Комплексная психолого-педагогическая практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:07, отчет по практике

Описание работы

Винни-пух – дошкольное учреждение обеспечивает воспитание и обучение детей с 2 до 7 лет. Педагогический коллектив детского сада реализует идеи общего, интеллектуального и нравственного развития личности, его социальной адаптации.
Цель: воспитание здорового всесторонне развитого и подготовленного к школе ребенка на основе сов ременных программ.

Содержание

# Паспорт учреждения…………………………………………………….…… 3
# Психодиагностическая работа………………………………………………..6
# Психологическое консультирование……………………………………….13
# Развивающая и коррекционная работа…………………………………..….16
# Просветительская работа……………………….……………………………21
# Самоанализ………………………………………………………………… 25
# Список литературы………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

отчет.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

       В дополнение к вышеперечисленным  методикам был проведен анализ теста «Кинетический рисунок семьи» у тех детей, у которых выявлен наиболее высокий уровень тревожности по тесту Амена во взаимоотношениях «ребенок – взрослый».

       Анализ  результатов рисунков осуществлялся  по следующим показателям:

       1.Наличие  беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

       2.Эмоциональное  напряжение и дистанция.

       3.Дискомфорт.

       4.Наличие  враждебности по отношению к  взрослым.

       На  основании этих показателей выявили  уровни влияния семейных отношений  на ребёнка.

       К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

       Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

       Низкий  уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с  предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

       Наличие враждебности по отношению к родителям  прослеживается через прорисовку таких  деталей, как разведённые руки, растопыренные  пальцы, оскаленный рот и т.д.

       В качестве примера разберём несколько рисунков.

       Илья  В. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

       На  рисунке Кати П. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.

       Дима  В. нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.

       Семен Б. изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

       По  результатам обследования детей  мы составили сводную таблицу (табл. 3).

Таблица  3. – Сравнительный анализ данных диагностики по различным методам

Фамилия и имя  ребенка Самооценка Результаты  по методике «Рисунок семьи» Показатель  по тесту Амена Вывод
1. Антон С. средняя средний средний средний
2. Дима В. низкая низкий высокий высокий
3. Илья В. средняя высокий средний средний
4. Катя П. средняя высокий средний средний
5. Матвей Н. средняя средний средний средний
6. Максим Б. низкая низкий средний высокий
7. Миша Ш. средняя средний средний средний
8. Семен Б. низкая низкий высокий высокий
 

     В целом количество детей с высоким, низким и средним уровнем тревожности  составило:

     Высокий уровень тревожности – 3 чел. (38%)

     Средний уровень тревожности –  5 чел. (62%)  

     Низкий  уровень тревожности – 0 чел (0 %)

     В данной группе детей старшего возраста большинство детей имеют низкий уровень тревожности, несколько  детей имеют средний уровень  тревожности и два ребенка  имеет высокий уровень тревожности, а также небольшая часть детей имеют средний уровень выраженности враждебности, конфликтности, незащищенности, недоверия к себе, депрессивности, чувства неполноценности, трудностей общения, остальные дети имеют низкий уровень выраженности.

     В результате проведенного исследования, для детей, имеющих высокий уровень  тревожности была разработана коррекционная  работа, состоящая из 3 занятий. С  родителями этих детей была проведена  консультативная работа.

 

  1. Психологическое консультирование

       По  результатам диагностического исследования была разработана и проведена индивидуальная консультативная работа с родителями, чьи дети имеют высокий уровень тревожности. Все беседы были проведены по инициативе психолога.

       В частности особенно отметим разговор с мамой Семена Б. Особенность этого ребенка были такие характеристики, как застенчивость, малообщительность, боязнь публичных выступлений, кроме того он относится к категории часто болеющих детей, что свидетельствует о вероятной дезадаптации в ДОУ.

       Тем не менее,  как отмечает воспитатель Семы, он вполне уверенно ведет себя при индивидуальных беседах с ней. Т.е. в той ситуации, когда рядом с ним человек которого он давно знает. У него в группе есть друг, Илья В. рядом с которым он чувствует себя уверенней. Умственное и физическое развитие Семена соответствует возрастной норме.

       Протокол  консультативной беседы.

       Дата  проведения: 16.09.2010 года

       Клиент: Наталья Александровна, мама Семена Б.

       Беседа  началась с того, что я представилась, объяснила причину, по которой была организована наша встреча, предоставила все диагностические данные. Кроме того поделилась с ней общими впечатлениями о ее сыне.

       Со  слов мамы: Он часто плачет, когда  собирается в детский саж, жалуется  что его там обижают. Дома он ведет  себя в целом хорошо, любит читать книги, рассматривать картинки. Он много времени проводит со старшей сестрой, которой 12 лет. Она часто стремится его чему то научить, иногда  ругает его за то, что он что то не так сделал.

       На  вопрос о том, много ли времени  родители проводят со своим сыном, последовал ответ: «Бывает по выходным мы ходим в кафе или в гости, но вообще мы с папой часто допоздна на работе, поэтому за ним присматривает бабушка».

       В ходе беседы так же выяснилось, что  у Семы строгий папа, бывает ругает его, пару раз угрожал ремнем, но не разу не бил.

       В результате проведенной беседы были даны следующие рекомендации.

       Прежде  всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в  его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

       Ласковые  прикосновения родителей помогут  тревожному ребенку обрести чувство  уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

       Родители  тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

       Родители  тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку.

       В таких ситуациях можно сказать  родителям: "Ваш ребенок часто  бывает скованным, ему было бы полезно  выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли  упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно".

       Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет  других значимых для него людей. Например, нельзя говорить ребенку: "Много  ваши учителя понимают! Бабушку лучше  слушай!"

       Будьте  последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

       Учитывайте  возможности детей, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз  помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

       Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и  принимайте таким, какой он есть.

       Кроме того родителям было рекомендовано  посещение ребенком курс а психологических  занятий направленных на снижение уровня тревожности. 
 
 
 
 

 

  1. Развивающая и коррекционная работа

       Занятие 1. «Наши страхи»

       Приветствие.

       Сценка  по произведению К.И. Чуковского «Тараканище»

       Цели. Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.

       Ведущий предлагает детям исполнить сценки, где звери пугались «страшного» и усатого тараканища, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т.д. По окончании инсценировки ведущий просит объяснить пословицу: «У страха глаза велики».

       Упражнение «Расскажи свои страхи»

       Цели. Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.

       Начинает  рассказывать о своих страхах  взрослый: «Когда я был таким маленьким, как вы, то...» Затем задает вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.)

Информация о работе Комплексная психолого-педагогическая практика