Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:14, реферат
Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.
Меры насилия, принуждения,
побои должны быть заменены другими
средствами, а именно: суровым словом,
выговором, иногда насмешкой. Что касается
мер поощрения, то Коменский рекомендует
похвалу, ежедневные и ежемесячные
состязания на получения одобрения,
занятие определенного места
и т.д.
Во всяком случае
с недисциплинированными детьми
должна вестись постоянная напряженная
воспитательная работа. Нужно все
испробовать до конца, прежде чем
признать ребенка неисправимым, безнадежным.
Очень важна выдержка, спокойствие,
такт воспитателя. Самый правильный
путь воспитания это строгость, требовательность,
внушение воспитанникам чувства
страха и полного послушания в
сочетании с ласковым обращением.
Все это возвысит юношество "до
любви и радостной бодрости".
Перейдем к следующей
составляющей нравственного воспитания.
Для того, чтобы оно развивалось
в стране, необходимо, чтобы уровень
образованности был соответствующим.
В своем труде "О культуре природных
дарований" Коменский связывает
уровень образования в стране
с развитием в ней социальных
отношений, что является предпосылкой
для распространения свободы
в обществе. У необразованных народов
или ложнообразованных место
свободы занимает своеволие.
Распространение образования
влечет за собой рост социальности,
который неизбежно присущ людям
образованным.
Теория обучения
Коменского представляет собой величайшее
достижение человеческой мысли, не потерявшего
своего значения до сих пор. Исходя
из передовых взглядов гуманистов на
природу, на человеческую личность, а
также из требований строить наши
знания на наблюдениях, опыте, индукции,
Коменский положил начало материалистическому
обоснованию педагогики как науки.
Серьезной опорой педагогической теории
Коменского был передовой взгляд
на природу и на человека как ее
часть, объективные закономерности
которой должны быть научно изучены.
Именно изучение законов природы
дало Коменскому твердую возможность
для построения "науки о преподавании".
Все развитие дидактики
в зарубежной и русской педагогике
представляет собой дальнейшую разработку
тех идей и вопросов, которые были
поставлены великим славянским педагогом.
Трудно указать на какие бы то ни
было дидактические проблемы, которые
не уходили своими историческими
корнями к Коменскому.
Уже Коменский поставил
вопрос о социальной функции обучения
и образования, их связи с эпохой,
с политикой и философией. Коменский
сумел включить проблему обучения в
рамки передовой большой науки,
которая помогла ему вычленить
основные принципы педагогики (природосообразность,
развитие связи с жизнью, развитие
мысли, реализм, всестороннее развитие
и т.д.).
Разрабатывая дидактику
на фоне подлинной науки, Коменский
пришел к идее объективных закономерностей
в области образования и
Коменский впервые
разработал целостную схему дидактики
в ее практическом смысле. Он дал
исчерпывающую систему
Ценным является
то, что Коменский в основу своей
педагогической теории положил наряду
с положениями передовой науки
опыт передовой школы той эпохи.
Подходя к процессу
обучения как к важнейшему разделу
педагогики, имеющему свой предмет
и развивающемуся по своим объективным
законам, Коменский поставил вопрос
о методах изучения этого процесса.
У Коменского мы имеем попытку
решить вопросы организации на научных
основах. Так, например, четыре типа школ,
которые предлагает Коменский строить,
соответствуют четырем этапам в
развитии познавательной деятельности.
Они направлены на подготовку человека
к активной деятельности в окружающей
среде, к умению разбираться и
пользоваться окружающими предметами,
для чего упражняются речь и руки.
Все это говорит о том, что
Коменский подходил к мысли о
необходимости воспитания всесторонне
развитой целостной личности.
Несмотря на противоречивость
во взглядах Коменского на цели воспитания,
в них берет верх передовое, в
частности аспект связи школы
с жизнью. Вот почему среди реальных
задач воспитания и обучения, намеченных
Коменским, сравнительно заметное место
занимает трудовое воспитание и обучение.
