Конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:54, реферат

Описание работы

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, предоставляем закономерности его развития и владеем механизмом решения. В связи с этим особое значение приобрёл такой феномен, как психолого-педагогический конфликт

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические и методологические аспекты исследования конфликтов в психолого-педагогической литературе
1.1 . Философско-социологическая традиция изучения конфликтов
1.2.Конфликт как психологическая проблема.
1.3. Психологические особенности подросткового возраста
1.4. Пути и способы разрешения конфликтных ситуаций среди подростков
Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 59.09 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические и методологические аспекты исследования конфликтов в психолого-педагогической литературе

    1. . Философско-социологическая традиция изучения конфликтов

1.2.Конфликт как психологическая  проблема.

1.3. Психологические  особенности подросткового возраста

1.4. Пути и способы разрешения  конфликтных ситуаций среди подростков

Анализ поведения  людей в конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования:

    История человечества с древних времён до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.

     Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, предоставляем закономерности его развития и владеем механизмом решения. В связи с этим особое значение приобрёл такой феномен, как психолого-педагогический конфликт.

     Возникает проблема создания психолого-педагогических условий,  оптимального выбора путей, способов, средств  формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в подростковой группе.

     Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования .

Объект исследования:

     Процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в подростковой группе.

Предмет исследования:

      Психолого-педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в подростковой группе.

       В качестве исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в подростковой группе будет эффективным при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий:

      - в создании комфортного психолого-педагогического климата в подростковой группе, предоставляющего широкие  возможности для формирования опыта конструктивного разрешения конфликта;

    - в осуществлении системы мер по развитию у учащихся и педагогов  мотивации к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов среди подростков;

    - в заполнении содержания подготовки учащихся и педагогов специальными знаниями о сущности, структуре, функциях конфликта и механизмам его конструктивного разрешения;

    - в разработке механизма, системы методов, формирующих умение и навыки конструктивного урегулирования конфликтов как среди подростков так и среди педагогов;

    - создание системы психолого-педагогической диагностики подростков на каждом этапе разрешения конфликта.

В соответствии с  проблемой, предметом, объектом и целью  исследования были поставлены следующие  задачи:

  1. Изучить проблему конфликта и философско-социологических традициях изучения конфликта;
  2. Раскрыть структуру, сущность и функции психолого-педагогического конфликта;
  3. Изучить психологические особенности возраста.
  4. Определить пути и способы разрешения конфликтных ситуаций среди подростков.

Методологические  и теоретические основы исследования:

      Послужили теоретические положения  Гришиной Н.В., Агеева В.С.,  Андреевой В.М, Васильева В.К. и т.д.

Методы исследования нашей работы:

     Анализ теоретической литературы тестирования, наблюдение,  консультирование.

     Новизна нашей работы заключается в получении новых результатов, новых путей разрешения конфликтных ситуаций.

     Нет необходимости говорить о том практическом интересе, который связан с работай с конфликтами. Вся практическая психология с её разнообразными современными формами работы, так или иначе, связана с проблемами психологических трудностей человека, в том числе переживаемых и в виде конфликтов. Но, тем не менее, результаты нашего исследования могут быть использованы для нового исследования с привлечением полученных результатов, для решения практических задач педагогами.

База исследования:

      Жатайская средне-образовательная школа №1;выборка составила 45 человек.

Глава 1. Теоретические  и методологические аспекты исследования конфликтов в психолого-педагогической литературе

1.1.Философско-социологическая традиция изучения конфликтов

       Социальная неодобрённость  общества, различие  и уровне доходом, власти, престиже и т.д. нередко приводит к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Всё это обусловливает пристальное внимание социологов  к исследованию конфликтов.

      В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов  через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряжённости борьбы  за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречности своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обострённые противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются  как совместимость интересов, целей.

     Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создаёт кризис общества. Кризис общества- это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьёзное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявление кризиса общества служит резкий подъём социальной напряжённости. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов и субъектов взаимодействия. Английский социолог  Э.Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, её способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».[4,c.15] Конфликт- это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явление и обострённое внимание к нему общества и учёных способствовали возникновению специальной отрасли социологического звания – конфликтологии.

