Коменский и современная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:14, реферат

Описание работы

Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 45.10 Кб (Скачать)

Реферат

Тема : Коменский  и современная педагогика

Выполнил : 

студент Т-22 

Чигорина Е.А. 

Принял :

Дорошенко Ю. И. 

Владимир 1998 
 

       Педагогическое творчество Яна  Амоса Коменского является большим  вкладом в мировую педагогическую  науку, в развитии которой заинтересован  каждый цивилизованный народ.  Россия и ее школы на протяжении  трех столетий проявляли и  проявляют живой интерес к  наследию Коменского. Используя  то лучшее, что было завещано  великим педагогом и философом  17 века, они по мере возможности  творчески преломляли его метод  обучения согласно российским  потребностям и условиям, не нарушая,  однако, цельности выдвинутых Коменским  принципов. Интерес к Коменскому  всегда рождался в силу общественной  потребности. 

В 1700 г. в Москве была учреждена переводческая школа. В этой школе пользовались учебниками Коменского, благодаря чему безусловно внедрялся и его новый метод  обучения. Среди учебных книг фигурирует "Открытая дверь языков" Коменского, она широко применялась в процессе обучения. Не исключено, что в этой школе применялись и другие учебники Коменского, например, известный "Мир  в картинках". 

       Та обширность, энциклопедичность  знаний и учений, которая нашла  свое отражение в содержании  книги Коменского "Мир в картинках", характерна для самого Петра  I и его времени. Это произведение  Коменского знакомило учащихся  с различными видами техники,  ремесел и труда, а это Петр I считал особенно необходимым.  Но научно-популярная энциклопедия  Коменского, знакомившая со всем  материальным и духовным богатством  мира, одновременно являлась и  пособием для изучения иностранных  языков. В ней нет того тяжелого, абстрактного языка, который встречался в учебниках 17 и начала 18 веков. Будучи написанной простым разговорным языком, она привлекала учеников и была прямо необходима для эпохи Петра I. 

       Если в 17 и 18 веках дорогу  Коменскому в Россию прокладывали  преимущественно его языковые  учебники, то в 19 и 20 веках Россия  широко применяет, изучает и  углубляет его педагогическую  систему. 

       Главная заслуга в том, что  труды Я. А. Коменского проникли  в наше государство, принадлежит  школам (необходимость в знании  латинского языка, который еще  в 18 веке оставался языком науки  и международных сношений, а затем,  позже, и иных западноевропейских  языков, явилась стимулом к этому). 

       Естественно, что с языковыми  учебниками Коменского проникал  и его метод обучения, неоднократно  проверенный на опыте многих  западноевропейских школ, а это  способствовало разрушению старых  схоластических методов обучения, господствовавших в старых русских  школах. 

       Особенно эпоха Петра I оставила  нам много свидетельств об  использовании педагогического  наследия Коменского в России. Во всех школах того времени,  где обучались иностранным языкам, прибегали к языковым учебникам  Коменского и пользовались его  методом, что способствовало переходу  русских школ на путь педагогического  реализма и являлось шагом  вперед в развитии русской  педагогики. 

       Можно констатировать, что русская  школа первой половины 18 века  довольно широко использовала  наследие Коменского, а это дает  нам право опровергнуть мнение  о незначительном распространении  книг Коменского и ограниченном  влиянии его на русскую педагогику 18 века. 

       Вопрос практического применения  учебных книг Коменского нельзя  рассматривать изолированно от  вопроса усвоения метода Коменского, ибо оба процесса проходили  одновременно с переменным преобладанием  либо одного, либо другого в  зависимости от условий, времени  и тех, кто внедрял Коменского  в России. 

       Можно сказать, что поначалу  в России довольно механически  заимствуют учебники Коменского, но это дало импульс к поискам  новых методов. Если в начале 18 века еще не находим стремление  усовершенствовать учебники Коменского  или критически их переоценивать,  то во второй половине 18 века  начинается творческое освоение  наследия Коменского. 

       Необходимо подчеркнуть, что реализм  Коменского соответствовал духу  русской школы, особенно петровским  школам, жадно ищущих новых, прогрессивных,  эффективных способов обучения. Таково было требование времени,  а учебники Коменского расширяли  круг знаний учеников, поднимали  их уровень, знакомили с ремеслами,  искусствами и нравами Европы, готовили к жизни.  

