Компетенции как основной психологический аспект проведения ассессмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Ассессмент – это процедура, включающая деловые игры, имитирующие рабочие ситуации, структурированное интервью, тестирование. Ассессмент-центр разрабатывается в соответствии с потребностями конкретной компании, которые могут состоять в развитии сотрудников, подборе персонала. Цель ассессмента – выявление основных психологических качеств сотрудников, их индивидуальных особенностей и черт.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы оценки персонала методом ассессмент-центр……. 4
1.1. Что такое ассессмент-центр? …………………………………………… 4
1.2. История развития метода………………………………………………... 5
1.3. Задачи, решаемые методом ассессмент-центр………………………… 8
2. Компетенции как основной психологический аспект проведения ассессмента…………………………………………………………………………. 9
2.1. Определение компетенции……………………………………………… 9
2.2. Модели компетенций………………………...………………………… 11
2.3. Возможные ошибки при оценке компетенций……………………….. 12
3. Подготовка и осуществление наблюдения……………………...…………. 15
4. Получение «обратной связи»……………………………………………….. 17
5. Дополнительные психологические эффекты проведения ассессмента….. 18
Заключение……………………………………………………………………… 19
Список использованной литературы………………………………………….. 21

Работа содержит 1 файл

Психологические аспекты проведения оценки персонала..docx

— 49.46 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Теоретические основы оценки персонала методом ассессмент-центр……. 4

1.1. Что такое ассессмент-центр? …………………………………………… 4

1.2. История развития метода………………………………………………... 5

1.3. Задачи, решаемые методом ассессмент-центр………………………… 8

2. Компетенции как основной психологический аспект проведения ассессмента…………………………………………………………………………. 9

2.1. Определение компетенции……………………………………………… 9

2.2. Модели компетенций………………………...………………………… 11

2.3. Возможные ошибки при оценке компетенций……………………….. 12

3. Подготовка и осуществление наблюдения……………………...…………. 15

4. Получение «обратной связи»……………………………………………….. 17

5. Дополнительные психологические эффекты проведения ассессмента….. 18

Заключение……………………………………………………………………… 19

Список использованной литературы………………………………………….. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подбор  персонала – одна из ключевых задач  всей службы персонала организации, а вопрос качества и стоимости  подбора – один из ключевых при  оценке всей деятельности службы персонала. Как известно, кадры решают практически  все. Психологическая диагностика персонала на предприятии составляет важнейшее направление кадровой политики. На основе диагностических данных определяются пути обучения специалистов, движение резерва, ротация кадров.

В современной  ситуации от организаций требуется  не только и не столько быстрая  реакция на происходящие изменения, сколько способность прогнозировать свои компетенции, те особенности, которые  будут служить ключом к успеху в будущем. Для решения этих задач разработана современная система оценки персонала с применением метода ассессмент-центр. Этот метод является наиболее точным, и в то же время наиболее сложным из всех существующих методов оценки.

Ассессмент  – это процедура, включающая деловые  игры, имитирующие рабочие ситуации, структурированное интервью, тестирование. Ассессмент-центр разрабатывается в соответствии с потребностями конкретной компании, которые могут состоять в развитии сотрудников, подборе персонала. Цель ассессмента – выявление основных психологических качеств сотрудников, их индивидуальных особенностей и черт.

По результатам  ассессмента сотрудники получают «обратную  связь», которая становится для них  элементом самопознания, стимулом к  развитию собственных психологических  качеств применительно к тем  задачам, которые он перед собой ставит.

Психологический ассессмент позволяет существенно  снизить вероятность возможных кадровых ошибок, неоправданных надежд, переоценки или недооценки качеств того или иного сотрудника.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ  ПЕРСОНАЛА МЕТОДОМ АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР

 

1.1. Что такое ассессмент-центр?

Ассессмент-центры – это комплексные диагностические  методы, которые систематически регистрируют достижения или недостатки поведения работников, участвующих в качестве объектов оценки. При этом несколько наблюдателей одновременно оценивают результаты одного или нескольких участников согласно установленным правилам и на основании предварительно определенных показателей (требований к работнику).

Комплексность диагностических методов означает совместное использование нескольких диагностических инструментов, которые имитируют реальную деятельность с целью максимального ее воспроизведения. Из самых важных и известных методов можно назвать «почтовую корзину», групповые дискуссии, ролевую игру, презентации, исследование случаев.

