Контрольная по возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Ответы на три вопроса по возрастной психологии.

Содержание

Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности возрастного периода. Зрелость (31-60 лет)....................................3
Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности, используя следующую методику: Методика диагностики индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальд.........8
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития следующего качества личности: толерантность.................................23
Список литературы................................................................................................32

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 244.48 Кб (Скачать)

      На  другом уровне анализа структура  личности может быть описана при  помощи концепции типа личности. Тип  личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с  четко очерченными границами. По сравнению с концепциями, имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более  постоянные и более обобщенные поведенческие  характеристики. Поскольку люди наделены многими чертами, выраженными в  разной степени, их обычно описывают  как принадлежащих к тому или  иному типу. Например, Карл Густав Юнг  придерживался мнения, что люди разделяются  на две категории: интровертов и  экстравертов. С этой точки зрения любая личность - непременно либо одно, либо другое.  

 

Теоретические основы диагностики личности

      В сущности, хорошая теория порождает  гипотезы, которые легко проверить  посредством эмпирического исследования. В результате эксперимента, нацеленного  на проверку гипотезы, становится возможным  определить, какие из теоретических  утверждений следует принять, а  какие отвергнуть. В идеальном  случае личностные психологи в поисках  фактов или закономерностей должны получать данные, которые могут быть объяснены на более широкой теоретической  основе. Теория, не подтвержденная исследованием, - не более, чем праздные размышления. Сходным образом накопление фактов бесполезно до тех пор, пока процесс  получения этих данных не будет организован  на конструктивной и ясной основе. Эту основу и обеспечивает теория, обобщающая и представляющая эмпирические данные значимым образом.

      Исследование, базирующееся на теории (полное или  фундаментальное исследование), позволяет  устанавливать, существуют ли на самом  деле предполагаемые взаимоотношения  как между определенными феноменами, так и внутри каждого из них. Когда  две теории личности предсказывают  не согласующиеся соотношения для  определенного класса феноменов, мы обращаемся к исследованию, чтобы  выявить закономерности, имеющее  место в действительности.

      Исследования  позволяют нам изучать связи  между феноменами и устанавливать  значимые закономерности в отношении  личности. Исследование личности, будь то наблюдение или проведение эксперимента, представляет собой средство сбора  информации или фактов, которые могут  пролить свет на сложные вопросы, касающиеся поведения. В конце концов большинство персонологов надеются, что полученные ими данные будут  иметь некоторое значение для  установления валидности и полезности их теорий. Отношения между исследованием  и теорией выглядят как процесс  непрерывного взаимодействия - по крайней  мере, так должно быть. Теория выступает  в роли катализатора и одновременно руководства для размышлений, предшествующих эмпирическому исследованию. Она помогает свести тщательно отобранные результаты исследований в общую согласованную систему, каждый элемент которой составляет неотъемлемую ее часть. Но прежде всего должно быть нечто, что надо сводить воедино - это нечто и обеспечивает исследование. 

 

Структура личности Н.И. Рейнвальда 

Рис. 1. Схема психологической  структуры личности 

      "…  каждое свойство и структура  личности в целом подлежат  дальнейшему анализу еще по  трем параметрам:

      1) характеру осознанности или уровню  ориентировки;

      2) организованности или особенностям  перевода в действие тех или  иных потребностных состояний; 

      3) силе (интенсивности, напряженности,  масштабу проявления), т. е. с  точки зрения познавательных, волевых  и эмоциональных качеств человека.

      Предлагаемые "измерения" (см. схему структуры  личности) получены в результате обобщенной группировки названных выше функций  психического в регуляции деятельности. Их совпадение со старым тройственным делением психических явлений на ум, чувство и волю свидетельствует, в частности, о том, что последнее  должно оказаться более перспективной  основой выявления той реальности, которая соответствует психологической  структуре личности, чем деление  на темперамент, характер и способности  или вычленение в личности таких  факторов, как экстраверсия, интроверсия  и т. д.

      Сила  чувств с этой точки зрения представляет собой не что иное, как выражение  интенсивности соответствующих  потребностей (актов деятельности, направленных на их удовлетворение, и  формирующихся на их основе диспозиций, установок).

      Сила  ума характеризуется степенью адекватности актов деятельности условиям действия. Уровень развития интеллекта выражается в качестве проникновения в сущность ситуации и в правильности оценки собственных возможностей в применении к ней. Сила воли отражает соответственно уровень оснащенности деятельности "плановыми" или "целевыми" добавками, т е участие в регуляции  соответствующих актов деятельности инструкций, самоинструкций, норм поведения  и т. д.. Все особенности личности, ее характера, способностей и темперамента могут быть, в конечном счете, выражены с помощью этих основных измерений.

      Такая трактовка способствует введению этих важнейших психологических понятий  в контекст системного понимания  психического и намечает вполне конкретные пути радикального преодоления абстрактного функционализма, показывая, что речь идет о выраженности ориентировочной, организационной и энергетической характеристик целостных актов  деятельности и соответствующих  им предрасположений - свойств личности.

      Н. И. Рейнвальд (1987) считает главной  характеристикой активности личности – ее направленность. В качестве ключевого при рассмотрении направленности личности, наряду с понятием мотива, ею выделяется понятие потребности.

