Коммуникация. Виды общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, что за последние тридцать лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии, прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………................... 3
РАЗДЕЛ I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…….….….…………
6
РАЗДЕЛ II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ОБЩЕНИЕ»……………………………...
14
РАЗДЕЛ III. СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ. ТРУДНОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА……………...
22
Заключение ……………………………………………………........... 31

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .......................................... 34

ПРИЛОЖЕНИЯ………

Работа содержит 1 файл

kursovik.docx

— 851.59 Кб (Скачать)

     В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой  ролью. В процессе такого общения  человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая  социальная единица, выполняющая определенные функции.

     Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация.   Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

     Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

     Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники)1.

     В социальной психологии многообразие общения  может быть охарактеризовано и по типам.

     Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

     Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных  условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные  отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

     Манипулятивное общение - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни1.

     Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых  отношениях, а также в средствах  массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного  воздействия на других людей в  деловой сфере, как правило, заканчивается  для человека переносом таких  навыков и в остальные сферы  взаимоотношений. Сильнее всего  разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

     Объединенные  на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения  составляют различные виды монологического  общения, поскольку человек, рассматривающий  другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя  его как личность.

     В свою очередь, диалогическое общение – это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению, это форма общения, основывающаяся на априорном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов. Диалогическое общение открывает возможность подлинного взаимораскрытия, взаимопроникновения, личностного взаимообогащения. На эмоциональном фоне такого общения возникает стремление к самообразованию и самосовершенствованию, что особенно важно в процессе обучения и воспитания. Оно также позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития1.

     «Контакт  масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника»2.

     Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если  нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

     Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций3.

     Подводя итог данному разделу можно сделать  определенные выводы:

     1. Общение - это сложный, многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, который способствует передаче информации.

     2.Цели общения у человека могут быть весьма и весьма разнообразными, например они могут представлять собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

     3.Общение является  многогранным процессом, оно может быть различных видов. Общение может быть  межличностное и массовое, межперсональное и ролевое, доверительное и конфликтное, личное и деловое, прямое и опосредованное.

     4.В социальной психологии общение характеризуется по типам: императивное, манипулятивное, «контакт масок», примитивное, светское.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РАЗДЕЛ  II.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ОБЩЕНИЕ» 

     Информационно-коммуникативная  функция общения заключается  в любом виде обмена информацией  между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.

     Передача  любой информации возможна посредством  различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые  знаковые системы) коммуникацию.

     В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:

     - кинетику (оптико-кинетическая система,  включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);

     - паралингвистику (система вокализации  голоса, паузы, покашливания и  т. п.);

     - проксемику (нормы организации пространства  и времени в общении);

     - визуальное общение (система контакта  глазами).

     Иногда  отдельно рассматривается как специфическая  знаковая система совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению1.

     Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения  заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире - в процессе социальной активности.

     В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

     Идентификация - мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

     Аффективно-коммуникативная  функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей -происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

     Можно привести другую классификационную  схему функций общения, в которой  наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений. Отчасти такая классификация дана в монографии В. В. Знакова1; познавательная же функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную психологом

Г. М. Андреевой2 (Сопоставление двух классификационных схем позволяет условно включить функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную). При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе общения.

     Во-первых, общение невозможно без определенного  уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью1. В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого2.

     Основными механизмами взаимопонимания в  процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле -эмпатия есть «аффективное понимание».

     Как видно из определений, идентификация  и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование - в него включаются процессы понимания, как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности. Это означает два момента:

     а) принятие личности человека в целостности;

     б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом

     Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Информация о работе Коммуникация. Виды общения