Элементы трудового обучения в его
учебном плане имеют цель ознакомить
с ремесленными приемами, с механическими
навыками.
А принцип дидактики
Коменского, как выражение его
мировоззрения, имеют идейно-философский
характер и строго отличаются от огромного
количества правил и приемов обучения.
В этой части наследство Коменского
дает нам возможность глубже осмыслить,
лучше понять ряд дидактических
вопросов, которые с особой силой
встали перед нами сейчас в нашей
школе (концентрическое расположение
учебного материала, преемственность,
наглядность обучения) и которые
требуют известной гибкости в
их применении (урок, его структура).
Проблема общения
учителя и учеников всегда волновала
прогрессивную педагогическую мысль.
Она возникла фактически одновременно
с развитием классно-урочной
системы.
Еще в начале ХVII в
Я А. Коменский писал о том,
что отношения учащих и учащихся
должны быть пронизаны родительской
любовью. Я.А. Каменский одним из
первых показал, что от самочувствия
ребенка в школе зависит его
отношение к учению, формированию
потребности в знаниях. А эта
отношение всегда опосредуется учителем.
Идея Я. А. Коменского
о взаимоотношениях учителя и
учеников остается актуальной и в
настоящее время. Рассматривая идею
Я.А. Коменского о взаимоотношениях
учителя и учеников в контексте
нашего времени, одним из условий
ее реализации мы видим умение устанавливать
педагогически целесообразные взаимоотношения
с ученическим коллективом.
Значение культуры
педагогического общения между
учителем и учащимися определяется
ведущей ролью общения в
Формирование культуры
педагогического общения
Идеи гуманизма
эпохи Возрождения определили у
Я. А. Коменского веру в огромные возможности
воспитания и образования людей,
в неограниченные возможности развития
способностей у всех детей. Он считал,
что деятельность учителя по обучению
других людей является "искусством
искусств", сложной и благородной.
Эту мысль он высказывает и
обосновывает в своих произведениях
неоднократно.
Всю свою жизнь он
посвятил поиску наилучших методов
о6учения молодых людей. Результатом
стала "Великая Дидактика", которую
он назвал "универсальным искусством
учить всех всему!". Все мысли
Коменского были направлены на необходимость
рациональной организации учебного
процесса, на экономию сил и времени.
В этом он видел пути совершенствования
профессионального мастерства учителя.
Каменский смело
вводит в учебный процесс "школу-игру
с элементами театрализации. Игровая
деятельность служила потребностями
студентов, облегчала процесс обучения,
приближала их к жизни. При этом под
игрой Коменский понимал не веселое времяпровождение
в декорированных костюмах. Игра с его
точки зрения должна преследовать серьезные
цели. Она должна обучать и воспитывать,
разыгрывать мир в чувственных картинах.
Принцип деятельного подхода к
игре – так назвали бы мы эту новаторскую
идею.
Немаловажную роль
отводил Коменский чтению и обсуждению
торговых и коммерческих газет (для
нас это важно, т. к. наше время
– время коммерции). Это позволяло
молодежи того времени расширять
кругозор, устанавливать различные
причинно-следственные связи, учиться
другим языкам, узнавать мир в практических
делах, вырабатывать в себе высокую
культуру умственного труда (чего нам
особенно сейчас не достает).
При этом знания в
ходе чтения и обсуждения связывались
единой системой: они не содержали
в себе беспорядочные сведения.
Формирование знаний,
умений и навыков (у Коменского "метод
искусств") в системе "учитель-ученик,
ученик-учитель" проходило через
определенную систему правил, которые
должны употребляться правильно
и разумно, подтверждаться частыми
упражнениями. "Эти упражнения нужно
продолжать до тех пор, пока, они
не доведут учеников до полного овладения
искусством. Ведь ответ является единственным
средствам сделать человека мастером".
