга с первой
или со второй попытки, значит, между
ними есть незримое притяжение.
Упражнение «Сменяющиеся команды»
Цель: получения опыта общения и взаимодействия в разных командах.
Время проведения: 30 минут.
Этапы игры: