Конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:54, реферат

Описание работы

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, предоставляем закономерности его развития и владеем механизмом решения. В связи с этим особое значение приобрёл такой феномен, как психолого-педагогический конфликт

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические и методологические аспекты исследования конфликтов в психолого-педагогической литературе
1.1 . Философско-социологическая традиция изучения конфликтов
1.2.Конфликт как психологическая проблема.
1.3. Психологические особенности подросткового возраста
1.4. Пути и способы разрешения конфликтных ситуаций среди подростков
Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 59.09 Кб (Скачать)

Конфликт, сточки зрения психоанализа, возникает в глубинах психики  как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики  в силу законов и можно адективно  объяснить и описать нитропсихичиский феномен.

     Интерверсональные конфликты в психоаналитической традиции также интересуются через внутриличностные особенности человека. Стойкая тенденция к межличностным осложнениям является следствием  неблагоприятного опыта, приобретённого преимущественно в  детстве.

Ситуационный подход в  исследовании конфликтов был реализован прежде всего, би  традиции, сделавшей акцент не внешних детерминистах их возникновения.

     Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешние наблюдаемые конфликты и их параметры. В рамках ситу.. представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию.

     Стойкая тенденции личности к конфликтному реагированию в поведенческих является следствием соответствующих моделей в поведенческом репертуаре.

     Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внёс М.Дюйм, в работах которого конфликт описывается как следствие объективного столкновения интересов сторон. Результатом исследования Дюйма легли в основу созданной им концепции – конкуренция.

    С точки зрения когнитивных подходов конфликт может быть понят только с учётом субъективного отражения тех или иных параметров ситуации как конфликтной и ключевым фактором объяснения феноменологии конфликтов.

    Традиция субъективного понимания ситуации и ситуационной детерминации поведения была заложена Левином, первым психологом, исследовавшим конфликты.

    Когнитивные подходы описали когнитивное измерение конфликта, а также предложили его понимание как специфической когнитивной схемы, в соответствии, с чем конфликт- это не свойство ситуации, но скорее выводы, делаемые на её основе.

    Каждый из классических подходов психологической науки инициировал поиск феноменологии, соответствующей его теоретическим представлениям, и внёс свой вклад в понимание и описания эмоционального, поведенческого и когнитивного измерения конфликта.

Современные тенденции в  подходе к конфликтам проявляются  в преимущественной ориентации на практическую работу и увеличении количества практических разработок: и соответствующем снижении числа теоретических исследований.

     Общепринятым становится не просто принятые конфликтов в качестве естественной формы психической жизни людей, будь то внутриличностные или межличностные конфликты, но и признание их важных функций в развитии личности в её отношениях с другими людьми.

Нерешённым в психологии остаются проблемы с определением конфликта  и объемом его понятия.

1.3. Психологические  особенности подросткового возраста

     Подростковый, отроческий возраст (от 11-12 до 14-15 лет) является переходным, прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение оср . Все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало, чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости -  главным образом новый уровень пиритизации, предвосхищающий положение, которого подросток практически ещё не достиг. Отсюда- типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом этот период завершения детства и начала «вырастания» из него [36.c.7]

Кризис подросткового  возраста значительно отличается от кризиса младших возрастов.  Он представляется нам самым острым и самым длительным по сравнению  со всеми возрастными кризисами, знаменующие собой переломные этапы в цитогенетическом формировании личности ребёнка. По существу, весь подростковый возраст является активным периодом от детства к зрелости.

     В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и самому себе (первая фаза подросткового  возраста 12-15 лет) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счёте, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста 15-17 лет, её часто называют периодом ранней юности).

    Следует отметить, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Ведь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившимся в психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущим будут уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формирование психики человека.

    Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образование новых психологических структур, встречают препятствия на пути своего удовлетворения и, таким образом, оказываются парализованными.

    Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть её, в силу отсутствия синхронности в физическом, психологическом и социальном развитии подростка, очень трудно[20,c.38]

   Кризис подросткового возраста отличается и ещё в одном, весьма существенном отношении. Дело в том, что в младших возрастах депривация новь возникающих потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями (запретами взрослых, неизменившимся образом жизни ребёнка, складывающим его активность и т.п.); в кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростками на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и пр.), часто мешающие подростку достигнуть желаемого и, прежде всего их самим избранного образца. Конечно, и внешние условия – особенно необходимость оставаться зависимым от взрослых, когда уже возникло желание знать иной, более зрелый социальный статус, освобождающий от постоянного внешнего контроля и позволяющий подростку самостоятельно решать свои проблемы – имеют здесь большое значение, но не являются решающими.

    Точно так же не является сам по себе решающим и фактор биологического созревания, которому до сих пор ещё некоторыми психологами придаётся приувеличительное значение. Нельзя отрицать, конечно, что перестройка организма в том числе и быстро поступающие соматические изменения, не имеют отношения к кризису подросткового возраста. Исследования свидетельствуют, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность и пр., а быстрое возмужание усиливает ощущение своей «взрослости» со всеми вытекающими отсюда последствиями  [34,c.32] Кроме того, в том периоде впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность – половое влечение. Безусловно, депривация этого влечения может фрутсрировать подростка и тем самым объяснить некоторые особенности его самочувствия и поведения. Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, характер. Так же как ,например, потребность в раздражителях, необходимых для развития мозговых систем, сначала становится потребностью во внешних впечатлениях, а затем потребностью в активной познавательной деятельности, так же и подобное влечение в ходе своего развития приобретает форму человеческой любви.

    На основании имеющихся в литературе данных и собственных исследований мы полагаем, что кризис подросткового возраста связан с возникновение в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подкосков способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление  проявлять в тех или иных качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу подросткового кризиса.

Кризис переходного периода  протекает значительно легче, если уже в том возрасте у школьника  возникают относительно постоянные интересы или какие-либо устойчивые мотивы поведения.

     Личностные интересы в отличие от характеризуются своей «независимостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряжёнными становятся.[21,c.32] Таковыми являются, например, познавательные процессы, эстетические потребности и пр. Удовлетворение таких интересов связано с активным объектом( или созданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке всё новых и новых целей, часто выходящих за пределы сегодняшнего дня. Значение этого факта трудно преувеличить. Психологические исследования последнего времени отчётливо свидетельствуют о том, какую роль для формирования устойчивости личности и её саморегуляции имеет ориентации субъекта на отдалённые цели.

1.4. Пути и способы урегулирование конфликтных ситуаций среди подростков

Причины конфликта:

    Очень важно определить причины конфликта та как, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом в области управления персоналом Кричевским Р.Л. [25,c.27] Весьма условно он может быть представлен в виде трёх основных групп причин: во-первых, причин порожденных трудовым процессом; во-вторых, причин, вызываемых психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; в-третьих, в личном своеобразии членов коллектива. Встречаются также причины конфликта, обусловленные экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать

-1- Итак, остановимся на  группе причин, порождённых трудовым  процессом.

    Для многих трудовых коллективов они являются главными источником возникновения конфликтных ситуаций.

    Н.В. Гришина изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины [14,c.22]

    Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности – получению определённых продуктов. Такими факторами могут быть: а)непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действие одного из них влияют( в данном случае негативно) на эффективность действий другого( например, при работе на конвейере); б)перенос, проблем, решение которых должно было идти по вертикали на горизонтальный уровень отношений(так нехватка оборудования, инструментов нередко приводит к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны не они, а их руководители; в)невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководства подчинения» (например, руководитель не обеспечивает надлежащие условия для успешной деятельности подчинённых, или, наоборот, подчиненные не выполняют соответствующие требования руководителя.

    Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных полей трудной деятельности- достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. К этой группе факторов относится: а) опять-таки взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависят и от других членов коллектива; б) нерешимость ряда организациооных вопросов «по вертикали» (т.е. руководством), следствием чего может влиться обострение отношений между людьми, располагающиеся на организационной горизонтали; в) функциональное нарушение в системе «руководства-подчинения», препятствующие достижению личных целей, как руководителем, так и подчиненным.

    В-третьих, возникающие в процессе реализации трудовой деятельности конфликты нередко порождаются несоответсвием поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям. Или другая, похожая, конфликтогенная причина: ролевые несоответствия в системе отношений «руководства-подчинения» когда, например, имеет место использование распространённых в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определённые служебные должности, с их реальными деятельностями.

    Последняя причина обусловлена главным образом плохим описанием во многих наших учреждениях служебных функций персонала. В результате у людей складывается представление о том, кто, за что отвечают и что делают.

 

Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты, в том числе  в трудовой деятельности, не существует. И к причинам, только что названным, можно добавить еще немало других, порожденной организованной практикой. Например, подмеченную 

Информация о работе Конфликты