      Ранняя социологическая традиция в своем описании природы человеческого общества, его структуры и процессов часто исходила из идеи универсальности законов живой природы,  усматривая аналогии между социальным обществом и животным миром, между жизнедеятельностью социума и человеческого организма. Неудивительно, что истоками последующего исследования конфликтов в философской и социологической традиции стало рассмотрение процессов борьбы в обществе. Понятие борьбы и конфликта не вполне совпадают по содержанию. Борьба, как конфликт, в качестве необходимого компонента включает в себя активные усилия, направленные на решение имеющейся проблемы, однако как форма социального поведения она не всегда имеет строго  направленный характер и ясного противника. Эта неопределённость, а часто и  откровенная метафоричность в употреблении понятия борьбы, видимо, и стали препятствием на пути превращения этого понятия в научный термин.

     Понятие же конфликта начинает занимать всё более прочное место в теоретических описаниях социологов, а  явление конфликта – привлекать их самое пристальное внимание.

Основные тезисы теории конфликта Дарендорфа:

  1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт  и подчинение.
  2. Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицерами над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.
  3. У каждой из этих групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между деловыми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воздуха и воды.
  4. Когда люди осознают общие интересы, они образуют общественный класс, который может обнаруживать себя в форме профсоюзного движения, политической партии и т.д.

        5. Классовый  конфликт обостряется, если: а)почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные полностью лишены её; б) те, кто лишён власти, не имеют возможности получить её; в) люди могут свободно организовывать политические группы.[37.c.32]

       Таким образом,  для функционалистов общество- это устойчивое единое целое, главным элементом которого является согласие его членов в отношении общих ценностей. Сторонники теории конфликта, напротив, исходят из того, что в обществе постоянно происходит изменение и возникают конфликты, в том числе связанные и с подавлением одних членов общества другими.

      Модель конфликта и модель согласия изначально были полностью окрашены. Даже социалдарвинисты, провозглашавшее «естественный» характер происхождения конфликтов, расходились во мнениях относительно того, являются ли конфликты «отображённым злом» или «позитивным фактором естественного отбора». В то же время для большинства социологов перспектива устранения напряжённых ситуаций из жизни общества представлялась, бесспорно , более привлекательной, и значит и конфликты рассматривались главным образом как временное негативное явление, вызванное «неправильностями» в общественном устройстве. Усилия учёных были сосредоточены на поиске возможностей избегания конфликтов. Сами конфликты интересовали их гораздо меньше.

     Современная конфликтологии исходит из принципов признания конфликта в качестве закономерной и естественной характеристики социальных отношений, возможности протекания конфликтов в разнообразных, в том числе и конструктивных формах, утверждения принципиальной возможности управления конфликтами.[4.c.13]

      Развитие теоретической мысли в отечественной науке было заторможено тезисами советского обществоведения о бесконфликтном развитии общества. Исследования конфликтов ограничивались отдельными работами по решению практических задач, в основном, в области педагогики  и оптимизации деятельности трудовых коллективов. Изменение ситуации в России привело к резкому возрастанию интереса к конфликтам, «взрыву» числа посвященных им работ и фактическому оформлению отечественной конфликтологии.

      В свою очередь, и развитие социологических взглядов на природу конфликтных явлений, их число и роль в жизни общества оказало несомненное и значительное влияние на теорию и практику работы с конфликтами в различных областях, в том числе и в психологии

1.2.Конфликт как психологическая проблема.

    Интерес к проблеме психолого-педагогических конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологии и педагоги: Л.С. Высотский, А.С. Залужский, Б.Т. Лихачёв, Л.А. Петровская и др.

В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучение следующих направлений: конфликты в коллективе  школьников (В.М. ); сущность конфликтов,их причины в подростковых коллективах(Б.С. Алишев, Т.А. Чистякова); исследованию подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов(Г.М. Болтунова); конфликты между учениками и учителями().

    Природа психолого-педагогического конфликта отличается тем, что в столкновении участвует ребёнок, а не взрослый человек, обладающий опытом, умением, разумом, волей, самоконтролем, саморегуляцией и прочими качествами, обретёнными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребёнку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому.

В последние годы идея об определяющей роли конфликтов и развития личности ребёнка в формировании межличностных отношений стала  в психологии и педагогике общепризнанно. Только сильная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить  и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционна мыслить, осуществлять нравственный выбор и вести за него ответственность перед собой и обществом.

    Представление о конфликте как психологическом явлении развивалось психологическими подходами. Основная традиция в его интерпретации заложена Фрейдом.

     Конфликт – это важнейший теоретический конструкт в психологической концепции, ключ к пониманию психической жизни человека. Конфликту приписывается изначальный характер в силу противоречности самой природы человека. Основное внимание в психоаналитических работах уделялось внутренним конфликтам неосознаваемого характера [24.c.38]

Информация о работе Конфликты