Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:14, реферат
Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.
Коменский выдвинул
идею тесного взаимоотношения между
воспитанием и развитием
Коменский различает
следующие этапы познавательной
деятельности в процессе обучения:
1. Первый этап
– упражнения преимущественно
внешних чувств с тем, чтобы
дети приучались обращаться
2. Второй этап
– упражнения больше
3. Третий этап
– это развитие понимания и
суждения обо всем материале,
сообразно ощущениям, тоже при
помощи определенных предметов.
4. Четвертый этап
– развитие преимущественно
Мысли Коменского о
расчленении учебного процесса и
выделении в нем отдельных
стадий, хотя и противоречат нашим
современным представлениям, для
того времени должны быть признаны
интересными.
Четырем этапам в
развитии познавательной деятельности
соответствует четыре типа школ.
Выступая против
средневековой школы, где изучались
лишь "схоластические пустяки", Коменский
говорит о том, что необходимо
учить людей тем вещам, которые
больше связаны с жизнью, с народным
бытом. В своей теории он один из
первых в истории педагогики ставит
вопрос о связи школы с жизнью.
Сближение образования с
Коменский говорит
не о приобретении навыков какого-нибудь
одного ремесла, а об усвоении более
общих ремесленных приемов.
Коменский – создатель
новой дидактики, которая до сих
пор сохранила свое значение и
которая вытекала из определенных им
же сформулированных принципов.
Прежде всего необходимо
сказать о том, что именно образование
делает человека личностью. Это положение
не содержит в себе конкретного материала
для учителя, которым бы он вооружился,
но зачастую учитель, погрузившись в
свой предмет, забывает о том, что
школа должна воспитать целостную
личность, не взирая также на то богатый
это человек или бедный. Это
положение еще важно учитывать
потому, что обычно из принципов
дидактики часто выпадает человек,
его призвание и назначение.
Каковы же принципы
дидактики по Коменскому? Первый принцип
может быть сформулирован следующим
образом:
1)
Основой обучения должен
быть порядок, заимствованный из природы.
В этом принципе содержится
два основных положения:
· необходимо
соблюдать в обучении строгий
порядок во всем;
· следует
заимствовать этот порядок из природы.
Принцип природосообразности
направлен на то, чтобы сделать
процесс обучения более жизненным
и естественным, легким и плодотворным.
Этот принцип имел большое прогрессивное
значение в борьбе со старыми методами
преподавания, которые требовали
неимоверных усилий для усвоения
материала. Обучение должно вестись
на основе перехода от более легкого
к более трудному, от близкого и
знакомого к отдаленному и
незнакомому, от общего к частному,
от простого к сложному. Очень важно
соблюдать в процессе обучения строгую
постепенность, последовательность и
преемственность в изложении
предмета, "чтобы предыдущее пролагало
путь последующему".
Для Коменского обучение
– процесс органического
2)
Обучение, как и природа, должны
находиться в постоянном
3)
Содержание и форма должны
находиться в определенном
¨
Образование должно начинаться своевременно.
¨
Один и тот же ученик должен учиться
одному и тому же предмету только у
одного учителя (иначе ему придется
преодолевать разные формы).
¨
Учить без разнобоя в методах.
4)
Обучение должно быть
Обучение должно
быть развивающим, чтобы "изощрялись
природные дарования, совершенствовались
языки, облагораживались нравы". Коменский
особенно ценил связь умственного
и нравственного воспитания, "кто
преуспевает в науках, а в нравственности
отстает, тот скорее отстает, чем
преуспевает".
5)
Все должно быть преподаваемо
путем непосредственных
Если учащимся каждый
раз показывать, какое применение
имеет ежедневно то, чему их учат,
для чего служит каждая вещь, то они
получат полную возможность убедиться
в своих знаниях и у них
возникнет желание действовать.
Однако наблюдений
и чувственных доказательств
недостаточно для того, чтобы обеспечить
полноценные, вполне доброкачественные
знания. Для этого требуется еще
"приведение в действие разума".
