Конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: сбор и анализ информации о конфликтах и способах их разрешения.
Задачи работы:
1) изучить историю термина «конфликт»;
2) узнать функции конфликтов и их виды;
3) выявить причины появления конфликтов;
4) выяснить способы разрешения конфликтов;
5) провести исследование конфликтов, возникающих в организациях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теория конфликтов…………………………………………………………5
1. Содержание и сущность понятия «конфликт»…………………………………5
1.1. История термина «конфликт»……………………………………………….5
1.2. Функции конфликтов и их виды…………………………………………….7
1.3. Причины возникновения конфликтных ситуаций………………………..10
1.4. Разрешение конфликтных ситуаций………………………………………12
2. Стратегии и методы выработки модели поведения в конфликтной ситуации………………………………………………………………………..18
2.1. Адекватное восприятие конфликта………………………………………..18
2.2. Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон……………20
2.3. Создание климата взаимного доверия и сотрудничества………………...24
2.4. Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров………………28
Глава II. Практическая часть………………………………………………………30
1. Результаты исследования конфликтных ситуаций, возникающих на предприятиях моей практики…………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………………35
Приложения………………………………………………………………………. ..36

Работа содержит 1 файл

Конфликты.doc

— 182.00 Кб (Скачать)


2

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Теория конфликтов…………………………………………………………5

1.      Содержание и сущность понятия «конфликт»…………………………………5

1.1. История термина «конфликт»……………………………………………….5

1.2. Функции конфликтов и их виды…………………………………………….7

1.3. Причины возникновения конфликтных ситуаций………………………..10

1.4. Разрешение конфликтных ситуаций………………………………………12

2.      Стратегии и методы выработки модели поведения в конфликтной ситуации………………………………………………………………………..18

2.1. Адекватное восприятие конфликта………………………………………..18

2.2. Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон……………20

2.3. Создание климата взаимного доверия и сотрудничества………………...24

2.4. Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров………………28

Глава II. Практическая часть………………………………………………………30

1.      Результаты исследования конфликтных ситуаций, возникающих на предприятиях моей практики…………………………………………………..30

Заключение………………………………………………………………………….33

Список литературы…………………………………………………………………35

Приложения………………………………………………………………………. ..36


Введение

 

Цель работы: сбор и анализ информации о конфликтах и способах их разрешения.

Задачи работы:

1)     изучить историю термина «конфликт»;

2)     узнать функции конфликтов и их виды;

3)     выявить причины появления конфликтов;

4)     выяснить способы разрешения конфликтов;

5)     провести исследование конфликтов, возникающих в организациях. 

Предмет исследования: конфликты.

Данная тема актуальна всегда, так как без конфликтов жить невозможно, поэтому нужно знать способы их разрешения и причины возникновения.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе представлена теоретическая часть работы. В ней рассматриваются следующие вопросы:

1)     содержание и сущность понятия «конфликт»;

2)     стратегии и методы выработки модели поведения в конфликтной ситуации.

Во второй главе описана практическая часть работы. В ней представлены результаты исследования конфликтных ситуаций, возникающих на предприятиях моей практики.

В приложении представлены тесты на определение конфликтности и умение выходить из конфликтных ситуаций.

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.

Слово “конфликт”- латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. Если «столкновение» затрагивает сферу идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям.

Конфликты - это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации.
Глава I. Теория конфликтов

1.      Содержание и сущность понятия «конфликт»

1.1.           История термина «конфликт»

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни. Здесь мы будем рассматривать только те, которые происходят в организациях.

Что же такое конфликт?

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.[1]

 


1.2.           Функции конфликтов и их виды

Конфликт – несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне, сделать то же самое.

Существуют четыре основных типа конфликтов:

1)     внутриличностный;

2)     межличностный;

3)     конфликт между личностью и группой;

4)     межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно находился в офисе туристической фирмы и «работал» с клиентами на месте. В другое время он уже выражает недовольство тем, что его сотрудник тратит слишком много времени на клиентов и не занимается маркетинговой деятельностью.

Межличностный конфликт - самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

Конфликт между личностью и группой. В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, и случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Иными словами, между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы.

Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.

Кроме того, существует классификация конфликтов по различным признакам:

1.      По   направленности:

      "горизонтальные" – не задействованы лица, находящиеся  в  подчинении  друг другу;

      "вертикальные" – участвуют лица,  находящиеся в   подчинении  один  у  другого;

      "смешанные – представлены  и  "вертикальные" и "горизонтальные"  составляющие.

2.      По  значению:

      Конструктивные – оппоненты  не выходят за рамки этических норм

      Неконструктивные – возникают в 2 случаях:  1 из  сторон настаивает   на   своей  позиции  и  не  желает  учитывать интересы другой стороны;  1 из оппонентов стремится  психологически  подавить  партнёра.

3.      По  характеру  причин:

      Объективные – порождены объективными причинами

      Субъективные – порождены субъективными причинами.

4.      По степени проявления:

      Скрытые - затрагивают обычно двух человек, которые до поры, до

времени стараются не показывать вида, что конфликтуют.

      Открытые - возникают из скрытых конфликтов, как только у одного из конфликтующих людей «сдают» нервы.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует, и на практике возникают конфликты: организационные, вертикальные, межличностные; горизонтальные, открытые, межгрупповые и т.д. [2]

Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены ниже:

Функции конфликтов

Позитивные

Негативные

разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

получение новой информации об оппоненте

увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

представление о побежденных группах, как о врагах

стимулирование к изменениям и развитию

чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимод-я в ущерб работе

снятие синдрома покорности у подчиненных

после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников

диагностика возможностей оппонентов

сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).

 

1.3.           Причины возникновения конфликтных ситуаций

 

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты.

1.      Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

      ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

      различие в целях, представлениях и ценностях, методах поведения;

      различие в стиле руководства, уровне квалификации, образования;

      взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;

      плохие коммуникации;

      оказание привилегий одному из сотрудников.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами.

Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. Чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять  какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. 

2.      Причины возникновения конфликта, предложенные специалистом в области управления персоналом Кричевским Р. Л.

Весьма условно он может быть представлен в виде трех основных групп причин:

      во-первых, причин порожденных трудовым процессом;

      во-вторых, причин, вызываемых психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;

      в-третьих, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива.

3.      Встречаются также причины конфликта, обусловленные

экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать.[3]

 

 

 

 

1.4.           Разрешение конфликтных ситуаций

Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.

Информация о работе Конфликты