Под систематичностью регистрации понимается оценка одних  и тех же поведенческих признаков  различными методами, разделение во времени  процесса наблюдения и процесса вынесения  оценочных суждений, независимость отдельных наблюдателей друг от друга, а также предварительное обучение наблюдателей. [10].

В методологии  ассессмент-центра слились воедино три теоретических подхода к изучению человека:

1) психометрия, выделяющая индивидуальные различия в поведении и личных особенностях людей на основе сравнения их между собой, а также предоставляющая способы сравнения — тесты;

2) социально-психологическое описание поведения, позволяющее фиксировать конкретные факты, выделять типичные способы поведения в конкретных ситуациях, обучать структурированному наблюдению неспециалистов в области поведенческой психологии;

3) клиническое наблюдение — метод, позволяющий сравнивать индивидуальные проявления в конкретный момент с тем, что можно считать оптимальным для данной личности.

Эти подходы  позволяют сопоставлять получаемые различными способами данные и формировать обобщенное и уточненное описание конкретного аттестуемого.

Ассессмент-центр — это современная технология, ориентированная на приведение кадрового потенциала организации в соответствие с ее целями и

стратегиями, основанная на следующих принципах:

  • каждый аттестуемый оценивается несколькими специалистами и специально подготовленными наблюдателями, каждый наблюдатель оценивает нескольких аттестуемых, что позволяет минимизировать возможную необъективность и использовать перекрестные оценки для повышения достоверности результатов (интегральная оценка);
  • фазы «наблюдения» и «оценки» разведены во времени для достижения большей объективности;
  • оценивается реально наблюдаемое поведение аттестуемых, а не гипотезы причин, стоящих за поведением;
  • создается система оценки, направленная в основном на выявление потенциала кадров;
  • процедуры ассессмент-центра предусматривают испытание различными взаимодополняющими техниками и упражнениями, в каждом из которых оценивается несколько критериев. При этом каждый критерий оценивается в нескольких упражнениях.

 

1.2. История развития метода

Технология ассесмента начала формироваться  в начале ХХ века, когда бихевиоризм  стал одним из ведущим направлений  западной психологии. Известный российский специалист по ассессменту Т.Ю.Базаров считает, что историческим прообразом ассессмент-центра можно считать взятие Александром Суворовым крепости Измаил.

Чтобы взять неприступную, как считалось  крепость, прославленный полководец приказал вырыть ров и насыпать вал  – по типу измаильских, на которых  по ночам обучал войска необходимым  при штурме действиям. На таком своеобразном «тренажере» командиры отрабатывали взаимодействие и тактические ходы будущего сражения, а солдаты осваивали новые навыки и приемы. При этом особое внимание Суворов уделял моральной подготовке войск: каждое очередное «взятие» учебных преград помогало воинам освободиться от страха неизвестного, укрепляло уверенность в успехе, развенчивало миф о неприступности Измаила. Собственно это и были имитационные упражнения, в которых моделировались варианты будущего сражения. Суворов лично присутствовал на «учебах» и оценивал смекалку и воинский дух каждого солдата и командира (компетенции).

Прототипы современных ассессмент-центров  появились в Европе в период Второй мировой войны, когда потребовалось изменить принципы отбора на военную службу. В дополнение к анализу опыта и уровня образования необходимо было исследовать особенности индивидуального поведения в экстремальных ситуациях, способности к обучению и управленческий потенциал.

Впервые подобные приемы стали использовать в Германии при отборе офицеров – руководителей диверсионных групп. Затем в Великобритании в 1942 году этот метод, который сегодня называется «ассессмент» использовали для набора младших офицеров, а в США – для набора разведчиков. В 1944г. Управление Стратегических Исследований, предшественник ЦРУ, приняло методику отбора агентов. Это событие часто рассматривают как момент рождения современных ассессмент-центров. Основой этих методов стала идея о том, что намного целесообразнее не исследовать прошлое человека в ходе традиционных интервью, а протестировать его путём имитации задач, которые ему предстоит решать.   

Так, использовались учения на местности, во время которых испытуемые должны были, например, форсировать реку с помощью подручных материалов. Помимо полевых занятий проводились письменные упражнения по тактическому планированию, которые легли в основу практических заданий (кейсов), в которых проверяется умение работать с корреспонденцией.

