Консультирование тревожных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:15, реферат

Описание работы

Консультирование определяется, как профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Целью консультирования является помощь клиентам понимании происходящего в их жизненном пространстве и осмыслению достижения поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1.Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…..4
2.Особенности консультирования тревожных клиентов:
2.1.Психофизиологические проявления тревожности……………….…10
2.2.Виды «маскировки» тревожности……………………………………11
2.3.Защитные механизмы в работе с тревожными клиентами…………13
2.4.Особенности консультирования тревожных клиентов……………..15
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………….…….19

Работа содержит 1 файл

тревожные клиенты.docx

— 39.59 Кб (Скачать)

    8.  Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза.

    9. Отрицание – механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Норма в случае кризисных ситуаций. Патология – нарушение осознания реальности приводит к негативным последствиям. Нет критики к реальности.

    10.  Смещение – это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

    В психологическом консультировании мы, как правило, сталкиваемся с использованием непригодных защитных механизмов для  преодоления тревожности.

    2.4.Особенности  консультирования  тревожных клиентов

      Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта. Невысказанная тревожность безгранична. Когда она «одевается» в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может «увидеть» как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента. Человеку, раздираемому внутренним, невербализируемым конфликтом, не следует отказывать в помощи из-за якобы экзистенциальной природы его тревожности. Экзистенциальная тревога существует, однако большинство клиентов обращается не из-за нее [7].

    Итак, в психологическом консультировании тревожного клиента важно:

    а) дать клиенту выговорится, и снять, выразить свою тревожность.

    б) обсуждать с клиентом его состояние.

    в) выделить причины возникновения  тревоги 

    г) после осознания причины важно  помочь преодолеть внутренние конфликты, организовать, ситуацию поиска дополнительных ресурсов. 

    При консультировании тревожных клиентов не допускается: увещевание клиента, чтение нотаций, разговоры о стрессах и  перенапряжениях современной жизни, акцент на экзистенциальной стороне  проблемы.

 

    Заключение 

    Целью нашей работы являлось исследование особенностей консультирования тревожных  клиентов.

    В процессе анализа литературы по проблеме мы выяснили, что современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.

    Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом  неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию  других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной  сферы личности. Значение тревоги  как социально - обусловленного фактора  было отмечено на одном из первых,  ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов.

    В консультировании мы сталкиваемся с  клиентами, для которых тревожность  представляет мучительное, не проходящее состояние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание.

    Тревожность сопровождается широким спектром физиологических реакций и вызывает психосоматические расстройства, а само состояние тревожности нередко «маскируется»  жалобами соматического характера. Так же психологи выделяют и другие способы маскировки, многоговорение, сопротивление прерывание, дружбы и пр. Нередко так же сопровождение тревожных расстройств защитными механизмами, которые в большинстве случает оказываются не продуктивными для решения проблемы.

    К общим особенностям консультирования тревожных клиентов можно отнести  следующие рекомендации: дать клиенту выговорится, и снять, выразить свою тревожность, обсуждать с клиентом его состояние, выделить причины возникновения тревоги, после осознания причины важно помочь преодолеть внутренние конфликты, организовать, ситуацию поиска дополнительных ресурсов.  При консультировании тревожных клиентов не допускается: увещевание клиента, чтение нотаций, разговоры о стрессах и перенапряжениях современной жизни, акцент на экзистенциальной стороне проблемы

 

Список  литературы 

  1. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический  журнал, 1992г. т. 13 №5.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: изд-во «Институт практической психологии», - Воронеж, 1995г. С. 352.
  3. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1997г.
  4. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986г.
  5. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 1966г.
  6. Изард К. Эмоции человека. – М., изд-во МГУ, 1980г.
  7. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999.-240с.
  8. Колесникова Г.И. Психологический практикум по консультированию. – Ростов н/Д, 2007. – 318с.
  9. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969г., №1.
  10. Немов. Р. С. Психология. Кн. №2, - М., Просвещение Владос., 1995г.
  11. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты проблемы, - М., 1995г.
  12. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.
  13. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990г.
  14. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996г.
  15. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997г.
  16. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М., 1975г.
  17. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 1997г.

Информация о работе Консультирование тревожных клиентов