Когнитивный стиль личности и процесс творческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать психологическую сущность родительства как интегрального психологического образования; изучить субъективно - психологические факторы его формирования.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Много внимания уделяется физиологии и психофизиологии различных фаз репродуктивного цикла (половое созревание, менструальный цикл, беременность, послеродовой период, материнско-детская сепарация, материнско-детская привязанность, лактация, менопауза). Считается, что эстрогены и прогестины способствуют развитию и активности женской репродуктивной системы и регулируют соответствующее поведение женщины. Пролактин участвует в регуляции репродуктивной системы, вызывая секрецию молока, влияя на секрецию прогестинов, а также эндорфинов в процессе грудного вскармливания. Сравнительные исследования в этой области осложняются тем, что, по мнению авторов, эндокринная эволюция должна рассматриваться не как эволюция гормонов, которые практически не изменились, а как эволюция их использования для регуляции репродуктивной функции. Установлено, что эстрогены, а также прогестерон и тестостерон регулируют не только сенсорно-перцептивные механизмы (изменение сензитивности в эрогенных зонах и других системах, чувствительных к различной стимуляции в половой и родительской сферах поведения), но и нервные механизмы регуляции поведения. В регуляции материнского поведения гормоны играют решающую роль в своевременной индукции материнского поведения, но его возникновение и реализация зависят от внешней стимуляции.

Исследования гормональной регуляции полового поведения  и его связи с эмоциональным состоянием показали, что эмоциональное состояние женщины изменяется в некотором диапазоне от фаз менструального цикла. Влияние гормональных изменений на эмоциональное состояние зависит от индивидуальных и культурных особенностей. Низкоэстрогенный и высокопрогестеронный предменструальный цикл характеризуется эмоциями  страдания и гнева, описывается как состояние депрессии, раздражительности, враждебности. Повышенный эстрогенный фон фазы овуляции способствует повышению самооценки и снижению отрицательных эмоций, что способствует, в свою очередь, социогенности и гетеросексуальности женщины. Это интерпретируется   как  биологически  адаптивное   эмоциональное   состояние   для  репродуктивной  функции.

Физиологические   изменения   в   менструальном   цикле,   пубертате   и менопаузе, а также послеродовом периоде могут способствовать ощущениям страдания и депрессии. Исследования интерференции фаз репродуктивного цикла  в основном касаются несвоевременной беременности, так как  именно тогда гормональные изменения, характерные для регуляции беременности и послеродового взаимодействия с ребенком, могут быть соотнесены с характерными изменениями возрастной фазы. Это в первую очередь касается беременности подросткового возраста. Показано, что такая беременность является фактором риска в отношении вынашиваемое, родов, формирования материнского поведения, привязанности матери к ребенку после родов, половой сферы, а также развития личности. Беременность  периода инволюции рассматривается в основном с точки зрения усиления тревожности женщины и наличия общих жизненных проблем, а также в аспекте длительного бесплодия

Развитие привязанности матери к ребенку в послеродовом периоде и его связь с гормональным фоном рассматривается в трех аспектах:

1. Влияние гормонального фона на восприятие самкой детенышей, изменение гормонального фона самки и детенышей при сепарации. Исследования на животных (грызуны, приматы) показали, что уровень эстрогенов, прогестинов, тестостерона и пролактина способствует своевременному проявлению материнского поведения и его интенсификации. Однако само поведение реализуется как взаимосвязь биологических условий (гормональный фон), жизненного опыта, индивидуальных особенностей самки и условий ситуации взаимодействия с детенышами. При сепарации в основном исследуется изменение гормонального фона самки и детенышей, отражающий уровень стресса.

2. Влияние гормонального фона в послеродовом периоде на установление привязанности матери к ребенку. Исследования  позволили предположить, что для возникновения и дальнейшего успешного развития привязанности матери к ребенку необходим эмоциональный и тактильный контакт матери с ребенком в течение 36 часов после родов. Последующие исследования показали, что влияние 36-часового периода различно при желанной и   нежеланной беременности, причем эффект сохраняется лишь в  течение первого месяца, после чего происходит компенсация за счет развития более поздних форм взаимодействия матери с ребенком. Кроме того, выявились различия влияния качества и продолжительности послеродового контакта от пола-ребенка.

К этой области примыкают исследования послеродовой депрессии. Считается, что состояние матери, обеспеченное ее гормональным фоном, интерпретируется ею в зависимости от личностных и ситуативных факторов (склонность к депрессивным  переживаниям во время  соответствующего гормонального фона в другие фазы репродуктивного цикла, принятие беременности и материнства, жизненная ситуация, личностные качества, психическая патология и др.)

3. Влияние пролактина на эмоциональное состояние то время грудного вскармливания, основанное на его свойстве повышать секрецию эндорфинов. Считается, что это обеспечивает физиологическую поддержку развития привязанности матери к ребенку. Однако это должно гармонировать с принятием ребенка и своего материнства.

Глава 3             Экспериментальное  исследование.

 

В  экспериментальной   части  курсовой   работы   мною  был  использован  тест «Умеете  ли  вы  поощрять?».

