Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:14, реферат
Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.
Реферат
Тема : Коменский и современная педагогика
Выполнил :
студент Т-22
Чигорина Е.А.
Принял :
Дорошенко Ю. И.
Владимир 1998
Педагогическое творчество Яна
Амоса Коменского является
В 1700 г. в Москве была
учреждена переводческая школа.
В этой школе пользовались учебниками
Коменского, благодаря чему безусловно
внедрялся и его новый метод
обучения. Среди учебных книг фигурирует
"Открытая дверь языков" Коменского,
она широко применялась в процессе
обучения. Не исключено, что в этой
школе применялись и другие учебники
Коменского, например, известный "Мир
в картинках".
Та обширность, энциклопедичность
знаний и учений, которая нашла
свое отражение в содержании
книги Коменского "Мир в картинках",
характерна для самого Петра
I и его времени. Это
Если в 17 и 18 веках дорогу
Коменскому в Россию
Главная заслуга в том, что
труды Я. А. Коменского
Естественно, что с языковыми
учебниками Коменского
Особенно эпоха Петра I оставила
нам много свидетельств об
использовании педагогического
наследия Коменского в России.
Во всех школах того времени,
где обучались иностранным
Можно констатировать, что русская
школа первой половины 18 века
довольно широко использовала
наследие Коменского, а это дает
нам право опровергнуть мнение
о незначительном
Вопрос практического
Можно сказать, что поначалу
в России довольно механически
заимствуют учебники
Необходимо подчеркнуть, что
Указом царского
правительства 1756 г. Московской типографии
вменялось в обязанность одной
из первых учебных книг, предназначенных
для гимназии, напечатать "Мир
вещей в картинках" в 400 экз. Эта
книга была издана в 1768 г. профессором
Московского университета К. А. Чеботаревым
под следующим заголовком: "Видимый
(свет) на латинском, русском, немецком,
итальянском, французском языках представлен
с реестром самых нужных российских
слов . Переводчик профессор Шаден".
В России ее издавали восемь раз
под различными названиями: "Видимый
свет", " Видимый мир", "Зрелища
вселенныя" - в качестве учебных
пособий для народных училищ. "Мир
вещей… " изучали целые поколения;
высокую оценку ей дал К. Д. Ушинский
(использовал в работе над "Родным
словом"), по ней учился Н. И. Пирогов.
Идея наглядности,
положенная Коменским в основу "Мира
вещей.. ", явилась весьма привлекательной
и вызвала ряд подражаний на Западе
и в России. Академией наук было
издано в 1784-1790 гг. сочинение под
заглавием "Зрелище природы и
художеств" в 10 частях с 480 рисунками
м 10 заглавными картинами с большим
педагогическим введением. Это издание
было предназначено для обучения
детей "состоятельных семей высшего
круга". Идея наглядности многими
педагогами бралась за основу по составлению
книг "естественно-наглядного обучения"
и так называемых" предметных
уроков". Несомненно влияние педагогики
Коменского на разработку школьного
Устава 1786 года, педагогические идеи Коменского
в известной мере были использованы
Ф. И. Янковичем при составлении
учебных руководств и методических
пособий для народных училищ. В 1857
г. К. Д. Ушинский в статье "О пользе
педагогической литературе" призывал
к изучению опыта великого чешского
педагога. В 60-е гг. в педагогических
журналах России появляется ряд статей,
знакомящих с биографией Коменского
(П. Д. Шестаков) и оценивающих его
как "основателя научной педагогики,
положившего первое начало народному
образованию" (Л. Модзалевский, И.П. Паульсон).
В эти годы по существу было положено
лишь начало ознакомлению русских педагогов
с педагогическими взглядами
и деятельностью Коменского, причем
не по первоисточникам основных его
произведений, а по обзорным статьям
и выдержкам из них. Было еще далеко
не выяснено, какая существует связь
между современными исканиями в
области разработки вопросов воспитания
и обучения и использованием педагогического
наследия Коменского.
70-80-е гг. Х1Х в.
