Количественные методы оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Каково бы ни было определение математической вероятности (классическое, комбинаторное, статистическое или субъективное), это понятие призвано отражать некоторые объективные свойства изучаемых явлений, и каждое определение отражает свою сторону общего объективного свойства. Само утверждение о наличии вероятности требует обоснования или проверки для каждого отдельного случая практики, и никогда предельное и теоретическое понятие математической вероятности не совпадает прямо с чисто житейским (обусловленным речевой практикой) пониманием ее как степени субъективной уверенности в чем-то.

Работа содержит 1 файл

количественные методы оценки.doc

— 432.50 Кб (Скачать)

    Воспроизведем табл. Для нашего примера № 1, добавив  к ней столбец fi накопленных частот, т.е. сумму всех предшествующих вариант выборки плюс данная fi:

    Таблица 3

xi fi fi
1 1 1
2 4 5
3 10 15
4 13 28
5 7 35
 

    Срединная варианта, т.е. такая, справа и слева  от которой располагается равное количество вариант, имеет порядковый номер 18 (ведь общее N = 35). Ее величина равна 4. Однако практика элементарной статистики предполагает более точное вычисление медианы, основанное на операции простейшей интерполяции. Для нашего примера медианный класс (разряд) хме = 4, и таких вариант 13, т.е. fме = 13. Использование приема интерполяции предполагает некоторый непрерывный рост вариант в каждом разряде, что особенно проблематично, конечно, для дискретных мер памяти, подобных нашему примеру № 1.

    Вводим  формулу интерполяции:  

    где    х  - величина медианного разряда (в  нашем примере = 1);

           хМе  - начало медиального разряда (что для данного примера равно 4, так как это разряд точечный, дискретный);

         NМе  - порядковый номер медианной варианты, равный 18;

      f < Ме     - накопление частоты для разряда, являющегося меньше разряда медианного, т.е. для нашего примера равно 15;

    f Me - f< Me = f Me - частота медианного разряда, или разность между накопленными частотами для разряда медианного и разряда меньшего, чем медианный, т.е.

    f Me - f < Me = 28-15 =13.

    Тогда Ме = 4+1  18-15/28-15 = 4,2

    Аналогичным образом преобразовывается табл. 1 для примера № 2

xi fi fi
5 1 1
6 2 3
7 4 7
8 7 14
9 5 19
10 3 22
11 3 25
12 2 27
13 2 29
14 1 30
 

    В данном случае нет истинно медианного значения (четное число вариант, N=30), тогда за медиану принято брать среднее арифметическое значение между вариантами с номером N/2 и номером N/2+1, т.е. это как бы варианта с номером 15,5.

    Применяем сразу формулу интерполяции:

    Ме = 8,5 +1  15,5-14/19-14 = 8,8.

    Медиана легче вычисляется, чем средняя  арифметическая, поэтому может использоваться как заменитель Хар (рабочий “суррогат”). В целом ряде практических случаев использование Ме даже более предпочтительно: она менее подвержена влияниям случайных (в особенности крайних) колебаний вариант, выгодна в случаях неточностей концов распределения. Абсолютное отклонение значений вариант выборки от величины медианы является наименьшим по сравнению с отклонениями от других форм средней величины. Но с медианой невозможно использование удобных статистических критериев, основанных на сложении.

    Медиана совпадает со средней арифметической только в случае распределения симметричного.

    Теоретически  медиана выступает как некая  обобщающая (“истинная”) средняя характеристика умеренно скошенного распределения, точнее, распределения логнормального, т.е. такого, которое подчинено нормальному закону при логарифме аргумента и в котором эффект действия каждого случайного фактора пропорционален уже достигнутому значению исследуемого признака.

    В целом медиана как параметр средний  величины находит достаточно широкое  распространение для скошенных распределений, например, в психофизиологии или в психофизике при определении порогов чувствительности (см. работу № 1 в гл. II).

    4-5. Мода Мо - это значение варианты, наиболее часто встречающиеся в выборке. Мода указывает наиболее типичное значение в распределении асимметричном, где вокруг значения моды некоторое среднее сгущение вариант, она обозначает место и величину воздействия наиболее сильного фактора среди всех тех, что формируют статистическую совокупность, дают проявление исследуемого признака. Мода - это некий класс наибольшего свойства, отнесенного к конкретным условиям измерения.

    Параметр  моды незаменим для шкалы наименований, т.е. в случае сугубо качественной градации вариант. Но мода удобна и для всех других шкал измерения, особенно для случаев большой вариативности показателя, для распределений многовершинных, где мода есть как бы выразительница типа.

    Эмпирическое  определение (вычисление) параметра  моды, подобно вычислению медианы, основано на формуле простейшей интерполяции:

    Мо = хМо + х fМо-1 / (fМо - fМо-1) + (fМо - fМо+1),

    где хМо - начало модального, т.е. наиболее частого разряда или интервала;

    х - величина, или ширина, модального разряда;

    fМо - частота модального разряда;

    fМо-1 - частота разряда, смежного модальному слева, т.е. меньшего, чем хМо;

    fМо+1 - частота разряда, смежного модальному справа.

