Конфликты и их разрешение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который - один из самых главных врагов провизора, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Поэтому одна из функций провизора, как человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.

Содержание

Введение
Глава 1
1.1Понятие конфликта
1.2Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1.3Основные стратегии выхода из конфликта
1.4Типы конфликтных личностей

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по конфликтам.docx

— 49.12 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

Глава 1

    1. Понятие конфликта
    2. Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
    3. Основные стратегии выхода из конфликта
    4. Типы конфликтных личностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится  достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами  совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда  происходит конфликт, который - один из самых главных врагов провизора, т.к. он дезорганизует людей, переводит  их в эмоции, а не разум. Поэтому  одна из функций провизора, как человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий  конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов  к сотрудничеству и взаимопониманию.

Но часто управленцы, которые  не могут сосредоточиться в конфликтной  ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить  конфликт или отложить, что не дает полного решения проблем в  деловом коллективе.

Тема исследования: «Основные правила поведения в конфликте»

Цель исследования: проанализировать поведение в конфликтной ситуации.

В соответствии с целью, объектом, исследования нами сформулированы следующие  задачи:

  1. Определить понятие конфликта, основные виды конфликтов.
  2. Проанализировать основные правила поведения в конфликте
  3. Найти виды выхода из конфликта, их причины и ошибки.
  4. Определить типы конфликтных личностей.
  5. Проанализировать ошибочные типы поведения в конфликте.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие конфликта

Конфликт- это такая специфическая  организованность деятельности, в которой  противоречие  удерживается в процессе его разрешения.1

Конфликт — это всегда сложный  и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные  стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства  и группы стран, объединенные теми или  иными целями и интересами. Конфликты  возникают по самым различным  причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас  также знает, что сама личность внутренне  противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Это многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов. Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.

Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической  точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных  социальных групп.

В отечественной литературе большинство  определений конфликта носит  также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые  признаки социального конфликта, представленного  многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными  общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые  из определений конфликта:

Л.Г. Здравомыслов: Итак, конфликт —  это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма  отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального  действия, мотивация которых обусловлена  противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт — это явное или скрытое  состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и  тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия  существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся  захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам  или группам, их собственности или  культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или  обороны.

Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В  данном определении отражены необходимые  свойства всякого конфликта.2

Психологический конфликт – это  трудно разрешимое в рамках прежних  представлений и поведения субъекта противоречие, вызванное совокупностью  внешних и внутренних факторов и  связанное с сильными переживаниями, эмоциями, носящими, как правило, негативный характер.

Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) открытого  взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно  исключают друг друга, что вызывает взаимное противодействие, противоборство.3

 

 

 

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Поведение в конфликте  самое разнообразное. Но какие же правила необходимо соблюдать, чтобы минимизировать конфликт или сделать его конструктивным?! Таких правил поведения в конфликтной ситуации, обеспечивающих лучший выход из острой ситуации, несколько.

Первое правило  поведения в конфликте - справедливое, непредвзятое отношение к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что в паре или группе появляется человек, чем-то недовольный,- это инициатор конфликта. Он выступает с требованиями, претензиями, обидами и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение. Но как обычно реагирует партнер на инициатора конфликта? Сугубо отрицательно. Он обвиняет его в том, что тот «снова чем-то недоволен, опять затевает ссору по пустякам», что "ему вечно чего-то не хватает", "всегда ему все не так". Роль обвиняемого всегда неприятна, поэтому, естественно, каждый нормальный человек старается ее избежать или «готовится дать отпор инициатору».

Следует помнить, что инициатор  конфликта - за редким исключением, когда это просто капризный, неуживчивый, «склочный» человек - всегда имеет основания «затевать ссору».