Примечательным событием в гражданском применении ассессмента было использование этого метода американской телефонной компанией AT&T, взявшейся изучать условия служебного роста руководящих работников. Программа стартовала в 1950 году с целью выявления сотрудников, обладающих способностью к руководству, независимо от образовательного уровня и предшествующего опыта. Через определенные временные интервалы проводилось сравнение спрогнозированных результатов и фактически достигнутых. После опубликования этой информации, другие компании в США стали обращаться к АТ&T, чтобы узнать последние результаты и получить возможность применять метод самостоятельно. Сотрудники АТ&T с учётом своего опыта и спроса на метод, основали консультационную компанию DDI, специализирующуюся на  выявлении и развитии человеческого потенциала. Это положило начало бизнес консультированию в США, а затем и в Европе.  

Сейчас этот метод очень популярен  как на Западе, так и в России. И, прежде всего его используют при  отборе претендентов на различные позиции, связанные с управлением, продажами и со сферой компьютерных технологий. Энергетические компании, банки и производители продовольствия, напитков и табачных изделий используют ассессмент-центр весьма широко в отличие от сферы образования, СМИ и местных органов власти. В частных компаниях имеется тенденция использовать ассессмент для подтверждения квалификации и продвижения по службе, а в государственном секторе больше для отбора дипломированных специалистов, где выпускников ВУЗов принимают на работу в больших количествах.

На сегодняшний день, как в государственных, так и в частных компаниях, ассессмент-центр все чаще применяется для разработки планов развития карьеры.

 

1.3. Задачи, решаемые методом ассессмент-центр [8]

1. Отбор персонала. Каждая организация стремится уметь определять и отбирать лучших сотрудников. Тщательно разработанная процедура ассессмента дает возможность подбирать идеальных кандидатов на любую вакансию.

2. Расстановка персонала. Любая организация хочет, чтобы каждый из ее сотрудников занимал подходящее место. Например, в организации есть несколько менеджерских позиций с разным уровнем ответственности. Процедура ассессмента может обеспечить руководство полной информацией, чтобы расстановка претендентов по обозначенным позициям была наиболее эффективной.

3. Обучение и развитие. Процедура ассессмента помогает выявлять потенциал каждого сотрудника, что значительно облегчает формирование учебных программ и планов карьерного роста. Кроме того, результаты ассессмента дают возможность самому кандидату увидеть, какие навыки ему необходимо развивать самостоятельно.

4. Продвижение. Результаты ассессмента могут стать основанием для продвижения сотрудника, так как они помогают выделить тех, кто имеет управленческий потенциал. Таким сотрудникам предлагаются должности с более широким кругом полномочий и большим уровнем ответственности.

5. Управление карьерой и наставничество. Иногда результаты тестов ассессмента помогают людям делать выбор в сфере вакансии или образования. Они помогают определить те сферы деятельности, в которых человек может себя наиболее ярко проявить.

6. Получение обратной реакции. Результаты ассессмента могут определить, пошло ли на пользу сотруднику проведенное обучение.

 

2. КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ АССЕССМЕНТА

 

2.1. Определение компетенции

Когда мы говорим о необходимости оценки работника, в первую очередь нас интересуют два параметра: насколько уровень его профессионализма (образование, квалификация, опыт) соответствует эффективности деятельности и какой он человек – аккуратный, целеустремленный, ответственный, тщеславный, умный, обязательный и т.д. (так называемые личностно-деловые качества).

Теоретики и практики менеджмента персонала  в процессе накопления опыта измерения  и оценки работников пришли к выводу, что высокая квалификация, солидный опыт и высокий интеллект еще не являются гарантами эффективной работы человека. Поэтому в 1990-е годы начали активнее исследовать такие психологические аспекты как мотивация, эмоциональный интеллект, личностные качества. С расширением спектра оцениваемых профессионально важных качеств и особенностей личности возникла необходимость в максимально широком понятии, позволяющем определить «готовность человека к эффективному выполнению определенной работы». Было предложено понятие «компетенция». Впервые это понятие было предложено Бояцисом, который ввел его в своей книге «Компетентный менеджер» в 1982 г. Он определил компетенцию как «основную характеристику человека». Со временем  понятие компетенции несколько изменилось и в сфере управления персоналом под компетенцией понимается набор поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения какой-либо работы.

Информация о работе Компетенции как основной психологический аспект проведения ассессмента