Консультирование тревожных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:15, реферат

Описание работы

Консультирование определяется, как профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Целью консультирования является помощь клиентам понимании происходящего в их жизненном пространстве и осмыслению достижения поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1.Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…..4
2.Особенности консультирования тревожных клиентов:
2.1.Психофизиологические проявления тревожности……………….…10
2.2.Виды «маскировки» тревожности……………………………………11
2.3.Защитные механизмы в работе с тревожными клиентами…………13
2.4.Особенности консультирования тревожных клиентов……………..15
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………….…….19

Работа содержит 1 файл

тревожные клиенты.docx

— 39.59 Кб (Скачать)

    Тревожность имеет ярко выраженную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления, компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода  существуют определенные области, объекты  действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства  детей вне зависимости от наличия  реальной угрозы или тревожности  как устойчивого образования.

    В. Р. Кисловская, изучавшая с помощью  проективных тестов возрастную динамику тревожности, обнаружила наибольшую тревожность  у дошкольников в общении с  воспитанниками детского сада и наименьшую тревожность с родителями. Младшие  школьники наибольшую тревожность  испытывают в отношениях с взрослыми  людьми и наименьшую со сверстниками.

    Рассмотренные теории тревожности и само определение  понятий  «тревога» и «тревожность», позволяет сделать вывод о  том. Что эти состояния обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере возрастных пиков тревоги, частоте распределения и интенсивности переживания тревоги, значительном росте тревожности детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.

    Изучение  форм тревожности проводилось в  процессе индивидуальной и групповой  практической психологической работы с детьми и подростками.

    Известно, что существует 2 категории тревожности:

    1. открытая – сознательно переживаемая  и проявляемая в поведении  и деятельности в виде состояния  тревоги; 

    2.    скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.

    Внутри  этих категорий были выявлены и подверглись  специальному анализу различные  формы тревожности. Выделяются три  формы открытой тревожности [1].

  1. Острая,  нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.
  2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью.

    Важной  характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается  детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавится.

  1. Культивируемая тревожность – в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.

    Несмотря  на большое количество экспериментальных, эмпирических и теоретических исследований состояния тревоги, концептуальная разработка этого понятия в современной литературе до сих пор остается недостаточно разработанной.

    Таким образом, современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.

    Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом  неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию  других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной  сферы личности. Значение тревоги  как социально - обусловленного фактора  было отмечено на одном из первых,  ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов. 
 
 
 
 

 

2.Особенности  консультирования  тревожных клиентов 

    2.1.Психофизиологические  проявления тревожности

    Тревожность имеет сходство со страхом, ведь в  обоих случаях проявляется реакция  на опасность. Тревожность интрапсихична, т.е. обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той мере, в какой они стимулируют внутренние конфликты. Обычно тревожность в отличие от страха представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. В основе тревожности всегда лежат внутренние конфликты личности [7]. Для тревожности также характерна пролонгированность, т.е. ей свойственно растягиваться во времени, постоянно повторяться или становиться непрерывной [9].

    С физиологической точки зрения тревожность  является реактивным состоянием. Она  вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе - отступлению или сопротивлению. При тревожности возбуждается сердечно-сосудистая система (учащается ритм сердца, повышается кровяное давление), а деятельность пищеварительного тракта угнетается (уменьшается  активность секреции и перистальтика). Кровь из пищеварительного тракта «пересылается» в мышечную систему, т.е. организм готовится к активной деятельности. Стандартная реакция «Бей или беги», не стандартная «Замри».

    В консультации речь идет о клиентах с ярко выраженной тревожностью, часто  проявляющейся в виде маскированного содержания или соматических симптомов.

    Тревожность проявляется на трех уровнях [7]:

    1. Нейроэндокринный – адреналин,  эпинефрин.

    2. Психический – неопределенное  опасение.

    3. Физиологический (соматический, моторно-висцеральный) - физическая реакция различных систем организма на увеличения продукции эпинифрина:

    · Дерматологические реакции;

    ·  Реакции, тахикардия, повышения давления;

    ·   Реакция пищеварительного тракта, подавление деятельности слюнных желез;

    · Реакция дыхательной системы, учащение дыхания, отдышка, гипервентиляция;

    · Генетально-уретральные реакции, нарушение менструаций, боль в области таза, фригидность, импотенция;

    ·  Вазомоторные реакции, покраснение, потоотделение;

    ·  Реакции скелетно-мышечной системы, головные боли, боли в затылке, артрозы, заболевания типа радикулита.

    Широкий спектр физиологических реакций  вследствие тревожности объясняет, почему продолжительная тревожность  вызывает психосоматические расстройства, а само состояние тревожности  нередко «маскируется»  жалобами соматического характера. Такие  клиенты, как правило, вначале попадают не к психологу или психотерапевту, а к врачу общей практики.

