Коммуникация. Виды общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, что за последние тридцать лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии, прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………................... 3
РАЗДЕЛ I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…….….….…………
6
РАЗДЕЛ II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ОБЩЕНИЕ»……………………………...
14
РАЗДЕЛ III. СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ. ТРУДНОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА……………...
22
Заключение ……………………………………………………........... 31

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .......................................... 34

ПРИЛОЖЕНИЯ………

Работа содержит 1 файл

kursovik.docx

— 851.59 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

    стр.
     
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………................... 3
РАЗДЕЛ  I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…….….….…………  
  6
РАЗДЕЛ  II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ОБЩЕНИЕ»……………………………...  
14
РАЗДЕЛ  III. СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ. ТРУДНОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА……………...  
22
Заключение ……………………………………………………........... 31
     
СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .......................................... 34
     
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………….. …………………….......    36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы курсового исследования обусловлена тем, что за последние тридцать лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии, прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов

     Проблемы  коммуникации изучаются на стыке  нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки  характерен переход к глобальному  рассмотрению проблем этой тематики. Актуальность исследования определяется и  тем, что в  современной психологии накоплен значительный материал, раскрывающий,

     Степень научной разработанности  темы курсового исследования. Проблема коммуникации и видов общения всегда являлась актуальной для отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещена тема общения в психологической литературе, накоплен очень большой теоретический материал. Наиболее изученной частью данной проблематики являются механизмы, факторы общения и его функции. К этим темам обращаются многие ученые, как зарубежные, так и отечественные.

     Активизация интереса отечественных исследователей к изучению проблемы общения относится  к периоду конца 60-х - начала 90-х  гг., но и сейчас уделяется большое  внимание к изучению коммуникативного процесса.

     В психологической науке тема коммуникации проанализирована в трудах Г. М Андреевой,  А. А.Бодалева, В. В. Знакова, Н. Н. Обозова,                             Т. Шибутани и многих других ученых.

     Проблемой курсового исследования является неэффективное использование индивидом механизмов общения для достижения цели, поставленной перед коммуникативным процессом, что в той или иной степени мешает полноценной передаче информации, социального и культурного опыта от одного поколения к другому.

     Объектом курсового исследования является коммуникация как процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения; символы и знаки, а также средства для их передачи в пространстве и сохранения во времени.

     Предметом курсового исследования выступает аспект коммуникативного процесса, т.е. поведение человека, произвольно или непроизвольно, сознательно или не сознательно вовлеченного в процесс коммуникации и выполняющее различные коммуникативные функции, при помощи определенных механизмов.

     Целью курсового исследования является изучение коммуникативного процесса и видов общения, возникающих в результате процесса обмена информацией, ее смысловым значением между людьми.

     В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу коммуникативного процесса;
  2. Проанализировать структуру и механизмы общения;
  3. Выявить проблемы и трудности в коммуникативном процессе.

       Теоретическая и практическая значимость исследования.

     Рассмотрение  вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость.

     Результаты  могут быть использованы для разработки методики анализа. Теоретическое значение изучения проблемы  заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

     Информационной  базой  для написания работы по теме курсового исследования послужили фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в сфере коммуникативного процесса, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях.

     Структура курсовой работы

     Работа  включает в себя введение, три раздела, заключение, список источников и литературы, приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  I.

     ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 

     Общение - реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

     Содержание  общения – информация, которая  в межиндивидуальных контактах  передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и  т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

     Цель  общения – отвечает на вопрос «Ради  чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о  содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки  актуальных для них биологических  потребностей. У человека же эти  цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.    

     Средства  общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки  информации, которая передается в  процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

      Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

      Однако  характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. И наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности1.

      Необходимо  отметить, что в подавляющем большинстве  психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально - понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект-субъект(ы)».

      По  мнению В.В.Знакова, которое отражает существующие в современной отечественной  психологии представления о коммуникации, общение -  такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними2

     Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели - решению конкретной задачи.

      Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения  и деятельности преодолевает одностороннее  понимание деятельности лишь как  субъект-объектного отношения. В отечественной  психологии этот подход реализуется  посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б. Ф. Ломовым  и его сотрудниками1. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат - не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».

      В целом, теоретическая и экспериментальная  разработка принципа общения в отечественной  социальной психологии представлена в  ряде коллективных работ, цитированных выше.

     Общение чрезвычайно многогранно, может  быть различных видов.

     По  целям общение делится на биологическое  и социальное.

      Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

     Социальное  общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных  отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов  общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.

     Деловое общение обычно включено как частный  момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством  повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем  заняты люди, а не те проблемы, которые  затрагивают их внутренний мир,

     Личностное  общение, напротив, сосредоточено в  основном вокруг психологических проблем  внутреннего характера, тех интересов  и потребностей, которые глубоко  и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

     Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной  потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

     Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической  потребности, в данном случае – потребности  в общении.

     Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

     Выделяют  также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).

Информация о работе Коммуникация. Виды общения