Коммуникация. Виды общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, что за последние тридцать лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии, прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………................... 3
РАЗДЕЛ I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…….….….…………
6
РАЗДЕЛ II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ОБЩЕНИЕ»……………………………...
14
РАЗДЕЛ III. СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ. ТРУДНОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА……………...
22
Заключение ……………………………………………………........... 31

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .......................................... 34

ПРИЛОЖЕНИЯ………

Работа содержит 1 файл

kursovik.docx

— 851.59 Кб (Скачать)

     Обучение  тактикам общения предполагает знание и учет расстояний, определяющихся отношениями между людьми. Нарушение  этих расстояний приводит к психологическому дискомфорту общающихся. Эти расстояния подразделяются на зоны пространств: интимного, личностного, ролевого, социального. В  разных культурах эти зоны несколько  отличаются, что определяется такими факторами, как возраст, индивидуально-психологические  особенности, принадлежность к определенной культуре и т.д., но в среднем они колеблются от 0-15 см до 15-46 см при интимных отношениях, от 35-60 до 80-120 – при межличностных отношениях, от 120 до 210 см при ролевых взаимодействиях и в самых крайних случаях могут достигать 3,6 м1.

     Социальные  пространства – это пространства взаимодействия групп людей, массового  общения с аудиториями. Они начинаются с расстояния 3,6 м и представляют собой общедоступную зону индивида. Вхождение в зону другого человека, несоответствующее установившимся с ним отношениям, вызывает выделение  большого количества адреналина, покраснение  кожи, учащение сердцебиения и другие физиологические реакции, характерные  для стресса.

     В западных странах на допросах в полиции  часто практикуют метод «территориального» вторжения, чтобы сломить преступника. Но такая тактика пространственного  нарушения совершенно недопустима  в дружеских, приятельских, товарищеских отношениях. Она представляет собой  некоторую опасность и при  общении начальника с подчиненными.

     Психологические барьеры, т.е. препятствия, преграды, в  общении могут возникать как  в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и в связи  с несовпадением смыслов высказываний, просьб, приказов и т.п. В состоянии  субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные  переживания (например, переживание  стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).

     Барьер  общения (психологический) – психологическое  состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению.

     В целом барьеры общения можно  подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера  заранее воспринимается как потенциальный  правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких  противоправных поступков.

     Барьеры в общении связаны с предвзятостью  и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные  установки могут вводиться в  опыт человека кем-то из людей. У застенчивых  сильным препятствием в общении  становятся ожидание непонимания или  беспокойство о том, будет ли общение  успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры  возраста. Иногда человек сам создает  себе препятствия в общении в  силу своих неверных представлений  о других людях1.

     Также барьеры можно разделить на 4 класса: технический, межъязыковой, социальный, психологический.

     1. Технический барьер в виде  шумов и помех в искусственных  коммуникационных каналах. Шумы  имеют естественное происхождение,  а помехи создаются умышленно.  Из-за воздействия шумов и помех  уменьшается различимость полезных  сигналов и возникает актуальная  задача распознавания сигналов  на шумовом фоне. Эта задача  актуальна для радиосвязи, проводной  связи, видеозвукозаписи, компьютерной  техники (вспомним компьютерные  вирусы, засорение пространства  Интернет) и окончательное решение  ее вряд ли возможно, так как  всякое новое поколение техники  страдает своими «болезнями»,  неведомыми

ранее.

     2. Межъязыковый барьер возникает  при несоответствии языков, кодовых  систем, тезаурусов коммуниканта  и реципиента. Это ситуация «Вавилонского  столпотворения», когда люди говорят  на разных языках и не могут  понять друг друга.

     В настоящее время насчитывается  несколько тысяч стихийно возникших  языков, наречий и диалектов. Главный  ущерб, наносимый межъязыковым барьером, состоит не в том, что чужеземцы, сталкиваясь друг с другом, не могут объясниться на бытовые, торговые или военные темы. Здесь устное разноязычие преодолевается за счет невербального или иконического канала (если нет толмача-переводчика). Главная беда состоит в том, что в силу социально-мнемической функции, функции социализации и мировоззренческой функции естественный язык накладывает печать своеобразия на национальную культуру, общественное сознание, индивидуальное мировоззрение. Межъязыковые барьеры разделяют род человеческий на чуждые и враждующие друг с другом этносы, народы, нации. Манящий идеал межчеловеческой гармонии и мира оказывается не достижимым; разноязычное человечество не может быть единым человечеством.

