Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:41, курсовая работа
Цель работы: сбор и анализ информации о конфликтах и способах их разрешения.
Задачи работы:
1) изучить историю термина «конфликт»;
2) узнать функции конфликтов и их виды;
3) выявить причины появления конфликтов;
4) выяснить способы разрешения конфликтов;
5) провести исследование конфликтов, возникающих в организациях.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теория конфликтов…………………………………………………………5
1. Содержание и сущность понятия «конфликт»…………………………………5
1.1. История термина «конфликт»……………………………………………….5
1.2. Функции конфликтов и их виды…………………………………………….7
1.3. Причины возникновения конфликтных ситуаций………………………..10
1.4. Разрешение конфликтных ситуаций………………………………………12
2. Стратегии и методы выработки модели поведения в конфликтной ситуации………………………………………………………………………..18
2.1. Адекватное восприятие конфликта………………………………………..18
2.2. Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон……………20
2.3. Создание климата взаимного доверия и сотрудничества………………...24
2.4. Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров………………28
Глава II. Практическая часть………………………………………………………30
1. Результаты исследования конфликтных ситуаций, возникающих на предприятиях моей практики…………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………………35
Приложения………………………………………………………………………. ..36
2
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теория конфликтов……………………………………………………
1. Содержание и сущность понятия «конфликт»…………………………………5
1.1. История термина «конфликт»……………………………………………….5
1.2. Функции конфликтов и их виды…………………………………………….7
1.3. Причины возникновения конфликтных ситуаций………………………..10
1.4. Разрешение конфликтных ситуаций………………………………………12
2. Стратегии и методы выработки модели поведения в конфликтной ситуации…………………………………………………………
2.1. Адекватное восприятие конфликта………………………………………..18
2.2. Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон……………20
2.3. Создание климата взаимного доверия и сотрудничества………………...24
2.4. Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров………………28
Глава II. Практическая часть………………………………………………………30
1. Результаты исследования конфликтных ситуаций, возникающих на предприятиях моей практики…………………………………………………..3
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Цель работы: сбор и анализ информации о конфликтах и способах их разрешения.
Задачи работы:
1) изучить историю термина «конфликт»;
2) узнать функции конфликтов и их виды;
3) выявить причины появления конфликтов;
4) выяснить способы разрешения конфликтов;
5) провести исследование конфликтов, возникающих в организациях.
Предмет исследования: конфликты.
Данная тема актуальна всегда, так как без конфликтов жить невозможно, поэтому нужно знать способы их разрешения и причины возникновения.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе представлена теоретическая часть работы. В ней рассматриваются следующие вопросы:
1) содержание и сущность понятия «конфликт»;
2) стратегии и методы выработки модели поведения в конфликтной ситуации.
Во второй главе описана практическая часть работы. В ней представлены результаты исследования конфликтных ситуаций, возникающих на предприятиях моей практики.
В приложении представлены тесты на определение конфликтности и умение выходить из конфликтных ситуаций.
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.
Слово “конфликт”- латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. Если «столкновение» затрагивает сферу идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям.
Конфликты - это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации.
Глава I. Теория конфликтов
1. Содержание и сущность понятия «конфликт»
1.1. История термина «конфликт»
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни. Здесь мы будем рассматривать только те, которые происходят в организациях.
Что же такое конфликт?
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.[1]
1.2. Функции конфликтов и их виды
Конфликт – несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне, сделать то же самое.
Существуют четыре основных типа конфликтов:
1) внутриличностный;
2) межличностный;
3) конфликт между личностью и группой;
4) межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно находился в офисе туристической фирмы и «работал» с клиентами на месте. В другое время он уже выражает недовольство тем, что его сотрудник тратит слишком много времени на клиентов и не занимается маркетинговой деятельностью.
Межличностный конфликт - самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.
Конфликт между личностью и группой. В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, и случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Иными словами, между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы.
Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.
Кроме того, существует классификация конфликтов по различным признакам:
1. По направленности:
"горизонтальные" – не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу;
"вертикальные" – участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого;
"смешанные – представлены и "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие.
2. По значению:
Конструктивные – оппоненты не выходят за рамки этических норм
Неконструктивные – возникают в 2 случаях: 1 из сторон настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; 1 из оппонентов стремится психологически подавить партнёра.
3. По характеру причин:
Объективные – порождены объективными причинами
Субъективные – порождены субъективными причинами.
4. По степени проявления:
Скрытые - затрагивают обычно двух человек, которые до поры, до
времени стараются не показывать вида, что конфликтуют.
Открытые - возникают из скрытых конфликтов, как только у одного из конфликтующих людей «сдают» нервы.
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует, и на практике возникают конфликты: организационные, вертикальные, межличностные; горизонтальные, открытые, межгрупповые и т.д. [2]
Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены ниже:
Функции конфликтов
Позитивные | Негативные |
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
получение новой информации об оппоненте | увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом | представление о побежденных группах, как о врагах |
стимулирование к изменениям и развитию | чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимод-я в ущерб работе |
снятие синдрома покорности у подчиненных | после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
диагностика возможностей оппонентов | сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”). |
1.3. Причины возникновения конфликтных ситуаций
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты.
1. Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:
ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
различие в целях, представлениях и ценностях, методах поведения;
различие в стиле руководства, уровне квалификации, образования;
взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;
плохие коммуникации;
оказание привилегий одному из сотрудников.
Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами.
Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. Чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.
Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.
2. Причины возникновения конфликта, предложенные специалистом в области управления персоналом Кричевским Р. Л.
Весьма условно он может быть представлен в виде трех основных групп причин:
во-первых, причин порожденных трудовым процессом;
во-вторых, причин, вызываемых психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;
в-третьих, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива.
3. Встречаются также причины конфликта, обусловленные
экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать.[3]
1.4. Разрешение конфликтных ситуаций
Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.