    Вычислим  Мо для примера № 1 (исходя из табл. 2):

    Мо = 4+1 * 13-10 / (13-10) + (13-7) = 4,3.

    Значение  моды для примера №  (по данным табл. 1):

    Мо = 7,5+1 * 7-4 / (7-4)+(7-5) = 8,1.

    Помимо  такого эмпирического (т.е. основанного  на результатах конкретного измерения) вычисления, существует также вычисление, основанное на теоретическом определении  моды как точки, соответствующей  максимуму кривой распределения. При этом к эмпирическому распределению подбирается одна из наиболее соответствующих теоретических кривых распределения (например, набор кривых К. Пирсона), а затем параметр моды вычисляется аналитически, т.е. исходя из известной формулы той или иной подобранной теоретической кривой. Этот путь вычисления является математически громоздким и используется лишь в специальных исследовательских задачах. 

    fi 
 
 
 
 
 

                                  Мо              Ме         Хар 

    Рис 18. Соотношение величин трех основных видов средней в умеренно скошенном распределении. 

    Величина  моды скошенного распределения отличается от величины медианы и величины средней  арифметической. Интересно, что для  умеренно скошенных эмпирических распределений (см. рис 18) с достаточной точностью  соблюдается известное соотношение К. Пирсона: Мо = Хар - 3(Хар - Ме), т.е. медиана всегда располагается между величинами Хар и Мо, причем ее удаленность от средней арифметической равна приблизительно 1/3 от общей разности между Хар и величиной моды. Так что данное соотношение (правило Пирсона) может быть использовано для сглаживания эмпирических величин моды, которые, как правило, отличаются значительным непостоянством (по сравнению с величинами Хар).

    Таким образом, для наших примеров № 1 и 2 получены следующие величины для трех важнейших видов средней:

  Мо Ме Хар
Пример  № 1 4,3 4,2 3,6
Пример  № 2 8,1 8,8 9,1

    Для распределения примера № 1 мы имеем  так называемую левостороннюю (или  отрицательную) асимметрию (см. рис. 15), распределение результатов в  примере № 2 имеют скошенность положительную, или правостороннюю (такую же, как на рис. 18, см. также рис 16).

    Расхождение трех основных видов средней величины в скошенном статистическом распределении  особенно четко ставит вопрос о качественном содержании усреднения, заключенного в каждой средней величине. В конкретном психологическом измерении здесь всегда имеется предмет для необходимого анализа. Для ситуации измерения эффективности некоей деятельности (подобной примеру № 2 по работе № 14, гл. II) может быть предложена такая модель отражательных характеристик трех средних значений: Мо дает меру некоторой чистой, или потенциальной, обученности по данной деятельности; Ме измеряет реальный, отнесенный к конкретной ситуации навык, т.е. некоторую адаптированную обученность; Хар может быть понята как мера общей успешности выполняемого действия, в котором навык зашумлен многими неспецифическими помехами. Тогда последующее симметричное распределение, в котором три этих параметра соединяются в одной точке, может быть понято как проявление некоторой предельной тренированности: навык полностью реализуется в деятельности и предопределяет ее конечную эффективность (Ме = Хар), т.е. сливаются уровни навыка и натренированности, а уровень обученности более не маскируется недостаточностью адаптации к условиям (Мо = Ме). 
 
 
 

5. МЕРЫ  РАССЕЯНИЯ (ВАРИАЦИИ, РАЗБРОСА) ВАРИАНТ

    Разброс вариант по амплитуде вокруг среднего значения может иметь несколько  показателей. Меры рассеяния оценивают  степень изменчивости вариант, являясь одной из характеристик их группировки.

    Например, кривые 1, 2 и 3 на рис. 19 отображают статистические распределения с равными средними значениями, но существенно различающиеся  уровнем разброса значений. Для распределения  по кривой 3 этот разброс наибольший, для кривой 1 - наименьший.

     fi 

                   
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                          xi

    Рис. 19. Кривые распределения с равным средним значением Хар, но отличающиеся степенью разброса вариант (о3> о2> о1).

    5-1. Простейшей мерой рассеяния является вариационный размах, или разность между наибольшей и наименьшей вариантами, которую для обобщения можно выразить и в процентах, например, к среднему значению.

    Для наших примеров  № 1, 2 (по данным табл. 2 и 1):

                           

                                                  

                                               Таблица 6   

                                                         Вариационный размах

                                   Абсолютная величина        % по отношению к хар 

    Пример  № 1                  5-1 = 4                                    111%

    Пример  № 2                14-5 = 9                                      99%

     

    5-2. Среднее линейное (абсолютное) отклонение вычисляется по формуле:

    d =

    Вычисления  по этой формуле целесообразно вести  в специальной таблице. Проиллюстрируем  это для наших примеров

    Пример  № 1

    Таблица 7

    

     fi                 xi             \xi - Xap\           fi\xi - Xap\

    1           1                 2,6                     2,6                          N = 35;

    4           2                 1,6                     6,4                          xap = 3,6;

    10         3                 0,6                     6,0                        d = 30/35 = 0,86.

Информация о работе Количественные методы оценки