Как правило, за его недовольством и претензиями стоит довольно существенная причина - какое-то положение вещей, которое его тяготит, мучает, доставляет беспокойство и неудобство. Мастер, выражающий свое недовольство рабочим по поводу неубранных деталей и материалов у станка, думает о технике безопасности и здоровье рабочего, о порядке на рабочем месте, определяющем готовность эффективно справиться с производственным заданием. Недовольство рабочего мастером, плохо и неравномерно снабжающем инструментом и материалами, имеет основание и должно быть как-то разрешено. Не из-за вредности и склочности характера один из супругов посягает на мир в семье! Просто в этом «семейном мире» ему вовсе несладко.

Для того чтобы конфликт с первого же шага не пошел по «кривому пути», нужно справедливо и, главное, терпеливо отнестись к инициатору столкновения: сразу же «с порога» не осуждать, не отмахиваться, не бранить, но внимательно и доброжелательно его выслушать.

Второе правило поведения в  конфликте - выявить предмет конфликта и не расширять его. Под предметом понимается причина недовольства партнера: что его конкретно не устраивает, что ему не нравится в поведении другого? Это правило должен соблюдать инициатор конфликта. Он должен отчетливо и ясно сформулировать прежде всего для себя, что его не устраивает и раздражает в другом. Затем полно и понятно изложить причину своих претензий. Зачастую ссорящиеся люди не умеют соблюдать это правило. Смутное раздражение чем-то слабо осознается и представляется в виде испорченного настроения. В этом случае партнеры погрязают в неконкретных обвинениях, придирках, уколах и даже оскорблениях, сквозь которые «обвиняемый" не видит существа ссоры. Опасность расширения числа претензий состоит в том, что у обвиняемого создается впечатление абсолютной виновности во всем, что происходит с инициатором конфликта. Другим следствием расширения числа претензий может быть усиление раздраженности обвиняемого, который и не знает, чем же «угодить инициатору», да и нужно ли это делать, если «все так плохо»?! Например, конфликт начался по поводу громкого разговора по телефону, потом перешли на другое, вспомнился неотданный вовремя чертеж, «безделье» обвиняемого. И дальше инициатор сказал все, что у него «накопилось на душе», а обвиняемый, доведенный до крайности, тоже «не остался в долгу», и выложил все напрямик, «невзирая на лица».

Со вторым правилом поведения в  конфликте связано психологическое свойство некоторых личностей, часто не конфликтных по своей натуре, сдерживать себя и уходить от конфликта. Рано или поздно, мысленно накапливаемые мелкие обиды, образуют «снежный ком», который уже трудно остановить. Представившийся случай раскроет такое количество обид и недомолвок, что с конфликтом просто будет не справиться. Вот почему не рекомендуется исход конфликта типа «сглаживание» и особенно «уход». Они могут оставлять у инициатора и обвиняемого обиды в виде неразрешенных противоречий. Разнообразные мысленные ассоциации, постепенно накапливаясь, обрастая подробностями других столкновений и недомолвок даже с другими людьми, вызовут обобщение предмета конфликта и, главное, усилится эмоциональная включенность обвиняемого и инициатора. Здесь участников - партнеров конфликта поджидает другая опасность - сделать поспешный вывод о целесообразности данных отношений вообще. Так, достаточно часто бывает у молодых супругов, для которых брак и развод могут стать обыденным, привычным делом. Бытующая легкость разговоров у молодых супругов о разводе не так уж и безобидна. Вначале в полушутку, а потом и всерьез накапливаемые обиды и недомолвки приводят к поспешным выводам и решениям. Хорошо известно из различных областей практической деятельности человека, что разрушить проще, чем построить и тем более заново. То же самое в межличностных отношениях: нельзя спешить с выводами о смысле конкретных отношений: товарищеских, приятельских, дружеских и особенно супружеских. Исследования нашей лаборатории показывают, что только наличие всех видов отношений обеспечивает личности гармоничное развитие, удовлетворенность жизнью, оптимизм. Активной личности проще в новых обстоятельствах установить отношения, хотя она и не может обеспечить себя всеми видами отношений в этих условиях. Интравертированная, малообщительная личность также проще обходится минимумом контактов и отношений, но совершенно невозможно в том же качестве образовать родственные, родительские, супружеские и дружеские отношения. Пренебрежение приятельскими и товарищескими взаимоотношениями сказывается не только на репутации личности, но в конечном счете создает внутренний барьер неумения удерживать отношения. В результате у личности развивается такая черта, как подозрительность в отношениях с другими людьми. Она задерживает свое внимание на неудачах в отношениях с людьми, часто не доверяет искренности любых отношений, излишне критична и даже негативна в оценке поведения других. Утрачивая за счет своей подозрительности и недоверия разнообразные контакты и отношения, такая личность еще больше самоизолируется.


Третье правило  поведения в конфликте - формулировка позитивного решения острой ситуации. Во-первых, это заставит инициатора мысленно взвесить все за и против в выдвигаемом обвинении; во-вторых, рассчитать возможные последствия конфликта для взаимоотношений; в-третьих - самому подумать за обвиняемого о предпочитаемом им варианте исхода конфликта. Все вместе это может снизить потенциал негативной напряженности инициатора, расширить его представление о предмете конфликта и его целесообразности, ощутить себя в роли обвиняемого Разновидностью позитивного поведения в конфликтной ситуации можно рассматривать правило уточнения исходов ссоры, когда обвиняемый просит уточнить предмет противоречий, локализовать причины недовольства и предлагает дать инициатору позитивный выход из создавшегося затруднения. Например: «У меня сегодня очень болит голова и, если можно, говорите чуть потише». Инициатор как бы находит постороннюю причину, заставляющую его предъявить претензию, что ослабляет напряженность ситуации. Ненавязчивая апелляция к самочувствию также способствует смягчению конфликта. Или другой вариант поведения инициатора. «Знаете, что, Вы пока поговорите, а я по делам в соседний отдел схожу».

Четвертое правило  поведения в конфликте касается эмоционального типа ведения спора (Правило эмоциональной выдержки) Нередко конфликтующие партнеры в состоянии верно определить предмет конфликта, справедливо отнестись к праву инициатора, высказать свои требования, наметить исходы конфликта, но весь тон разговора сводит на нет эти достижения. Как правило, конфликтующие стороны в момент конфликта испытывают напряженность эмоционального состояния. Их высказывания категоричны, безапелляционны, требовательны. Инициатор конфликта нередко начинает «наступление» в повышенных тонах, не выбирая выражений. Подчас при панибратских отношениях на производстве грубость обращения друг с другом становится нормой. И если мужчины проще переносят вульгарные выражения, то женщину они оскорбляют. Естественной реакцией на любой бестактный и грубый выпад инициатора будет ответ обвиняемого: «Вы что, собственно говоря, раскричались, оставьте этот тон!». Больше того, это ошибка инициатора позволяет партнеру вообще уйти от спора самым «честным» способом: «Я не выношу хамства и крика. Вот остынешь, тогда, может быть, и поговорим, а может быть, и нет!». И обвиняемый будет по-своему прав. Поэтому самое обязательное условие спора, столкновения - максимально возможный спокойный и ровный тон высказываний, точность и продуманность слов. Нужно говорить так, чтобы в голосе и словах не было даже намека на раздраженность, гнев, упрек, не было оскорбления в адрес партнера. Словом, по форме спор должен быть «деловым разговором деловых людей». Уместно в связи с тоном споров упомянуть форму обращения на «Вы». В русском литературном языке принято в деловых отношениях обращаться не на «ты», а на «Вы». Причем, не случайно, в написании «Вы» пишется с большой буквы, что указывает на уважительное и дистантное отношение. В целом форма обращения на «Вы» несет большую регулятивную нагрузку в межличностных отношениях. Стремление сломать социальные, возрастные, ролевые преграды в отношениях неверно трактуются людьми в обыденной жизни, когда они, пренебрегая дистантной формой«Вы», оказываются часто в затруднении. Так, раз сломав дистанцию в должностных, профессиональных отношениях, начальник удивлен, когда в конфликте подчиненный ведет себя «слишком распущенно».

Информация о работе Конфликты и их разрешение