Коммуникация. Виды общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, что за последние тридцать лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии, прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………................... 3
РАЗДЕЛ I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…….….….…………
6
РАЗДЕЛ II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ОБЩЕНИЕ»……………………………...
14
РАЗДЕЛ III. СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ. ТРУДНОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА……………...
22
Заключение ……………………………………………………........... 31

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .......................................... 34

ПРИЛОЖЕНИЯ………

Работа содержит 1 файл

kursovik.docx

— 851.59 Кб (Скачать)

     Еще одним механизмом понимания в  общении является межличностная  аттракция. Аттракция (от англ. - притягивать, привлекать) -это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотноццениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента .

     К структуре общения можно подойти  по-разному, в данном случае будет  охарактеризована структура путем  выделения в общении трех взаимосвязанных  сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной.

     Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит  в обмене информацией между общающимися  индивидами. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

     Это уже не просто общение, а совместная деятельность, направленная на реализацию общих для группы целей, это и  взаимное влияние друг на друга контактирующих людей.

     Существует  два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция.

     Конкуренция – процесс соперничества ради достижения определенной цели, кооперация же  - достижение цели путем сотрудничества. В последнее время из кооперации стали выделять "помогающее поведение", характеризующее стремление оказать помощь другому человеку.

     Перцептивная  сторона общения означает процесс  восприятия и познания друг друга  партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

     Во  время акта общения имеет место  не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между  двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S------S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл1. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

     Коммуникативное взаимодействие возможно только в том  случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

     В условиях человеческой коммуникации могут  возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический  характер.

     Сама  по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных системах).

     Перцептивная  сторона общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

     Все три стороны общения тесно  переплетаются между собой, органически  дополняют друг друга и составляют процесс общения вцелом.

     Интерактивная сторона общения - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция1. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

     Подводя итог данному разделу курсовой работы можно сделать несколько основных выводов:

     1.Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем:  вербальная и невербальная коммуникация.

     2.Процесс общения обладает определенными функциями: информационно - коммуникативная, регуляционно - коммуникативная (интерактивная), аффективно - коммуникативная, функция организации совместной деятельности.

     3.Общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания.

     4.Основными  механизмами взаимопонимания в  процессе общения являются идентификация,  эмпатия, рефлексия и межличностная  аттракция.

     5.Существуют  различные подходы к структуре  общения, но самым распространенным  является подход, в котором структура  общения строится путем выделения  в общении трех взаимосвязанных  сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  III.

СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ. ТРУДНОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА 

     Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»1. «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

     Модель  коммуникативного процесса Лассуэлла2 включает пять элементов:

     1.Коммуникатор

   2.Сообщение

     3.Канал

     4.Аудитория

     5.Эффективность.

 Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

     Невербальная  коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

     1)   Экстра - паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

     2) Оптико - кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

     Жест  - это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

  • коммуникативные (заменяющие речь)
  • описательные (их смысл понятен только при словах)
  • жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

     Мимика  – это движение мышц лица.

     Пантомимика – совокупность жестов, мимики и  положения тела в пространстве.

     3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

     В психологии выделяют четыре дистанции  общения:

  • интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
  • Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).
  • Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
  • Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

     4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.1

     Интерактивная сторона общения- это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.

     В процессе общения человека с человеком  могут встречаться трудности, которые  часто препятствуют достижению индивидом  целей и меняются в зависимости  от обстоятельств.

     Со  стороны личности трудности общения  могут возникать в связи с  мотивами общения. Если человек испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого  реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать  препятствия в виде появления  состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это  зависит и от из ролевого положения.

     Особую  группу трудностей общения составляют нарушения стратегий, заранее разработанных  участниками. Например, неожиданная  форма контакта, несовпадение ожидаемого поведения с реальными действиями партнера по общению могут привести к полной растерянности.

     Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения ведет к растерянности  или психическому перенапряжению, в  результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.

     Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению  друг к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого  под категории «плохой – хороший», «надежный – ненадежный» и  т.п. существенно искажают представление  людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие  и снижают эффективность установления отношений.

     Очевидна  и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно  говорить, давать другим указания, как  это часто бывает у некоторых  людей, навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, могут ослабевать. У некоторых  людей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, им нередко бывает трудно «выдавить из себя слово». Эти  индивидуальные различия являются одним  из факторов затрудненности общения.

     В настоящее время разнообразные  тренинговые программы общения  при развитии техник говорения включают в себя отработку не только техники  построения и произнесения речевого высказывания, но и его адекватного  сопровождения мимикой, пантомимикой, жестами, взглядом.

Информация о работе Коммуникация. Виды общения