      Важным  компонентом направленности личности являются также цели деятельности. Цели, которые человек ставит перед  собой, образуют перспективные линии  личности и позволяют говорить о  тенденциях ее развития.

      Направленность  – подлинная основа психологической  структуры личности. Синтетическим  выражением направленности личности являются ее мировоззрение и личностные смыслы, определяющие ценностные ориентации.

      Стержнем  личности как члена общества является тип ее направленности. Тип направленности личности – это доминирующая мотивация, определяющая избираемые человеком  жизненные цели и способы самоутверждения. Направленность – системообразующий  фактор личности.

      Типы  направленности личности:

    • Тип созидателя.
    • Тип потребителя (включает два подтипа: потребитель-труженик, потребитель-тунеядец).
    • Тип разрушителя.

      Психологическая структура личности Н. И. Рейнвальд  включает три группы феноменов, несомненно, входящих в состав психического склада личности:

    • Психические доминантные состояния.
    • Психические свойства личности (черты характера).
    • Типы личности (системное качество, обнаруживаемое у человека при его изучении в системе «человек-общество»).

      Исследование  психологической организации личности через деятельность, взятую в таких  универсальных единицах, как целостные  акты деятельности, составляющие этапы жизни личности, позволяет Н. И. Рейнвальд дать следующее определение: личность – это человек как субъект общественно обусловленной деятельности, благодаря которой он занимает среди других людей определенную позицию. Психологические особенности личности проявляются в том, к чему она стремится и чего избегает, а также в степени осознанности, организованности, интенсивности и итоговой результативности ее активности, направленной на решение соответствующих жизненных задач. 

 

Эмпирическое исследование индивидуально-психологических  особенностей личности на этапах подростничества, юности ранней юности с использованием методики диагностики  индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальд.

Личностный  опросник «ОТКЛЭ»  Н.И Рейнвальда (Приложение 1)

      Цель: исследовать пять основных свойств  личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрения ее общественной сущности и главных  индивидуально-психологических особенностей: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие. Наиболее важным системообразующим  компонентом целостной структуры  личности, ее основой является направленность - иерархически соподчиненные побуждения, характерные для данного человека, поэтому следует обратить внимание на то, к чему он стремиться и чего избегает.

      Предлагается  ответить на 115 вопросов. Вопросы направлены на выяснение обычного состояния  и способа поведения.

      Вопросник имеет 5 шкал, каждая из которых состоит  из 20 вопросов и контрольная шкала  содержит 15 вопросов. Показателями степени  выраженности организованности, трудолюбия, коллективизма, любознательности и  эстетического развития служит количество баллов, набранных испытуемым по каждой из пяти шкал. Обработка анкет проводится при помощи ключа.

      Организованность. Первая шкала включает вопросы об уровне потребности направлять свои интересы на реализацию целей, на достижение эффективности деятельности, о склонности организовывать режим дня, рабочее  место, о легкости (трудности) своевременного переключения с одного вида деятельности на другой, о склонности планировать  труд и отдых.

      Трудолюбие. Вторая шкала включает вопросы, выявляющие отношение личности к процессу трудовой деятельности, об активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, об ответственном отношении к труду, творческом подходе, заинтересованности в достижении наилучшего результата, об осознании красоты и общественной полезности своей деятельности.

      Коллективизм. Третья шкала включает вопросы об уровне потребности организовывать взаимоотношения и совместную деятельность с другими людьми, что проявляется  в осознанном подчинении личных интересов  общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопониманию, взаимопомощи, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам  и нуждам друг друга.

      Любознательность. Четвертая шкала включает вопросы  о потребности познания, интересе к окружающему миру, к новым  знаниям, об активном познавательном отношении  к отдельным фактам, стремлении познать  взаимосвязи окружающего мира.

      Эстетическое  развитие. Пятая шкала включает вопросы  об эстетическом вкусе и эстетическом отношении к действительности, об уровне потребности человека находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и искусстве, оценивать  явления и факты, окружающего  мира по законам гармонии и красоты.

Результаты  исследования

      Исследование  проводилось среди трех групп:

      Первая  группа – школьники 7-9 классов

      Вторая  группа – школьники 1-4 классов

      Третья  группа – старшая группа детского сада

      Общее количество опрашиваемых составляло в  каждой группе – 40 человек.

      Для исследования индивидуально-психологических  особенностей личности был выбран опросник «ОТКЛЭ» Н.И Рейнвальда состоящий  из 115 вопросов.

      Цель  проведения эмпирического исследования – сравнить полученные результаты и выявить ее возможности, особенности  использования и применения. 

Таблица 1

      Организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие подростков

Параметры Человек В %
Организованность 24 60
Трудолюбие 28 70
Коллективизм 24 60
Любознательность 16 40
Эстетическое  развитие 24 60
 

Таблица 2

      Организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие в юности

Параметры Человек В %
Организованность 16 40
Трудолюбие 20 50
Коллективизм 28 70
Любознательность 32 80
Эстетическое  развитие 20 50

Информация о работе Контрольная по возрастной психологии