Конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:54, реферат

Описание работы

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, предоставляем закономерности его развития и владеем механизмом решения. В связи с этим особое значение приобрёл такой феномен, как психолого-педагогический конфликт

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические и методологические аспекты исследования конфликтов в психолого-педагогической литературе
1.1 . Философско-социологическая традиция изучения конфликтов
1.2.Конфликт как психологическая проблема.
1.3. Психологические особенности подросткового возраста
1.4. Пути и способы разрешения конфликтных ситуаций среди подростков
Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 59.09 Кб (Скачать)

Выбор посредника и определение  круга его полномочий - сложная  задача,

М. Инглер предлагает следующие рекомендации, определенным образом регламентирующие поведение конфликтующих сторон и посредника:

1. Конфликтующие стороны  должны рассматривать избранного  ими посредника как олицетворяющего  собой справедливый выбор

2.Посредник должен являться  нейтральным лицом, не вовлеченным  в конфликт.

3. Конфликтующим сторонам  следует согласиться с присутствием  посредника и использованием  его рекомендаций причина вынесении окончательного решения.

4. Посредник может быть  более всего полезен, если он  выслушивает соответствующие взгляды  каждой из сторон в отдельности.

5. Основная задача посредника - сбор информации и уяснение проблемы, но не принятие решения.

6. Если в силу своего  служебного положения посредник  подчиняется одной или обоим конфликтующим сторонам, необходимо иметь гарантии, что это обстоятельство в данный момент или в будущем не отразиться на его действиях по разрешению конфликта.

7. Посредник должен стремиться  поддерживать каждую сторону  в выражении его соответствующих  взглядов чувств, способствовать  интеграции высказываемых точек  зрения по обсуждаемой проблеме.

8. посреднику следует  помочь конфликтующим сторонам  решить, в чем они могут уступить  друг другу.

В интересах эффективного функционирования коллектива руководителю не следует втягиваться во всевозможные внутри коллективные конфликты, принимая точку зрения той или иной стороны. Разумнее всего ему находиться как  бы «над схваткой». Однако не в позиции  стороннего наблюдателя, что делает организационный процесс неуправляемым, а в качестве лица, заинтересованного  в нормализации возникших межличностных  осложнений, пытающегося влиять на происходящие процессы. Для этого  весьма подходящей является роль посредника. Кроме того, успешная реализация посреднической функции повысит его психологический  авторитет, что немаловажно в  повседневной управленческой деятельности.

 

Как использовать конфликт.

Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление  большинство людей считает, что  они не могут ими управлять  и стараются их избежать, когда  это возможно. Но конфликт плохо  поддается коррекции, когда он уже  приобрел разрушительную силу. Это  нужно знать, и учащиеся и педагоги должны понимать, что конфликт обогащает  жизнь, если им правильно управлять.

Конфликт помогает отдельному коллективу и организации в целом  быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно  для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания  коллектива в целом.

Конфликт также ставит учащихся перед необходимостью постоянно  общаться друг с другом и знать  друг о друге чуть больше. Члены  коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными  к проблемам других людей. Люди, наконец оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, дивя в нем.

Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет  и весь коллектив, и каждого учащегося  в отдельности, и может существенно  помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения [42,с.35]

Сам по себе конфликт не усиливает  и не ослабляет организацию. И  учащиеся , и педагоги должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.

 

Заключение.

За последнее время  многое изменилось в нашем мире, изменились и ценности жизни, на арену  выходят новые факторы. По мнению специалистов, большинство конфликтов современности будут содержать  культуральные различия, в том числе проистекающие от гендерных, религиозных, этнических, национальных и других факторов групповой идентичности.

Исследования и практическая работа с конфликтами людей могут  сыграть в этом особую роль. Психология конфликта не представляет собой  отдельной области психологической  науки, но является проблемной, интегрирующей  знания разных психологических дисциплин  и поэтому представляющей интерес  для специалистов, работающих в ее различных областях.

Самым главным результатом  развития этой области в последнее  время является то, что научные  и практические исследования в области  конфликта больше не нуждаются в  доказательстве своей значимости и  своего права на существование.

Сегодня конфликты это  повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем  необходимо усвоить определенный минимум  теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных  ситуациях, с умом использовать имеющийся  подобный опыт. Разумеется, в простых  конфликтах можно обойтись и без  специальных знаний, действовать "по наитию", но в любом случае достаточно важно определить тип конфликта, его состояние и возможное  развитие. В идеале, конечно, лучше  использовать политику, способную разрешить  конфликт на ранней стадии развития или  вовсе предотвратить его появление.

