Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:14, реферат
Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.
В годы обучения
в Герборнском и
Актуальными для
сегодняшнего дня остаются требования
Я. А. Коменского к личности преподавателя
высшей школы, важнейшим из которых
считал: профессиональную компетентность,
способность увлекательно и полезно
вести занятия, стремление к постоянному
пополнению знаний, овладению профессионально-
Дальнейшее развитие
школы и педагогики подтвердило
жизненность и педагогическую целесообразность
многих идей, высказанных Я. А. Коменским
в отношении высшего
Я. А. Каменский полагал,
что одна из задач высшей шкалы
– дать прочные, основательные теоретические
и практические знания по всем предметам,
которые тогда преподавались.
Я. А. Коменский считал,
что высшая школа или академия
должна иметь свою педагогику, свою
дидактику, обогащенную всеми достижениями
педагогики и дидактики первых ступеней
обучения. "На академию, конечно, наш
метод не распространяется. Но что
мешает нам высказать наши пожелания
и по поводу академии? Академии с
полным правом предоставляют завершение
и дополнение всех наук и все высшие
предметы образования".[10]
Касаясь методов
обучения в академии, он рекомендовал,
чтобы там "употреблялись наибольшее
легкие и верные методы, чтобы дать
всем, кто сюда приходит, основательную
ученость". Среди разнообразных
методов преподавания, Я.А. Коменский
отдает предпочтение самостоятельной
работе студентов: "Что касается
методов выделения
Самостоятельная работа
рассматривается нами как дидактический
метод обучения, с помощью которого
преподаватель организует учебно-познавательную
деятельность студентов на занятиях
и при подготовке к ним.
Самостоятельно-познавательная
деятельность студентов протекает
в процессе обучения на разных уровнях.
На первом уровне постановка цели и
планирование познавательной деятельности
студентов осуществляется с помощью
преподавателя. На втором уровне цель
определяется с помощью преподавателя,
а планирование предстоящей работы
выполняется студентами самостоятельно.
На третьем уровне постановку цели
и планирование предстоящей работы
студенты производят самостоятельно только
в рамках предъявленного преподавателем
задания. На четвертом уровне работа
осуществляется студентами по собственной
инициативе. Они без помощи преподавателя
сами определяют содержание, цель работы
и самостоятельно ее выполняют.
Опыт организации
самостоятельной работы убеждает, что
в пединституте она должна отражать
специфику учебного процесса, поскольку
именно самостоятельная внутренняя
переработка фактического материала
способствует формированию у студентов
собственных оценочных
В первую очередь
самостоятельная работа студентов
направлена на углубленное освоение
программного материала. С этой целью
студенты самостоятельно изучают психолого-
Во-вторых, самостоятельная
работа осуществляется студентами во
время подготовки их к семинарским
и лабораторно-практическим занятиям
коллоквиумам, к зачетам и экзаменам,
а также во время проведения аудиторных
занятий.
При подготовке к
занятиям самостоятельная работа, осуществляется
в виде выполнения студентами индивидуальных
и групповых заданий.
К индивидуальным можно
отнести следующие виды самостоятельной
работы студентов: конспектирование различных
первоисточников, рецензирование статей,
аннотация книг, подготовка выступлений
по определенным вопросам в форме
докладов и сообщений, написание
и защита рефератов, курсовых работ,
подбор и составление педагогических
ситуаций и задач и т.д.
Групповыми творческими
заданиями являются: разработка коллективных
выступлений, лекций; защита проектов
авторских школ, коллективных творческих
дел, проведения бесед, диспутов на заданную
педагогическую тему, проведение различных
видов игр и т.п.
Концепция общего образования
Коменского оказалась рассчитанной
на "далекую перспективу". В
последующие за "Великой дидактикой"
века, да и в настоящее время
реализация гуманистической и
Генезис идеи общего
образования в советской
Однако в практике
эти установки нередко не осознавались
в должной мере и деформировались
– вплоть до утраты школой своей
образовательной функции. "Предметные"
планы, программы последующих
Не следствие ли
это ложно понятой "всеобщности"
образования (единое для всех) не искажение
ли самой сущности общего образования
как культурного достояния
Конец ХХ в. отмечен
идеей "мировых стандартов", тенденцией
к повышению их уровня. В отношении
к общему образованию данный подход
может рассматриваться как
Идеи Коменского,
как любое открытие в истории
человечества, "обречены на распространение"
и уже века стимулируют развитие
гуманистической педагогической мысли.
Очевидно, вызревание тенденции к
осознанию международного характера
педагогических проблем, характеризующей
современное общественное сознание,
будет способствовать актуализации
многих аспектов его наследия.
В нашей педагогике
последних лет все заметнее стремление
к основательному пересмотру ее концептуальных
основ, начиная с трактовки самой
категории "воспитание". Этот процесс
будет тем результативнее, чем
полнее и глубже будет осознана гуманистическая
природа педагогического
[1] Я. А. Коменский,
Мир чувственных вещей в
[2] Е. Н. Медынский,
История русской педагогики, Москва,
1938, стр. 45.
[3] Н. П. Киселев,
О московском книгопечатании 17 века,
Книга, сборник II, Москва, 1960, стр.
169.
[4] История педагогики
и современность, Ленинград, 1970, стр.
14.
[5] См. статьи Н.
К. Гончарова и Д. О.
[6] См. статьи Н.
К. Гончарова и Д. О.
[7] Ян Амос Коменский.
Избранные педагогические
[8] Ян Амос Коменский.
Великая дидактика, М., 1983, стр. 160-170.
[9] Ян Амос Коменский.
Избранные педагогические
[10] Великая Дидактика.
Избр.пед.соч..В 2-х т. Т. 1.М ,1982.
Стр.460.
[11] Великая Дидактика. Избр.пед.соч..В 2-х т. Т. 1.М ,1982. Стр.462.