– новым этап в изучении, оценке
и пропаганде педагогического
наследия великого педагога: появляется
большое количество монографий
и статей, переводится на русский
язык "Великая Дидактика", известна
дискуссия русских педагогов
об использовании идей
500-летний юбилей
Я.А. Коменского, широко отмечавшийся
в 1892 г. в России и на Западе,
дал мощный толчок для
Интерес русских педагогов к изучению, пропаганде и применению идей Коменского в начале ХХ в., в связи с возросшим вниманием к педагогическому наследию К.Д Ушинского, пропал. Появляются лишь отдельные статьи и брошюры. Наиболее видная из них – книга приват-доцента Московского университета, в дальнейшем известного советского педагога П.П. Блонского "Ян Амос Коменский", изданная в 1915 г. давшая представление о Коменском как о гениальном педагоге и мыслителе, великом гуманисте и демократе.
Букварь.
Яна Амоса Коменского
принято считать
К мысли Коменского
– сделать обучение грамоте более
легким и наглядным – близко подошел
Карион Истомин. В 1692 году Карион Истомин
составил иллюстрированный Букварь (предназначавшийся
для царевича Алексея Петровича),
который по своей дидактической
идее напоминает "Мир в картинках"
Коменского. На каждой странице этого
букваря помещается в алфавитном
порядке буква, которая иллюстрируется
изображениями ряда предметов, животных
и птиц, названия которых начинались
с той же буквы. Над каждым рисунком
помещено полное название изображаемого
предмета. На нижней части страницы помещался
в стихотворной форме текст, разные изречения
и наставления, которые тоже начинались
с той же буквы.
Карион Истомин
составлял этот букварь с целью
легкого усвоения букв и складов.
Вопрос о влиянии Коменского на составление
русских букварей 17 и начала 18 века
в русской историко – педагогической
литературе не исследован, но намеки на
имеющееся сходство мы находим, например,
у Е. Н. Медынского: "… некоторые
азбуки имели рисунки (сказывалось
на юго-западных букварях влияние Коменского,
перенятое затем и некоторыми
букварями Москвы)"[2] и Н. П. Киселева:
"… Карион Истомин был поклонником
методов наглядного обучения, разработанных
Яном Амосом Коменским."[3].
Коменский понимал,
что одним из важнейших условий
правильной организации школьного
обучения является наличие хороших
учебников, притом в достаточном
количестве. Коменский определил
и круг требований к учебникам: "Они
должны излагать полно, основательно и
точно, представляя важнейшую картину
вселенной… И чего я особенно желаю
и на чем настаиваю – эти
книги должны излагать все простым,
доступным языком, всячески освещая
учащимся путь".[4]
Обобщая информацию
передовых ученых, которая существовала
в то время, Коменский положил
ее в основу своей выдающейся дидактической
теории.
В труде Коменского
"Общий совет об исправлении
дел человеческих", изучение которого
было значительно продвинуто за последние
годы, много места, естественно, посвящается
вопросам просвещения и образования.
В этом произведении Коменский выступает
как великий демократ, социальный
реформатор, мечтающий о переустройстве
человеческого общества на основе свободы,
справедливости и гуманизма.
Выступая против
войн и социальной несправедливости
Коменский считает, что средством
к их преодолению является просвещение,
распространенное повсеместно. Коменский
писал: "Счастлив народ, богатый хорошими
школами, хорошими учебниками, хорошими
учреждениями и методами воспитания
общества".[5]
Все более приближаясь
в своих идеях к природе, к
естеству, Коменский пытается внедрить
в метод воспитания принцип природосообразности,
руководствуясь и человеческой природой
в том числе. Принцип природосообразности
Коменского вытекает из его философского
мировоззрения, из взгляда на человека,
как на часть этого мира, который
изучался и был представлен передовыми
умами того времени, такими, как Коперник,
Кеплер, Ньютон, Гарвей, Сервет и т.д.
"Я задумал найти
непоколебимое основание науки
о преподавании и вот, после
многих трудов, я нашел их из
непреложных законов природы,
которые и положены в
Везде есть свои закономерности:
в природе, в человеке. Так же есть
определенный порядок и в процессах
воспитания, и обучения, его необходимо
изучать опытным путем, в этом
и состоит задача педагогики.