Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:54, реферат
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, предоставляем закономерности его развития и владеем механизмом решения. В связи с этим особое значение приобрёл такой феномен, как психолого-педагогический конфликт
Введение
Глава I. Теоретические и методологические аспекты исследования конфликтов в психолого-педагогической литературе
1.1 . Философско-социологическая традиция изучения конфликтов
1.2.Конфликт как психологическая проблема.
1.3. Психологические особенности подросткового возраста
1.4. Пути и способы разрешения конфликтных ситуаций среди подростков
Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.
Выбор посредника и определение круга его полномочий - сложная задача,
М. Инглер предлагает следующие рекомендации, определенным образом регламентирующие поведение конфликтующих сторон и посредника:
1. Конфликтующие стороны
должны рассматривать
2.Посредник должен являться
нейтральным лицом, не
3. Конфликтующим сторонам
следует согласиться с
4. Посредник может быть
более всего полезен, если он
выслушивает соответствующие
5. Основная задача посредника - сбор информации и уяснение проблемы, но не принятие решения.
6. Если в силу своего
служебного положения
7. Посредник должен стремиться
поддерживать каждую сторону
в выражении его
8. посреднику следует помочь конфликтующим сторонам решить, в чем они могут уступить друг другу.
В интересах эффективного
функционирования коллектива руководителю
не следует втягиваться во всевозможные
внутри коллективные конфликты, принимая
точку зрения той или иной стороны.
Разумнее всего ему находиться как
бы «над схваткой». Однако не в позиции
стороннего наблюдателя, что делает
организационный процесс
Как использовать конфликт.
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и учащиеся и педагоги должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.
Конфликт помогает отдельному коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.
Конфликт также ставит учащихся перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди, наконец оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, дивя в нем.
Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого учащегося в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения [42,с.35]
Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И учащиеся , и педагоги должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
Заключение.
За последнее время многое изменилось в нашем мире, изменились и ценности жизни, на арену выходят новые факторы. По мнению специалистов, большинство конфликтов современности будут содержать культуральные различия, в том числе проистекающие от гендерных, религиозных, этнических, национальных и других факторов групповой идентичности.
Исследования и практическая
работа с конфликтами людей могут
сыграть в этом особую роль. Психология
конфликта не представляет собой
отдельной области
Самым главным результатом развития этой области в последнее время является то, что научные и практические исследования в области конфликта больше не нуждаются в доказательстве своей значимости и своего права на существование.
Сегодня конфликты это
повседневная реальность. Для эффективного
решения возникающих проблем
необходимо усвоить определенный минимум
теоретических знаний и практических
навыков поведения в
Методом исследования специалистов выявлено, что существуют мирные и силовые методы урегулирования конфликта. Все понимают, что конечно мирные методы, переговоры наиболее предпочтительны, т.к силовые как правило подразумевают наличие жертв в результате развития и разрешения конфликта. Но бывают ситуации, когда невозможно урегулировать имеющиеся противоречия лишь с помощью одного из методов. Как не часто встречаются конфликты в чистом виде, отвечающие определенной методологии, так и не существует "чистых" методов решения таких конфликтов. Разрешение иных - это комплекс решений, в которых могут быть как силовые методы, так и правовые и переговорные.
Сегодня тема конфликтов достаточно актуальна, потому что современная деловая жизнь затрагивает все аспекты интересов общества, отдельных групп, организаций и даже стран.
И очень хочется отметить,
что если политика урегулирования конфликтов
грамотно подходит к нему, со всей ответственностью,
то конфликты имеют положительный
исход для большинства
Список литературы: