Комплексная психолого-педагогическая практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:07, отчет по практике

Описание работы

Винни-пух – дошкольное учреждение обеспечивает воспитание и обучение детей с 2 до 7 лет. Педагогический коллектив детского сада реализует идеи общего, интеллектуального и нравственного развития личности, его социальной адаптации.
Цель: воспитание здорового всесторонне развитого и подготовленного к школе ребенка на основе сов ременных программ.

Содержание

# Паспорт учреждения…………………………………………………….…… 3
# Психодиагностическая работа………………………………………………..6
# Психологическое консультирование……………………………………….13
# Развивающая и коррекционная работа…………………………………..….16
# Просветительская работа……………………….……………………………21
# Самоанализ………………………………………………………………… 25
# Список литературы………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

отчет.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

       Рисование на тему «Нарисуй свой страх»

       Цели. Снятие страхов, осознание своих страхов.

       Дети  рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий  просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.

       Расставание.

       Занятие 2. «Наши страхи» (продолжение)

       Беседа  о страхах

       Цели. Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.

       Ведущий просит детей ответить на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться — это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? Например, если мама боится за тебя — это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится — дети или взрослые?».

       Далее рассматривает с детьми рисунки, сделанные на прошлом занятии, которые предварительно развешаны на стене кабинета, и спрашивает: кто какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке?

       Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!»

       Цель. Помощь в преодолении негативных переживаний.

       После прозвучавших предложений о том, как можно побороть свой страх, психолог предлагает нарисовать картину на эту  тему. Он раздает детям рисунки  с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор — на чем рисовать (на старом рисунке или изобразить страх снова и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря и т.д.). или просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от него избавиться.

       Этюд  по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав»

       Цель. Помощь в преодолении негативных переживаний.

       Ведущий предлагает отправиться в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок  в грозу забрался на чердак и сидит  там один, дрожа от страха. Все  кругом грохочет, а он не убегает  и даже приглашает своего друга — щенка Шарика побояться вместе. Дети обсуждают поступки персонажей, затем разыгрывают сценку. На роли персонажей мультфильма выбирают детей, имеющих страх грозы, одиночества.

       Расставание

       Дети  становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.

       Занятие 3. «Я больше не боюсь»

       Этюд  «Смелые ребята» 

       Цели. Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.

       Дети  выбирают ведущего — он страшный дракон. Ребенок становится на стул и говорит  грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате.

       Игра  «В темной норе»

       Цель. Снятие страха перед темнотой.

       В комнате, где находятся дети, как  бы по ошибке выключают на 3—5 минут  свет. Психолог предлагает представить, что они попали в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок  со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты (психолог узнает об этом из рисунков или из предварительной беседы с родителями). Он с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой, заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.

       Комплекс  «На лесной поляне» 

       Цель. Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация. 
Ведущий предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки.

       Звучит  ритмичная, задорная музыка. Кузнечики  высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по поляне. Бабочки  порхают с цветка на цветок. Жучки  жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда-сюда.

       Игра  «Тень»

       Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. 
Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок — «путник», другой — его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника», который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

       Игра «Слепой и поводырь»

       Цель. Развитие внимания друг к другу, социального доверия.

       Дети  могут оставаться в парах, на которые  они разбились в предыдущей игре, или образовать новые. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который  должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

       Обсуждение 

       Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что  хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно, если «нет», то почему?

       Хоровод

       Дети, стоя в кругу, берут друг друга  за руки, гладят, улыбаются. 

 

  1. Просветительская  работа.

       Данный  вид работы был проведен с воспитателем той группы детей, в которой проводилась диагностика. Ей были предоставлены результаты, сформулированы основные выводы и даны следующие рекомендации.

       Тревожный ребенок – это ребенок, который  склонен воспринимать окружающий мир  как опасный, он эмоционально неуравновешен, неуверен в правильности своих мыслей и поступков. Тревожность препятствует полноценному личностному развитию.

       За  последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного  возраста увеличилось. Чаще всего тревожность  развивается, когда ребенок находиться в состоянии (ситуации) внутреннего  конфликта. Он может быть вызван:

       Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или  поставить в зависимое положение.

       Неадекватными, чаще завышенными требованиями.

       Противоречивыми требованиями, которые предъявляются  к ребенку родителями и/или образовательным учреждением.

       Чтобы способствовать личностному росту  и развитию ребенка необходимо создавать такие условия, которые будут корректировать его поведение, и понижать уровень тревожности. Поэтому педагогам предлагаются следующие рекомендации по работе с тревожными детьми.

       Тревожный ребенок боится сделать что-то не так, поэтому подбадривайте, поддерживайте, хвалите их за каждый (по мере возможности) правильно сделанный шаг. Это  для них очень важно.

       Тревожному  ребенку необходимо четко понимать, что и как нужно делать. К нему необходимо предъявлять четко сформулированные требования. Ему нужны четкие алгоритмы действий, четко поставленные задачи. Воздержитесь от резких угроз.

       Снисходительно  относитесь к способам, которые ребенок  использует, чтобы снять свое тревогу (если это слишком не мешает остальным и ему самому выполнять задание). Он может мять или рвать бумагу, теребить что-то в руках и т. п.

       Будьте  внимательны, при сильном страхе  ребенка отвечать у доски или т.п., не вынуждайте, по возможности дайте индивидуальное задание.

       Поощряйте инициативу публичного выступления, выполнения ответственных дел. 

    Памятка педагогу по работе с тревожными детьми.

    1.  Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

    2. Спрашивайте ребенка в середине урока.

    3. Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.

    4. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).

    5. Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.

    6. Используйте на занятиях визуальную поддержку.

    7. Перед началом урока выполняйте с детьми задания на снижение тревожности.

    8.Снижайте  количество замечаний.

    9. Введите ежедневный (или еженедельный) ритуал «Бюро хороших новостей».

    10. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

    11. Наказывая ребенка, не унижайте его.

    12.Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии других детей.

    13. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям.

    14.  По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

    15.  Избегайте длинных нотаций!

    16. Обговаривайте заранее с детьми, как будет проходить контрольная работа, экзамен.

    17.  Выберите подходящий способ проверки знаний ребенка, удобный для него (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад и др.).

    18. Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).

     Как играть с тревожными детьми

       На  начальных этапах работы с тревожным  ребенком следует руководствоваться  следующими правилами:

       1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

       2. Необходимо избегать соревновательных  моментов и игр, в которых  учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?".

       3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный  ребенок не ощущал опасности  от встречи с чем-то неизвестным,  лучше проводить ее на материале,  уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

       4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется  использовать только после длительной  работы с ребенком, когда он  сам решит, что может выполнить  это условие.

       Если  ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: "Воздушный шарик", "Корабль  и ветер", "Дудочка", "Штанга", "Винт", "Водопад" и др.

       Чуть  позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: "Подарок под елкой", "Драка", "Сосулька", "Шалтай-Болтай", "Танцующие руки".

       В коллективные игры тревожного ребенка  можно включать, если он чувствует  себя достаточно комфортно, а общение  с другими детьми не вызывает у  него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры "Дракон", "Слепой танец", "Насос и мяч", "Головомяч", "Гусеница", "Бумажные мячики".

Информация о работе Комплексная психолого-педагогическая практика