Методом исследования специалистов выявлено, что существуют мирные и  силовые методы урегулирования конфликта. Все понимают, что конечно мирные методы, переговоры наиболее предпочтительны, т.к силовые как правило подразумевают наличие жертв в результате развития и разрешения конфликта. Но бывают ситуации, когда невозможно урегулировать имеющиеся противоречия лишь с помощью одного из методов. Как не часто встречаются конфликты в чистом виде, отвечающие определенной методологии, так и не существует "чистых" методов решения таких конфликтов. Разрешение иных - это комплекс решений, в которых могут быть как силовые методы, так и правовые и переговорные.

Сегодня тема конфликтов достаточно актуальна, потому что современная  деловая жизнь затрагивает все  аспекты интересов общества, отдельных  групп, организаций и даже стран.

И очень хочется отметить, что если политика урегулирования конфликтов грамотно подходит к нему, со всей ответственностью, то конфликты имеют положительный  исход для большинства участвующих  в нем сторон, что очень важно  в таком ныне хрупком мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы.-.,1990.
  2. Агеев В.С.Психология межгрупповых отношений.-М.,1983.
  3. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе персептивных процессов и особенности его содержания// Межличностное восприятие в группе/ Под ред.Г.М. Андреевой,А.И.Донцова.-М.,1981.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография.-М.,1996.
  5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель.-М.,1992.
  6. Братченко С.Л. Межличностный конфликт как общение// Конфликт в конструктивной психологии.- Красноярс,1990.
  7. Васильев В.К., Новиков М.А. Приёмы создания конфликтной напряжённости в групповой деятельности с использованием гомеостатической методики//исследование личности в клинике и в экстремальных условиях.-Л.,1969.
  8. Грант Н. Конфликты 20 века. Иллюстрированная история.- М.,1995.
  9. Гришина Н.В. Восприятие и анализ конфликтной ситуации как фактор её эффективного преобразования // конфликт о конструктивной психологии.- Красноярск, 1990.
  10. Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех,кому приходится разрешать конфликты.- СПб.,1993.
  11. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психическое состояние/ Под Ред. А.А. Крылова и др.-Л., 1982.
  12. Гришина Н.В. Нарушение этических норм межличностного взаимодействия: феномен «нечестной игры» // Общественные науки и современность. 1997.-№2.
  13. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Московчий психотерапевтический журнал, 1992.-№2.
  14. Гришина Н.В. Психологическая работа с конфликтами: три вида диалога// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылёвой.-СПб.,1999-Вып.3.
  15. Гришина Н.В. Психология конфликтов и пути их преодоления. Учебная программа.-М.,1992.
  16. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта. СПб.,1995.
  17. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций// Вопросы психологии, 1997.-№1.
  18. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.-М.,1983.
  19. Дарендофф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования, 1994.-№5.
  20. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии,1972.-№2.
  21. Журнал Вопросы психологии. 1988.-№3.
  22. Журнал Вопросы психологии.1984.-№1.
  23. Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации.-Ярославль,1992.
  24. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе.-Л.,1986.
  25. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты.-М.,1991.
  26. Мелибурда Е.Я. Ты-Мы: Психология возможного улучшения общения.-М: Прогресс 1986.
  27. Мерлин В.С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности // Социальная психологическая личность.-М.,1979.
  28. Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии, 1998.-№3.
  29. Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-М.,2003.
  30. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.-М.,1989.
  31. Петровская Л.А. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического конфликта//Теоретические и прикладные проблемы психологического познания людьми друг друга.- Краснодар,1975.
  32. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.-М.,1977.
  33. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе.-М.,1980.
  34. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.-М.,1991.
  35. Синицкая В.Д. Формирование коллективистических отношений школьников- подростков в процессе их учебной деятельности // Ребёнок в системе коллективных отношений.-Л.,1972.
  36. Степаненкова В.М. Понятие социального конфликта в теории Р Дарендорфа // социологического исследования, 1994,-№5.
  37. Тащева А.И. Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации-М.,1984.
  38. Тащева А.И. Исследование семантического поля понятия «конфликт» как один из способов диагностики уровня развития малой группы //Проблемы развития личности и коллектива/ От ред. В.К.Боярчук-Ростов-н.Д:Из-во рост.Ун-та,1986.
  39. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребёнка в подростковом возрасте.-Душанбе,1973.
  40. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию, или переговоры без поражения.-:Наука.1990.
  41. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления действия. // Социологические исследования,1995.-№3.
  42. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов.-Кишинёв,1997.
  43. Шихи Г. Возрастные кризисы.- СПб.,1999.
  44. www.filtrlux.ru
  45. www.psywork.ru
  46. www.rubizz.ru
  47. www.stydenty.ru
  48. www.vipdisseretation.ru

Информация о работе Конфликты