Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:15, реферат
Консультирование определяется, как профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Целью консультирования является помощь клиентам понимании происходящего в их жизненном пространстве и осмыслению достижения поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Введение ……………………………………………………………………..3
1.Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…..4
2.Особенности консультирования тревожных клиентов:
2.1.Психофизиологические проявления тревожности……………….…10
2.2.Виды «маскировки» тревожности……………………………………11
2.3.Защитные механизмы в работе с тревожными клиентами…………13
2.4.Особенности консультирования тревожных клиентов……………..15
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………….…….19
Тревожность
имеет ярко выраженную специфику, обнаруживающуюся
в ее источниках, содержании, формах
проявления, компенсации и защиты.
Для каждого возрастного
В. Р. Кисловская, изучавшая с помощью проективных тестов возрастную динамику тревожности, обнаружила наибольшую тревожность у дошкольников в общении с воспитанниками детского сада и наименьшую тревожность с родителями. Младшие школьники наибольшую тревожность испытывают в отношениях с взрослыми людьми и наименьшую со сверстниками.
Рассмотренные теории тревожности и само определение понятий «тревога» и «тревожность», позволяет сделать вывод о том. Что эти состояния обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере возрастных пиков тревоги, частоте распределения и интенсивности переживания тревоги, значительном росте тревожности детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.
Изучение форм тревожности проводилось в процессе индивидуальной и групповой практической психологической работы с детьми и подростками.
Известно, что существует 2 категории тревожности:
1.
открытая – сознательно
2. скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.
Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделяются три формы открытой тревожности [1].
Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавится.
Несмотря на большое количество экспериментальных, эмпирических и теоретических исследований состояния тревоги, концептуальная разработка этого понятия в современной литературе до сих пор остается недостаточно разработанной.
Таким образом, современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.
Тревожность
– очень широко распространенный
психологический феномен нашего
времени. Она является частым симптомом
неврозов и функционального психоза,
а также входит в синдромологию
других заболеваний или является
пусковым механизмом расстройства эмоциональной
сферы личности. Значение тревоги
как социально - обусловленного фактора
было отмечено на одном из первых,
ежегодных симпозиумов, проводящихся
Американской ассоциацией психологов
и психопатологов.
2.Особенности
консультирования
тревожных клиентов
2.1.Психофизиологические проявления тревожности
Тревожность
имеет сходство со страхом, ведь в
обоих случаях проявляется
С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе - отступлению или сопротивлению. При тревожности возбуждается сердечно-сосудистая система (учащается ритм сердца, повышается кровяное давление), а деятельность пищеварительного тракта угнетается (уменьшается активность секреции и перистальтика). Кровь из пищеварительного тракта «пересылается» в мышечную систему, т.е. организм готовится к активной деятельности. Стандартная реакция «Бей или беги», не стандартная «Замри».
В консультации речь идет о клиентах с ярко выраженной тревожностью, часто проявляющейся в виде маскированного содержания или соматических симптомов.
Тревожность проявляется на трех уровнях [7]:
1. Нейроэндокринный – адреналин, эпинефрин.
2. Психический – неопределенное опасение.
3. Физиологический (соматический, моторно-висцеральный) - физическая реакция различных систем организма на увеличения продукции эпинифрина:
· Дерматологические реакции;
· Реакции, тахикардия, повышения давления;
· Реакция пищеварительного тракта, подавление деятельности слюнных желез;
· Реакция дыхательной системы, учащение дыхания, отдышка, гипервентиляция;
· Генетально-уретральные реакции, нарушение менструаций, боль в области таза, фригидность, импотенция;
· Вазомоторные реакции, покраснение, потоотделение;
· Реакции скелетно-мышечной системы, головные боли, боли в затылке, артрозы, заболевания типа радикулита.