     Кардинальный  способ преодоления межъязыкового  барьера виделся в разработке искусственного языка международного общения. Первым языком такого рода стал «Воляпюк».

     3. Социальный барьер возникает  между людьми, говорящими на одном  и том же естественном языке,  но принадлежащими к различным  социальным группам. Затруднено  взаимопонимание разных поколений  (споры «отцов» и «детей»), представителей  разных классов и сословий, имеющих  антагонистические интересы, жителей  города и села, мужчин и женщин, людей с разным образовательным  цензом и т. д. Сущность социального  барьера не в различных социолектах,  жаргонах, стилях речи, отличающих  одну социальную группу от  другой, а различии ценностных  ориентации, личного психофизиологического  и житейского опыта, содержание  групповой памяти. Эти различия  неустранимы, да и нет необходимости  стремиться к их устранению, так  как это привело бы к унылой  унификации рода человеческого  - «все на одно лицо».

     4.Психологический барьер возникает вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию. Перцепция, напомним, представляет собой познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга. Это познание использует этические и эстетические критерии, ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии. В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) партнера, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим и т. д. Большое значение имеет коммуникационная ситуация: являются ли люди равноправными сотрудниками, делающими общее дело, или они находятся в отношениях начальник - подчиненный и др. Кроме того, в сознании и коммуниканта, и реципиента всегда присутствует их собственный имидж, т. е. представление о себе самом.

     Существует  множество приёмов повышения  эффективности общения, преодоления  коммуникативных барьеров. Назовем  некоторые из них.

     Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.

     Приём «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я - ваш друг». А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.

     Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.

     Приём «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение клиента.

     Приём «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

  Исходя  из всего вышеизложенного в этом разделе курсовой работы можно сделать некоторые выводы:

         1.Существует множество способов общения, как вербального, так и невербального, влияющих на достижение цели коммуникативного процесса.

     2.В процессе общения могут возникать барьеры, препятствующие достижению индивидом целей, поставленных перед коммуникативным процессом. Барьер общения – такое состояние в процессе общения, при котором возникают трудности в общении.

     3.Барьеры общения можно разделить на эстетические, моральные, эмоциональные или на технические, межъязыковые, социальные и психологические. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     В процессе работы коммуникация и виды общения были рассмотрены с различных сторон,  с точки зрения различных дисциплин.  Было установлено, что общение является сложным и необходимым процессом в жизни индивида. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

     Общение включает в себя обмен информацией  между ее участниками, который может  быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.  Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Именно  из этих трех сторон и состоит структура  общения.

      Проведенный анализ литературных источников, связанных  с темой «Коммуникация. Виды общения» позволил выяснить, что понятия «общение»  и «коммуникация» являются одними из центральных  в психологической  науке. Изучению проблемы общения уделено  большое время по сей день, так  как благодаря этому сложному процессу происходит взаимодействие людей, передача информации, без него невозможно эффективное сотрудничество.

     Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и  становлении разумного, культурного  поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким  возможностям к научению, человек  приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через  активное общение с развитыми  личностями он сам превращается в личность.

      Если  бы с рождения человек был лишен  возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

      Особенно  большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

     Дальнейшее  развитие общения можно представить  как постепенное накопление человеком  культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек  отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении  с разнообразными людьми, но также  богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств  общения.

      В процессе  изучения данной темы, также  была затронута проблема трудностей в процессе общения. Как мы можем  видеть существует огромное количество проблем, трудностей, преград в коммуникативном процессе, которые необходимо решать для более успешного общения, а значит и для более успешного взаимодействия с окружающими людьми. Путей решения этой проблемы на сегодняшний момент существует немало, они зависят от способа общения. Преодолеть преграду в общении можно с помощью психолога, логопеда, с помощью постоянного самосовершенствования в плане речи. Даже внешний вид играет свою роль в процессе коммуникации.

Также не стоит забывать о специальных  тренингах, помогающих преодолеть коммуникативные  барьеры между людьми.

     Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных  отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано  с  тем, что в  современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.

Информация о работе Коммуникация. Виды общения