Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:43, реферат
Конфликт - одна из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия и других отношений между людьми. Подсчитано, что конфликты и переживания персонала занимают около 15% его рабочего времени. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители. Управление конфликтом является одной из важнейших их функций. Исследования показали, что руководители тратят от 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов.
Введение……………………………………………………………………...3
1.Конфликты в организации………………………………………………...5
1.1. Специфика конфликтов в организации………………………………..5
1.2. Организационные конфликты………………………………………….9
1.3. Трудовые конфликты в организации…………………………………10
1.4. Инновационные конфликты…………………………………………..12
2. Особенности управления конфликтами………………………………..15
3.Стратегии управления конфликтами……………………………………19
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………
Поиск путей разрешения конфликта – третья стадия.
Эта стадия предполагает:
1) полное прекращение конфронтации и взаимное примирение сторон;
2) достижение компромисса — частичное удовлетворение притязаний обоих сторон, взаимные уступки. Такой исход приводит к взаимному выигрышу;
3) разрешение конфликта на деловой, принципиальной основе путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий, наказания участников конфликта;
4) механическое прекращение конфликта (расформирование одного из подразделений, увольнение одного из участников конфликта из организации, перевод лидера или нескольких членов конфликтной стороны в другое или ряд других подразделений данной организации). Такой исход неизбежен, когда преодолеть конфликт иными способами невозможно. Но при разрешении конфликта важно не допускать экстремальных ситуаций.
Современная конфликтология выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях:
1. Авторитарный тип – разрешение конфликта через применение властных полномочий. Его основные черты заключаются в том, что:
- руководитель видит и слышит только себя. Считает, что сотрудники обязаны подчиняться, сомнения в правильности его решений недопустимы;
- руководитель считает, что должен «победить» любой ценой;
- конфликты рассматриваются как человеческие слабости;
- управление конфликтной ситуацией происходит в интересах организации, в сомнительных случаях должны «лететь головы». При данном типе разрешения конфликта используются следующие методы:
1) убеждение и внушение. Они практически неотделимы. Руководитель пытается использовать свое руководящее положение, авторитет, права и через диктат своей воли воздействовать на сознание, деятельность конфликтующих сторон силой логики, фактов, примера;
2) попытка согласовать непримиримые интересы — это один из приемов сближения конфликтующих сторон, он позволяет добиться взаимоприемлемого уравновешенного разговора, снятия напряженности во взаимоотношениях;
3) метод «игры», когда одна из сторон стремится привлечь на свою сторону, например, руководство организации, а другая сторона — профсоюзы.
Основное преимущество авторитарного типа разрешения конфликта в том, что, как считают руководители, при его использовании экономится время. Его главный недостаток состоит в том, что конфликт при этом не разрешен, внешне задавлен и возможен его возврат.
2. Партнерский тип разрешения конфликта — разрешение конфликта через применение конструктивных способов. Его основные черты заключаются в том, что имеет место:
- конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами. Чтобы аргументы руководителя организации были приняты или хотя бы выслушаны, руководителю необходимо вызвать к себе доверие, устранить негативные чувства, соблюдать этикет, корректность в обращении;
- восприятие аргументов противной стороны;
- готовность к компромиссу, взаимный поиск решений; выработка взаимоприемлемых альтернатив;
- стремление совместить личностный и организационный факторы;
- восприятие как нормальный фактор деятельности.
Партнерский тип конфликта имеет свои преимущества. Он ближе к реальному решению проблемы, позволяет найти объединяющие факторы, т.е. удовлетворить (может быть, не всегда полно) интересы сторон.
В
организации весьма важно стремиться
к быстрому и полному разрешению конфликтов,
иначе они могут стать перманентными.
Немаловажное значение при этом имеет
создание благоприятной атмосферы труда,
доброжелательных межличностных отношений
членов коллектива в процессе трудовой
деятельности, умение отличать причины
от поводов, выбирать наиболее верные
способы разрешения конфликтов. Это одна
из первейших задач руководителя организации.
Ведь эффективно управлять - это в том
числе и умение создавать такую обстановку,
в которой с минимальными издержками реализовывались
бы поставленные перед организацией задачи.
3. СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
Деятельность руководителя непосредственно зависит от общей стратегии, на которую он ориентируется. Существуют три главных стратегии управления конфликтами.