Широкий
спектр физиологических реакций
вследствие тревожности объясняет,
почему продолжительная тревожность
вызывает психосоматические
2.2.Виды «маскировки» тревожности
В консультировании мы сталкиваемся с клиентами, для которых тревожность представляет мучительное, не проходящее состояние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снова произойдет подобная безымянная трагедия. Человек, постоянно испытывающий тревожность, живет как бы под темным небом и не способен преодолеть напряжение ни усилиями собственной воли, ни с помощью близких [7]. В таком состоянии обычно и попадают к консультанту. Иногда это состояние проходит само собой, однако часто обостряется и становится все более трудно переносимым. Неопределенная тревожность особенно угнетает при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Когда существует постоянная угроза социальному положению, финансовому благополучию и т.п., все вокруг представляется потенциально угрожающим. Социальное окружение, жизненные условия не столько непосредственно порождают внутренние конфликты, сколько подчас создают благоприятную почву для их проявления в полную силу.
Работа консультанта с клиентом, который обратился из-за постоянной тревожности, утомительна, так как клиенту порой трудно объяснить, какие проблемы скрыты за этим изнуряющим переживанием [8]. Консультант должен уметь разглядеть разные «лики» тревожности, поскольку тревожность часто проявляется не напрямую, а «перевоплощается». Р. Кочунас рассматривает следующие варианты таких «воплощений» [7].
1. Переименование. «Я раздражен; я в напряжении; у меня слабость; я боюсь; мне грустно; я постоянно просыпаюсь по ночам; я не чувствую себя самим собой» - клиенты используют десятки слов и выражений для
2. Соматическая символизация. Очень часто тревожность выражается соматическими симптомами. Большинство клиентов связывают их со специфическими ситуациями, вызывающими тревожность. Однако неправильно называть такие симптомы «функциональными», «на нервной почве» и т.п., поскольку клиент чувствует себя как бы обвиненным в симуляции и жалующимся на что-то фиктивное, поэтому прибегает к отрицанию и другим средствам психологической защиты.
3.Определенные навязчивые действия. Курение, постукивание пальцами, переедание, шопинг. Чаще это симптом конкретного конфликта жизненной ситуации.
4.Другие эмоции. Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации.
5. Болтливость клиента. Непрерывное говорение - это своеобразная форма самозащиты, которую неосмотрительно сразу ломать. Консультант сквозь призму собственных чувств должен проанализировать мотивы многоговорения, имея в виду, что в повседневной жизни клиент точно так же досаждает окружающим пустыми разговорами, стараясь и спрятать свою тревожность, и убежать от нее.
6.Прерывание консультанта. Стремление прерывать консультанта может быть обусловлено не вполне осознанным страхом перед каким- либо вопросом или высказыванием. Иногда разумно прямо спросить, понимает ли клиент, что делает. Прямой вопрос поможет клиенту осознать способ своего поведения в состоянии тревожности.
7.Парадоксальная защита. Демонстрация активности. Выпячивание тревожности. Необходимо вернуть ответственность клиенту за его жизнь и обратить внимание клиента на враждебность, если она есть.
8. Сопротивлению процессу консультирования в виде высказывания только цензурированных мыслей и чувств. Стремление быть безличным. Консультант должен обратить внимание клиента на то, что как он избегает тревожности, в враждебность в скрытой форме. Важно переводить агрессию в открытый уровень.
8.Дружеская форма. Необходимо обратить внимание клиента на специфику его поведения и более четко разделить область профессиональных и дружеских отношений.
9. Сексуальное соблазнение консультанта. Уничтожение консультанта как профессионала.
2.3.Защитные механизмы в работе с тревожными клиентами
Тревожность
клиентов перевоплощается или
1.
Вытеснение – играет основную
роль в формировании симптомов
за счет комбинации с другими
защитными механизмами.
2. Регрессия – снижение уровня развития. Наблюдается полная, или частичная, или символическая реализация потребностей ранними способами поведения. В норме она проявляется в играх или реакциях на неприятные события. Патологическая регрессия проявляется при психических болезнях особенно при шизофрении.
3. Проекция – перенос своих чувств и мыслей на других. Вредоносная приводит к ошибочной интерпретации реальности. Патологическая – бред, галлюцинации, неспособность отличить реальность от фантазии.
4. Интроекция – это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции.. Патологическая – объединение собственной личности и объекта. Механизм реализации агрессии с последующей депрессией.
5. Рационализация – это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем.
6. Интеллектуализация – этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств.
7. Компенсация – Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере)..