Указом царского правительства 1756 г. Московской типографии вменялось в обязанность одной  из первых учебных книг, предназначенных  для гимназии, напечатать "Мир  вещей в картинках" в 400 экз. Эта  книга была издана в 1768 г. профессором  Московского университета К. А. Чеботаревым  под следующим заголовком: "Видимый (свет) на латинском, русском, немецком, итальянском, французском языках представлен  с реестром самых нужных российских слов . Переводчик профессор Шаден". В России ее издавали восемь раз  под различными названиями: "Видимый  свет", " Видимый мир", "Зрелища  вселенныя" - в качестве учебных  пособий для народных училищ. "Мир  вещей… " изучали целые поколения; высокую оценку ей дал К. Д. Ушинский (использовал в работе над "Родным словом"), по ней учился Н. И. Пирогов. 

Идея наглядности, положенная Коменским в основу "Мира вещей.. ", явилась весьма привлекательной  и вызвала ряд подражаний на Западе и в России. Академией наук было издано в 1784-1790 гг. сочинение под  заглавием "Зрелище природы и  художеств" в 10 частях с 480 рисунками  м 10 заглавными картинами с большим  педагогическим введением. Это издание  было предназначено для обучения детей "состоятельных семей высшего  круга". Идея наглядности многими  педагогами бралась за основу по составлению  книг "естественно-наглядного обучения" и так называемых" предметных уроков". Несомненно влияние  педагогики  Коменского на разработку школьного  Устава 1786 года, педагогические идеи Коменского в известной мере были  использованы Ф. И. Янковичем при составлении  учебных руководств и методических пособий для народных училищ. В 1857 г. К. Д. Ушинский в статье "О пользе педагогической литературе" призывал к изучению опыта великого чешского педагога. В 60-е гг. в педагогических журналах России появляется ряд статей, знакомящих с биографией  Коменского (П. Д. Шестаков) и оценивающих его  как "основателя научной педагогики, положившего первое начало народному  образованию" (Л. Модзалевский, И.П. Паульсон). В эти годы по существу было положено лишь начало ознакомлению русских педагогов  с педагогическими взглядами  и деятельностью Коменского, причем не по первоисточникам основных его  произведений, а по обзорным статьям  и выдержкам из них. Было еще далеко не выяснено, какая существует связь  между современными исканиями в  области разработки вопросов воспитания и обучения и использованием педагогического  наследия Коменского. 

70-80-е гг. Х1Х в.  – новым этап в изучении, оценке  и пропаганде педагогического  наследия великого педагога: появляется  большое количество монографий  и статей, переводится на русский  язык "Великая Дидактика", известна  дискуссия русских педагогов  об использовании идей Коменского  для улучшения народной школы.  Эта дискуссия помогла установлению  правильного отношения к педагогическому  наследству Коменского, определению  значения педагогических взглядов  Коменского для разработки вопросов  преподавания общеобразовательных  предметов. С этого же времени изучение идей Коменского включается в программы и учебники по истории педагогики для учительских семинарий и институтов. 

500-летний юбилей  Я.А. Коменского, широко отмечавшийся  в 1892 г. в России и на Западе, дал мощный толчок для дальнейшего  развития комениологического движения. В эти годы на русском языке  издаются отдельными книгами  "Великая дидактика" и большинство  других произведений Коменского. В журналах и отдельных монографиях  печатаются многочисленные исследования  жизни и деятельности Коменского, его педагогических идей. В 1892 г  при Военно - педагогическом  музее создается специальный  "Отдел имени Коменского", ставший  членом Международного общества  Коменского, поставивший своей целью  "распространение педагогических  идей Коменского среди отечественных  педагогов и  образование Русского  общества вообще".

Интерес русских  педагогов к изучению, пропаганде и применению идей Коменского в начале ХХ в., в связи с возросшим вниманием  к педагогическому наследию К.Д  Ушинского, пропал. Появляются лишь отдельные  статьи и брошюры. Наиболее видная из них – книга приват-доцента  Московского университета, в дальнейшем известного советского педагога П.П. Блонского "Ян Амос Коменский", изданная в 1915 г. давшая представление о Коменском  как о гениальном педагоге и мыслителе, великом гуманисте и демократе.

Букварь. 