Далеко не полный
перечень новаторских идей Коменского
имеет непреходящее значение для
нас. Например, весьма ценное положение:
"пусть учатся писать – упражняясь
в письме".
Собственный успешный
опыт студентов подтверждает великую
мудрость Я А. Коменского: "Именно
таким образом все на собственном
успешном опыте испытывают справедливость
известного изречения: делая что-либо,
делаем себя".
В педагогических трудах
Я А. Коменского (26-я гл. "Великой
Дидактики", "Материнская школа")
большое значение придается подготовке
детей до шести лет к школьному
обучению.
Эту проблему Я. А. Коменский
рассматривает по трем основным направлениям:
значение подготовки детей к школе,
признаки готовности детей к поступлению
в школу, формы и способы работы
школы и родителей.
Значение подготовки
детей к школе Я. А. Коменский
видит в том, чтобы родители заблаговременно
настраивали детей на будущее
учение, не запугивали бы детей школой
и, наоборот, не внушали им, что школа
- место увеселенья и баловства.
Признаками готовности
детей к школе Я. А. Коменский
считает следующие качества: если
ребенок усвоил то, что ему следует
знать в материнской школе; если
в нем замечена способность суждения
и умозаключения, если в нем пробуждено
стремление к дальнейшему обучению.
Способы и формы
работы родителей по воспитанию у
детей готовности к шкале Я. А.
Коменский определяет исходя из особенностей
детей дошкольного возраста: нужно
внушать детям пользу образования,
знакомить детей со школой, классом,
в котором они будут учиться,
располагать детей к учителю,
чтобы без боязни они шли в
школу.
Говоря о воспитании
у детей благочестия, Я А Коменский
учит родителей, чтобы ежевечерне родители
вместе с детьми совершали молитвы,
"чтобы поскорее пришло то время,
когда они пойдут в школу".
Я. А. Коменский наметил
программу развития ума, руки, речи
детей с тем, чтобы обеспечить
успех обучения их в школе. Большое
место отведено им в этой работе
воспитанию у детей привычки к
труду, бережного отношения к
своим вещам, книгам, игрушкам.
Положения Я.А. Коменского
о подготовке детей к школе
не утратили своего значения и в
наши дни, они могут быть использованы
как в работе дошкольных учреждений;
так и в первых классах начальной
школы.
Развивая идею всеобщего
образования, Я.А. Коменский приходит
к необходимости построения системы
школ, завершающей ступенью которой
является академия и познавательные
путешествия, обеспечивающие расширение
кругозора, обогащение жизненных наблюдений,
углубление профессиональной подготовки.
В самом факте создания подобной
системы он прозорливо предвосхитил
современные представления о
непрерывном образовании, о повышении
квалификации. Вклад Я. А. Каменского
в последующее развитие высшей школы
может быть сконцентрирован вокруг
четырех основных проблем: отбор
молодежи для обучения в вузе; содержание
высшего образования; организация
познавательной деятельности студентов;
координация усилий ученых высшей школы
по разработке и пропаганде педагогической
теории.
Основное назначение
школы и в особенности высшей
он видел в том, чтобы раскрыть
способности личности, предоставив
ей возможности свободного, природосообразного
развития. В этой связи правомерно
возникал вопрос о том, кому учиться
в академии. По мнению Я. А. Коменского,
таким правом должны обладать самые одаренные
выпускники гимназий – "избранные умы,
цвет человечества". Предлагаемая им
методика отбора вполне "вписывается"
в современную систему профориентационной
работы в вузе. Однако право решающего
голоса Я.А. Коменский оставляет за учителями,
директором гимназии, которые на основе
действительных знаний об интересах, способностях
молодого человека и результатов проведенных
испытаний-экзаменов направляют его для
дальнейшей учебы или занятий иного рода.
Как педагог и
общественный деятель, Я.А. Коменский
хорошо понимал, что по мере того, как
гуманистические идеи все более
проникали в общественную жизнь,
они становились неотъемлемой чертой
в сфере образования и