Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:15, реферат
Консультирование определяется, как профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Целью консультирования является помощь клиентам понимании происходящего в их жизненном пространстве и осмыслению достижения поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Введение ……………………………………………………………………..3
1.Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…..4
2.Особенности консультирования тревожных клиентов:
2.1.Психофизиологические проявления тревожности……………….…10
2.2.Виды «маскировки» тревожности……………………………………11
2.3.Защитные механизмы в работе с тревожными клиентами…………13
2.4.Особенности консультирования тревожных клиентов……………..15
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………….…….19
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Дисциплина:
Специальность
050706 «Педагогика и психология»
Реферат
Консультирование
тревожных клиентов
Выполнил:
Студентка курса
Проверил:
Ростов-на-Дону
2010г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..3
1.Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…..4
2.Особенности
консультирования тревожных клиентов:
2.1.Психофизиологические проявления тревожности……………….…10
2.2.Виды «маскировки» тревожности……………………………………11
2.3.Защитные механизмы в работе с тревожными клиентами…………13
2.4.Особенности консультирования тревожных клиентов……………..15
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
В психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем очень широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. То есть в поле зрения психологического консультирования попадают самые разнообразные проблемы.
Консультирование определяется, как профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Целью консультирования является помощь клиентам понимании происходящего в их жизненном пространстве и осмыслению достижения поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Таким образом, мы видим, что центральной фигурой в процессе консультирования является клиент, то есть конкретный человек со своими специфическими проблемами, своим типом личности, определенным набором способов поведения и реагирования на влияния окружающей среды.
С
другой стороны, все чаще отмечается,
что тревога является проводником
нашего времени, одной из самых навязчивых
проблем. Ее определяют как психическое
состояние, устойчивое личностное образование,
эмоциональное состояние. Проблема
тревожности широко представлена в
зарубежной и отечественной психологии,
в первую очередь, как проблема психологической
практики. В связи с этим, мы считаем
актуальным рассмотреть особенности
консультирования тревожных клиентов,
как запроса современной
Таким
образом, целью данной работы является
исследование особенностей консультирования
тревожных клиентов.
1.Проблема
тревожности в зарубежной
и отечественной психологии
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. По классификации предложенной К. Изардом [6], в его «теории дифференциации эмоций», выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относятся: интерес – волнение; радость; горе – страдание; удивление; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина.
Остальные
производные. Из соединения фундаментальных
эмоций возникает комплексное, эмоциональное
состояние, как тревожность, которая
может сочетать в себе и страх,
и гнев, и вину, и интерес –
возбуждение. Разные авторы дают разные
определения этому
Словарь
практического психолога
В.В. Суворова [16], в своей книге «Психофизиология стресса» определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект.
А. М. Прихожан [12], определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, отмечает А. М. Прихожан, и константные формы реализации поведения с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.
Как
и любое комплексное
Нужно заметить, что тревожность
может возникнуть уже в
«Страх
– это эмоция, возникающая в
ситуациях угрозы биологическому или
социальному существованию
В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.
Следовательно,
тревожность – это черта
Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.
Л. И. Божович [2], определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни.
В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов [9], дает следующее определение: «Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях» [16].
Психодинамический подход рассматривает тревожность следующим образом. Согласно З. Фрейду: «страх – это состояние аффекта, т.е. объединение определенных ощущений ряда «удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события» [17]. Страх возникает из либидо, согласно З. Фрейду, и служит самосохранению, является сигналом новой, обычно внешней опасности.
З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом.
Представительница
того же направления, К. Хорни, утверждает,
решающим фактором в развитии личности
являются социальные отношения между
ребенком и взрослым. В социальной
теории личности К. Хорни выделяет две
потребности, которые характерны для
детства: потребность в удовольствии
(в этом она согласна с З. Фрейдом)
и потребность в безопасности,
которую она считает главной
потребностью, мотив которой быть
мобильным, желанным и защищенным от
опасности или враждебного
Согласно К. Хорни, чтобы преодолеть базальную тревогу, ребенок вынужден прибегать к защитным стратегиям, которые К. Хорни, назвала «невротическими потребностями». Всего выделила 10 таких стратегий. Все эти стратегии она подразделила на 3 основных категории: ориентация на людей, от людей и против людей. Иначе говоря, каждая из этих категорий направлена на снижение тревоги.
Согласно, Ч. Д. Спилбергеру, различают тревогу - как состояние и тревожность – как свойство личности. Концепция Ч. Д. Спилбергера находится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора. Различия в оценке, равных практических ситуаций у людей с разной тревожностью, приписывают, прежде всего, влиянию опыта и детства и отношением родителей к ребенку.
Функциональный подход позволяет рассматривать состояние тревоги, не только как ряд реакций, характеризующих состояние, но и как субъективный фактор, влияющий на динамику протекания деятельности.
Вопрос
о психологических функциях часто
затрагивает обсуждение таких традиционных
проблем, как генетические корни
тревоги, условия и ситуации ее возникновения,
влияние тревоги на деятельность
и др. Исходно функциональная характеристика
тревоги выделяется в большинстве
направлений интерпретации
К. Гольдштейн отличал, что свобода здорового индивида означает фактически то, что он может выбрать между альтернативами, добиться возможности для преодоления трудностей в новой окружающей среде.
Также В. М. Астапов [1], выделяет еще одну функцию тревоги, функция оценки склонившейся ситуации. При этом первостепенное значение имеет то, какой смысл ей придается. Следует подчеркнуть, что отрицательно окрашенные переживания тревоги возникают тогда, когда индивид оценивает ситуацию как опасную и не располагает готовыми и достаточно надежными, на его взгляд, способами ее разрешения. Таким образом, на основании функционального подхода к изучению тревоги можно определить это состояние как результат сложного процесса, включающего количественные, аффективные и поведенческие реакции на уровне ценностей личности.