1.
Нормативная или морально-
2.
Реалистическая стратегия. Эта
стратегия основывается на
3.
Идеалистическая стратегия.
Успех
идеалистической стратегии
Существует и другая классификация наиболее приемлемых стратегий поведения в конфликтной ситуации, разработанная К.У. Томасом и Р.Х. Килменном. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте:
Обычно так действует субъект при слабой мотивации для участия в конфликте; когда выигрыш ему представляется не очень привлекательным или малореальным, либо выигрыш требует слишком больших усилий, а субъект не желает их прилагать и одновременно он не видит смысла пойти на встречу оппоненту.
При таких обстоятельствах субъект делает вид, что проблемы не существует; он уходит от конфликта. Избегание делает конфликт односторонним с последующим его завершением, либо прерывает его, вернув субъектов к состоянию готовности к конфликту.
2.
Если субъект идет на встречу
интересам оппонента за счет
собственных интересов; что
В такой ситуации субъект либо учитывает особую значимость проблемы для оппонента при меньшем ее значении для себя, либо он поступает так ради сохранения отношений или рассчитывает приобрести такой ценой расположение оппонента, либо он понимает свою неправоту. Так же субъект может избрать позицию уступчивости и приспособления при желании сохранить силы для более важных баталий, то ли надеется таким способом выиграть в общественном мнении.
Так или иначе, но в данном варианте субъект добровольно уступает победу оппоненту.
3. Конкуренция, соперничество.
Данная форма поведения в конфликте проявляется, когда субъект свои интересы ставит во главу угла, полностью игнорируя интересы партнера. При этом субъект рассчитывает на свою полную победу, однако рискуя при этом потерпеть поражение.
Для
данного варианта характерна максимальная
мобилизация доступных средств,
высокое эмоционально-волевое
4. Компромисс.
Такое
решение проблемы имеет место, когда
субъект умерив уровень своих
притязаний, идет навстречу интересам
оппонента, тем самым он снижает
риск проигрыша и получает частичное,
компромиссное решение
В
трех последних формах поведения: приспособление,
конкуренция и компромисс, сумма
выигрышей равна сумме
5. Сотрудничество. В данном варианте поведения при гармоничном учете взаимных интересов для обоих субъектов открывается возможность для творческих, созидательных процессов. Важным условием такого поведения является наличие общей цели, а так же доверительность, открытость отношений, основанные на безупречной репутации партнеров. Нередко путь к сотрудничеству лежит через компромисс.
Самая большая ошибка, которую может совершить руководитель в кризисной ситуации, - это игнорирование конфликтов, возникающих в коллективе. В данной ситуации возможны следующие ошибочные действия: чрезмерно критическая оценка событий, постоянное несоблюдение интересов работников, предъявление огромного количества претензий.
Есть и такое мнение: проблема нынешних трудовых конфликтов у большинства фирм состоит и том, что потенциальные противники или партнеры ошибаются по поводу мотивации других и не склонны договориться с союзниками об условиях их участия в конфликте и условиях разрешения конфликта с противниками. Конфликты могут возникать по разным причинам и также по-разному влиять на состояние дел в фирме. Невнимание к проблеме может быть разрушительно.
В условиях конфликта важно проявлять интерес к работникам и заботу о них, никогда не откладывать решение разногласий на потом, активно поддерживать сотрудничество в рамках предприятия. Вместе с тем признается, что простые схемы разрешения конфликта не всегда эффективны, а часто даже усугубляют его, переводя из категории бурно развивающихся и краткосрочных в категорию вялотекущих, систематически обостряющихся без видимых очертаний периода полного разрешения.
В наше время конфликты в организациях не только возможны, но и желательны. Вся проблема заключается в умении управлять ими. Проблема конфликта заключается в том, какую позицию в нем занимает руководитель, знает ли он сильные и слабые стороны организации.
Для решения конфликта важно знать все его скрытые и явные причины, проанализировать позиции и интересы сторон и сконцентрировать внимание именно на интересах, так как в них - решение проблемы. Нет универсальных способов преодоления конфликта. Единственно возможным является полное вовлечение в ситуацию. Только вжившись в сложившуюся в организации ситуацию, можно изучить проблему конфликта и дать руководителю рекомендации относительно оптимальной стратегии поведения и методов преодоления конфликта.