Яна Амоса Коменского принято считать родоначальником  всех иллюстрированных букварей. Коменский  в своем мире чувственных вещей  в картинках дал как бы "живописную азбуку", т.е. изображение различных  животных, крик которых сходен с  членораздельными звуками человеческой речи. В предисловии к "Миру в  картинках" Коменский пишет, что  при обучении родному языку книга  эта даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Это достигается прежде всего предпосланным книге символическим  алфавитом, а именно: даны формы отдельных  букв, а к ним изображение тех  живых существ, издаваемый которыми звук стремиться передать та или иная буква. Благодаря этому, изучающий  азбуку ребенок "при одном взгляде  на животное легко вспомнит, как  произноситься соответствующая  буква, и в конце концов его  воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию  всех букв. Рассмотрев затем таблицу  первоначальных слогов, учащийся сможет перейти к рассмотрению рисунков и напечатанных над ними надписей. Здесь снова самое рассматривание нарисованного предмета, вызвав в  его уме наименование последнего, напомнит ему, как нужно прочитать  заглавие рисунка".[1] 

К мысли Коменского – сделать обучение грамоте более  легким и наглядным – близко подошел  Карион Истомин. В 1692 году Карион Истомин  составил иллюстрированный Букварь (предназначавшийся  для царевича Алексея Петровича), который по своей дидактической  идее напоминает "Мир в картинках" Коменского. На каждой странице этого  букваря помещается в алфавитном порядке буква, которая иллюстрируется изображениями ряда предметов, животных и птиц, названия которых начинались с той же буквы. Над каждым рисунком помещено полное название изображаемого предмета. На нижней части страницы помещался в стихотворной форме текст, разные изречения и наставления, которые тоже начинались с той же буквы. 

Карион Истомин  составлял этот букварь с целью  легкого усвоения букв и складов. Вопрос о влиянии Коменского на составление  русских букварей 17 и начала 18 века в русской историко – педагогической литературе не исследован, но намеки на имеющееся сходство мы находим, например, у Е. Н. Медынского: "… некоторые  азбуки имели рисунки (сказывалось  на юго-западных букварях влияние Коменского, перенятое затем и некоторыми букварями Москвы)"[2] и Н. П. Киселева: "… Карион Истомин был поклонником  методов наглядного обучения, разработанных  Яном Амосом Коменским."[3]. 

Коменский понимал, что одним из важнейших условий  правильной организации школьного  обучения является наличие хороших  учебников, притом в достаточном  количестве. Коменский определил  и круг требований к учебникам: "Они  должны излагать полно, основательно и  точно, представляя важнейшую картину  вселенной… И чего я особенно желаю  и на чем настаиваю – эти  книги должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая  учащимся путь".[4] 

Обобщая информацию передовых ученых, которая существовала в то время, Коменский положил  ее в основу своей выдающейся дидактической  теории. 

В труде Коменского "Общий совет об исправлении  дел человеческих", изучение которого было значительно продвинуто за последние  годы, много места, естественно, посвящается  вопросам просвещения и образования. В этом произведении Коменский выступает  как великий демократ, социальный реформатор, мечтающий о переустройстве человеческого общества на основе свободы, справедливости и гуманизма. 

Выступая против войн и социальной несправедливости Коменский считает, что средством  к их преодолению является просвещение, распространенное повсеместно. Коменский  писал: "Счастлив народ, богатый хорошими школами, хорошими учебниками, хорошими учреждениями и методами воспитания общества".[5] 

Все более приближаясь  в своих идеях к природе, к  естеству, Коменский пытается внедрить в метод воспитания принцип природосообразности, руководствуясь и человеческой природой в том числе. Принцип природосообразности  Коменского вытекает из его философского мировоззрения, из взгляда на человека, как на часть этого мира, который  изучался и был представлен передовыми умами того времени, такими, как Коперник, Кеплер, Ньютон, Гарвей, Сервет и т.д. 

"Я задумал найти  непоколебимое основание науки  о преподавании и вот, после  многих трудов, я нашел их из  непреложных законов природы,  которые и положены в обоснование  мною моей Великой Дидактики". Этот принцип заключается в  следующем. "Человек – часть  природы. Следовательно, он и  его развитие подчиняются ее  универсальным законам. Эти закономерности  проявляются в устройстве неживой  природы, в жизни растений и  животных, в развитии человека. Природа  и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения".[6] 

Везде есть свои закономерности: в природе, в человеке. Так же есть определенный порядок и в процессах  воспитания, и обучения, его необходимо изучать опытным путем, в этом и состоит задача педагогики. 

Информация о работе Коменский и современная педагогика