    2.2.Виды  «маскировки» тревожности

    В консультировании мы сталкиваемся с  клиентами, для которых тревожность  представляет мучительное, не проходящее состояние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снова произойдет подобная безымянная трагедия. Человек, постоянно испытывающий тревожность, живет как бы под темным небом и не способен преодолеть напряжение ни усилиями собственной воли, ни с помощью близких [7]. В таком состоянии обычно и попадают к консультанту. Иногда это состояние проходит само собой, однако часто обостряется и становится все более трудно переносимым. Неопределенная тревожность особенно угнетает при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Когда существует постоянная угроза социальному положению, финансовому благополучию и т.п., все вокруг представляется потенциально угрожающим. Социальное окружение, жизненные условия не столько непосредственно порождают внутренние конфликты, сколько подчас создают благоприятную почву для их проявления в полную силу.

    Работа  консультанта с клиентом, который  обратился из-за постоянной тревожности, утомительна, так как клиенту  порой трудно объяснить, какие проблемы скрыты за этим изнуряющим переживанием [8]. Консультант должен уметь разглядеть разные «лики» тревожности, поскольку тревожность часто проявляется не напрямую, а «перевоплощается». Р. Кочунас рассматривает следующие варианты таких «воплощений» [7].

    1. Переименование. «Я раздражен; я в напряжении; у меня слабость; я боюсь; мне грустно; я постоянно просыпаюсь по ночам; я не чувствую себя самим собой» - клиенты используют десятки слов и выражений для

    2. Соматическая символизация. Очень часто тревожность выражается соматическими симптомами. Большинство клиентов связывают их со специфическими ситуациями, вызывающими тревожность. Однако неправильно называть такие симптомы «функциональными», «на нервной почве» и т.п., поскольку клиент чувствует себя как бы обвиненным в симуляции и жалующимся на что-то фиктивное, поэтому прибегает к отрицанию и другим средствам психологической защиты.

    3.Определенные навязчивые действия. Курение, постукивание пальцами, переедание, шопинг. Чаще это симптом конкретного конфликта жизненной ситуации.

    4.Другие эмоции. Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации.

    5. Болтливость клиента. Непрерывное говорение - это своеобразная форма самозащиты, которую неосмотрительно сразу ломать. Консультант сквозь призму собственных чувств должен проанализировать мотивы многоговорения, имея в виду, что в повседневной жизни клиент точно так же досаждает окружающим пустыми разговорами, стараясь и спрятать свою тревожность, и убежать от нее.

    6.Прерывание консультанта. Стремление прерывать консультанта может быть обусловлено не вполне осознанным страхом перед каким- либо вопросом или высказыванием. Иногда разумно прямо спросить, понимает ли клиент, что делает. Прямой вопрос поможет клиенту осознать способ своего поведения в состоянии тревожности.

    7.Парадоксальная защита. Демонстрация активности. Выпячивание тревожности. Необходимо вернуть ответственность клиенту за его жизнь и обратить внимание клиента на враждебность, если она есть.

    8. Сопротивлению процессу консультирования в виде высказывания только цензурированных мыслей и чувств. Стремление быть безличным. Консультант должен обратить внимание клиента на то, что как он избегает тревожности, в враждебность в скрытой форме. Важно переводить агрессию в открытый уровень.

    8.Дружеская форма. Необходимо обратить внимание клиента на специфику его поведения и более четко разделить область профессиональных и дружеских отношений.

    9. Сексуальное соблазнение консультанта. Уничтожение консультанта как профессионала.

    2.3.Защитные  механизмы в работе  с тревожными клиентами

    Тревожность клиентов перевоплощается или сопровождается защитными механизмами, которые  консультант должен различать. Защитные механизмы, которые использует тревожный  клиент, как правили, не продуктивны  и мешают положительному разрешению проблемы. Приведем примеры некоторых из них [17, 7]:

    1. Вытеснение – играет основную  роль в формировании симптомов  за счет комбинации с другими  защитными механизмами. Вытеснение + смещение = фобические реакции.  Вытеснение + конверсия = соматика, истерические  реакции. 

    2. Регрессия – снижение уровня развития. Наблюдается полная, или частичная, или символическая реализация потребностей ранними способами поведения. В норме она проявляется в играх или реакциях на неприятные события. Патологическая регрессия проявляется при психических болезнях особенно при шизофрении.

    3.  Проекция – перенос своих чувств и мыслей на других. Вредоносная приводит к ошибочной интерпретации реальности. Патологическая – бред, галлюцинации, неспособность отличить реальность от фантазии. 

    4. Интроекция – это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции.. Патологическая – объединение собственной личности и объекта. Механизм реализации агрессии с последующей депрессией.

    5. Рационализация – это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем.

    6. Интеллектуализация – этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств.

    7. Компенсация – Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере)..

Информация о работе Консультирование тревожных клиентов