Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:22, контрольная работа
Конфликт - это, не всегда осознанные противоречия, разногласия, возникающие в одной личности, между двумя и более субъектами или группами, из-за взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, взглядов, установок, стремлений, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей и групп. Возможна борьба, взаимное противодействие, противоборство, активное столкновение личностей, т.е. осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий, не всегда приводящая к подчинению или устранению противника.
Ведение
1.Социально-психологический подход к исследованию конфликтов.
2.Понятие и типология конфликта.
3.Проблема методов исследования и разрешения конфликтов.
4.Методы разрешения конфликтов. Сотрудничество. Коммуникация. Переговоры. Посредничество. Примирение.
5.Профилактика конфликтов. Рекомендации по предупреждению и решению конфликтов.
Заключение
Литература
Контрольная работа
Конструктивные способы решения конфликтов. Профилактика конфликтов
План:
Ведение
Заключение
Литература
Введение
Существует
множество определений и
Конфликт - это, не всегда осознанные противоречия, разногласия, возникающие в одной личности, между двумя и более субъектами или группами, из-за взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, взглядов, установок, стремлений, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей и групп. Возможна борьба, взаимное противодействие, противоборство, активное столкновение личностей, т.е. осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий, не всегда приводящая к подчинению или устранению противника.
Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины: враждебность, соперничество, конкуренция, кризис, соревнование, противоречие.
Любое
нарушение общения может
Конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не удовлетворяются, такими, например, как желание безопасности, независимости или причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либо значимое. При поверхностном рассмотрении конфликта может показаться, что конфликтная ситуация не связана с этими нуждами и желаниями. Однако пока эти основные причины не вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор, когда ситуация, обусловившая конфликт, изменяется по иным причинам. К сожалению, по занимаемой в конфликте позиции или по манере поведения и действия человека не всегда просто установить, какие желания или опасения им движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что люди не отдают себе отчета в своих истинных намерениях: они просто хотят чего-то, а почему они этого хотят, не знают. В своей книге Роджер Фишер и Уильям Юри отмечают, что многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Таким образом, их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон [1].
Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это - момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях. С позиций современной науки управления предупреждение конфликтов выступает в виде особой тактики, осуществляемой в чрезвычайных ситуациях. Причем возникновение самой возможности конфликта свидетельствует о сбое в системе управленческой деятельности, результатом несоблюдения её основных норм.
Одним
из наиболее востребованных на настоящее
время навыков и умений управленца
является грамотное проведение профилактики
конфликтов .
Непосредственной
причиной пристального интереса к проблеме
конфликта со стороны социальной
психологии послужило нарастание критики
в адрес структурно-
Положительные аспекты меж- и внутри групповых конфликтов, гипотетически обозначенные Л. Козером, получили дальнейшее развитие в трудах М. Дойча.
Определяя сущность социально-психологического подхода к исследованию конфликтов, М. Дойч выделяет ряд положений:
– каждый участник социального взаимодействия реагирует на партнера, оценивая его, причем выводы могут не совпадать с реальностью;
– каждый участник социального взаимодействия, догадываясь о степени информированности другой стороны, будет вступать исходя из собственных предположений о действиях противника, а также под влиянием своего восприятия поведения другой стороны;
– социальное
взаимодействие не только может быть инициировано
различными мотивами – оно может породить
новые и погасить старые.
Социальные взаимодействия делают их
участников более восприимчивыми к внешним
моделям и примерам.
– социальное взаимодействие происходит в социальной среде – в семье, в группе, в общине, в стране, в цивилизации, – которая выработала технику, символы, категории, правила и ценности, подходящие для взаимодействия людей.
– каждый участник социального взаимодействия, будь то группа или индивид, представляет собой сложную систему взаимодействующих подсистем, и может действовать как целое. Принятие решения индивидом или группой может вызвать внутреннее противоречие между различными интересами и ценностями по поводу контроля над действием. Внутренняя структура и внутренние процессы присущи всем социальным единицам (хотя из индивидов они менее заметны) [1].
Конфликт по мнению М. Дойча является деструктивным, «если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то потеряли». Если же все участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта, конфликт продуктивен. Поскольку устранить конфликт невозможно, главная задача его изучения – выявить факторы, определяющие развитие конфликта по конструктивному или деструктивному пути.
В качестве основы для решения данной задачи, считает М. Дойч, может быть использован сформулированный им закон социальных отношений, согласно которому «характерные процессы и эффекты, обусловленные данным типом социального отношения (кооперативным или конкурентным), имеют тенденцию усиливать вызвавший их тип социального отношения». Автор делает вывод о том, что конфликт между сторонами, находящимися в кооперативной взаимосвязи, менее разрушителен, нежели имеющий место между участниками конкурентного процесса. Тип течения и способы разрешения деструктивного и конструктивного конфликта различны.
Отличительная черта деструктивного конфликта,
предполагающего конфронтацию сторон,
– тенденция к расширению и эскалации.
В результате такой конфликт не редко
становится независимым от породивших
его исходных причин и может продолжаться
и после того, как эти причины уже исчерпаны,
обесценены или забыты [4].
Существуют
различные определения
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.
В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).
Реалистические
конфликты вызваны
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Нереалистические
конфликты всегда дисфункциональны.
Их гораздо сложнее урегулировать,
направить по конструктивному руслу.
Надежный способ профилактики подобных
конфликтов в организации — создание
благоприятной психологической
атмосферы, повышение психологической
культуры руководителей и подчиненных,
овладение приемами само регуляции
эмоциональных состояний в
Существуют пять основных типов конфликта:
внутри личностный; межличностный; между
личностью и группой; межгрупповой; социальный.
Внутриличностный конфликт. Этот тип
конфликта не полностью соответствует
данному нами определению. Здесь участниками
конфликта являются не люди, а различные
психологические факторы внутреннего
мира личности, часто кажущиеся или являющиеся
несовместимыми: потребности, мотивы,
ценности, чувства и т. п.
Внутри
личностные конфликты, связанные с
работой в организации, могут
принимать различные формы. Одна
из наиболее распространенных форм —
это ролевой конфликт, когда различные
роли человека предъявляют к нему
противоречивые требования. Например,
будучи хорошим семьянином (роль отца,
матери, мужа, жены и т. п.), человек
должен вечера проводить дома, а
положение руководителя может обязать
его задержаться на работе. Или: начальник
цеха дал мастеру указание выпустить
определенное количество деталей, а
технический руководитель в то же
самое время — произвести технический
осмотр оборудования. Причиной первого
конфликта является рассогласование
личных потребностей и требований производства,
а второго -- нарушение принципа единоначалия.
Внутренние конфликты могут возникать
на производстве вследствие перегруженности
работой или, напротив, отсутствия работы
при необходимости находиться на
рабочем месте.
Межличностный
конфликт. Это самый распространенный
тип конфликта. В организациях он проявляется
по-разному. Многие руководители считают,
что единственной его причиной является
несходство характеров. Действительно,
встречаются люди, которым из-за различий
в характерах, взглядах, манере поведения
очень непросто ладить друг с другом. Однако
более глубокий анализ показывает, что
в основе таких конфликтов, как правило,
лежат объективные причины. Чаще всего
— это борьба за ограниченные ресурсы:
материальные средства, производственные
площади, время использования оборудования,
рабочую силу и т. д. Каждый считает, что
в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Конфликты возникают между руководителем
и подчиненным, например, когда подчиненный
убежден, что руководитель предъявляет
к нему непомерные требования, а руководитель
считает, что подчиненный не желает работать
в полную силу.
Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.
Информация о работе Конструктивные способы решения конфликтов. Профилактика конфликтов