Вот почему следующий принцип
Коменского гласит:
6)
Ничему не учить на основании
авторитета, а все обосновывать
на свидетельстве чувств и
разума. При обучении необходимо
все подкреплять разумными
Коменский так же
разработал вопросы методики упражнений,
положив в основу ее работу над
элементами. Особое внимание должно быть
обращено на упражнения в области
навыков чтения, письма, грамотности.
Нужно начинать обучение не со слов
или целых фраз, а со звуков, как
элементов, из которых складывается
слово. То же самое относиться и к
письму.
Величайшей заслугой
Коменского является открытие им и
разработка вопроса о классно-урочной
системе занятий. Коменский впервые
указал признаки классно-урочной системы:
v Определенные ежегодные
начала учебного курса.
v Деление на классы.
v Распределение времени.[7]
Он также осветил
вопрос о методике урока. Урок должен
проводиться главным образом, посредством
систематического изложения учителем.
Живое слово учителя имеет
большое значение для усвоения материала.
Но очень важным методом является
также использование книги на
уроке, хотя они немые учителя. Особенно
большое значение имеет на уроке
беседа как метод работы. Но беседа
должна проводиться умело, так, чтобы
учитель "подстрекал" учащихся, ставя
перед ними вопросы, возбуждая активность
всех учащихся, вовлекая всех в работу.
Во время беседы воспитывается внимание
учащихся, они приучаются к слушанию
и повторению сказанного учителем.
Это все потом
поможет ученикам самостоятельно усваивать
материал, а не "корпеть" над
ним дома. Урок строится с учетом
степени восприимчивости
Наряду с обучением
Коменский ставит вопрос о системе
нравственного воспитания, которая
строится на определенных основополагающих
принципах, придающих определенную
связь, целостность всему воспитанию.
Нравственное воспитание
протекает не только в процессе обучения,
но и в условиях внеклассных занятий.
Особенное значение Коменский придавал
внеклассному чтению. К внешкольным
занятиям Коменский относит также
игры и драматические представления.
Он рекомендует телесные, гигиенические
упражнения (беганье, прыганье, борьба,
игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие
игры, театральные представления. Последние
развивают остроту
В школе дети не только
учатся, но и воспитываются как
будущие граждане. В школе должно
быть организованно нечто вроде
"самоуправления", в котором
Коменский хочет видеть отражение
общества, государственного строя взрослых.
Он считал необходимым, чтобы школа
в целом и каждый класс в
отдельности "представлял из себя
государство, со своим сенатом и
председателем сената, со своим консулом
или судьей, или претором". Иначе
говоря, Коменский стремился к
тому, чтобы каждый класс и школа
в целом представлял собой
какое-то сообщество, которое обсуждает
совместные дела. Это средство подготовки
юношей к "жизни путем навыка к
такого рода деятельности".[9]
Итак, Коменский преодолевает
односторонность и узость подхода
к воспитанию, борясь против его
сведения только к интеллектуализму,
отдавая себе отчет в важности
воспитания чувств. Воспитание в его
понимании направлено на развитие самых
разнообразных способностей, охватывает
различные виды деятельности, творчества
детей и подростков.
Такова система
воспитательных средств, которые должны
формировать у учащихся нравственные
представления, понятия, обеспечить их
правильное поведение.
Однако трудно предостеречь
полностью детей от дурного, злого,
которое все таки проникает в
их душу. Поэтому нужна дисциплина
для противодействия дурным нравам.
В школах дисциплина
должна быть не столько ради наук, которые
так не нуждаются в дисциплине,
сколько ради нравственности.
Поэтому нужно изучить
источник недисциплинированности. Одно
дело, если недисциплинированность вызывается
постановкой учебных занятий, другое
– если характером поведения, нравственными
поступками. "Если учебные занятия
поставлены правильно, то они уже
сами по себе заманчивы для ума
и собственной прелестью