В  теории  поощрение  лучше,  чем  наказание,  а  на   практике   когда  малыш  нас  не слушается,  мы   чаще  выбираем   второе.  Между  тем,  умело,  поощряя  детей,  отмечая  их  достоинство  и  успехи,  мы  можем  более  эффективно  сотрудничать  с ними,  побуждая  при  этом   выполнять   наши  просьбы   и   слушаться  наших   советов.

Тест  был  предложен  десяти  родителям  (мамам  или   папам). В  частности пяти мамам  и  пяти  папам, сотрудникам магазина  LG Адлер. Этот  тест  показывает,  умеют  ли  родители  на  практике  использовать  поощрение  как  один  из  важнейших   приёмов  воспитания.

По результатам теста были сделаны следующие  выводы. При большинстве  ответов  «А»  родители не  то,  что  не  умеют  поощрять, скорее,  они  не   видят  в  этом  необходимости.    Ребенок  и  так  будет  слушаться,   когда  с  него  спрашивают   и   четко  обозначают  границы  дозволенного.  На  счет  границ   они,  конечно  правы.  Но  есть  тут  одна  неувязка.  При  таком   прямолинейном  подходе,   когда  акцент  делается  не  на  поощрение,  а  на  наказании,   малыш  постепенно  привыкает  беспрекословно  слушаться  вас,  теряет  собственные   ориентиры  или,  отстаивая  права  на  независимость  и  личные   желания,   превращается    в   капризного  и   весьма  непослушного  ребенка.  Подавление   самостоятельности  и   инициативы - опасная   вещь. Перестает  верить  в  свои  силы. Контакт  и   взаимопонимание – вот  то  главное,  что  надо  сейчас   ставить   во  главу   воспитания.

При большинстве  ответов «Б». Да, родители  умеют поощрять. И  это  умение  помогает   им  призвать   ребенка   к  дисциплине,  побуждает   проявлять  то  лучшее,  что  изначально  заложено  в   маленьком  человеке.  Иногда,  правда  вам  не  хватает  терпения.  Но  при  этом  они изо  всех  сил  стараются  быть  хорошим,  понимающим   родителем.  Ребенок  не   сомневается  в  вашей  любви  и  чувствует,  что  ваши   требования  (когда  вы  их  предъявляете)  обоснованны  и  разумны,   а  потому  его   сопротивления – явление  временное  и   исправимое. Собственно,  это  и  есть   высший  пилотаж   воспитания:  сделать,   чтобы   малышу   захотелось  вас   послушаться.   А   охотно   слушается  тот  ребенок,   к  которому  относятся  с  уважением,  учитывая   его   природные  и   возрастные  особенности.

При  большинстве  ответов  «В». Родители  умеют    поощрять.  Всегда   и  во  всем   поддерживают  инициативность  и   любопытство   своего   малыша.  Они  знают  что  это   куда   полезней,   чем   читать   мораль    и  наказывать… Однако   есть   здесь  одно  существенное  «НО»… 

Родительская  гиперопека  и   порождаемая  ею   излишняя  заботливость  заставляет   их  все   время   быть  на  стороже. Надо освободить   себя   и  ребенка  от  излишней  опеки.  Стараться   больше  поощрять,  направлять,  вместо  того   чтобы   запрещать  и  поддакивать.  Позволять   маленькому  человеку   быть  более   самостоятельным  и  не  кидаться на  выручку  при   первом    же   его  писке.  Вполне   вероятно,  что  «пищит»  он  по  привычке,  а  с   некоторыми   трудностями   вполне  может  справится  и  сам.  Просто  вы  должны  быть  будьте  рядом.   Чтобы   расти   и   развиваться  успешно,  человек   должен   учиться   преодолевать  препятствие.  А  родительская  поддержка (своевременная,  а  не  излишняя)  помогут  ему   в   этом.

По  результатам  теста, можно  сделать  следующие  выводы  в  процентном  соотношении:

60%  -  родителей  отвечали  большинством  ответов  «Б»,  это  говорит  о  том,  что  сегодняшние  родители  стараются  воспитывать  своих  детей  поощрением,  но  в  то  же  время  призывают  ребенка  к  дисциплине  и  побуждают  проявлять  самые  хорошие  качества,  которые  в  нем  изначально  заложены.  Такие  родители  очень  привязаны  к  своим  чадам  и  последние  это  чувствуют.  Чувствуют  их  любовь  и  понимают  требования,  а  потому  детские  сопротивления  -  явления  временное  и  исправимое.  Это  и  есть  самый  лучший  способ  воспитания  детей.

30%  -  родителей  ответили  большинством  ответов  «В».  Это  показывает  что  в  некоторых  семьях  детей  воспитывают  поощряя,  но  при  этом  чересчур  о  них  заботятся  и  опекают,  подавляя  его  самостоятельность.  В  основном  такое  встречается   в  семье,  где  мать  одна  воспитывает  ребенка,  направляя  тем  самым  всю  свою  любовь  и  заботу  на  свое  потомство.

10%  -  родителей  ответили  на  тест  большинством  ответов  «А».  А  точнее сказать  так  ответил  папа  девочки  двух  лет.  При  таком  воспитании  ребенку  постоянно  указывают  на  границы  дозволенного,  т.  е.  акцент  ставится  не  на  поощрении,  а  на  наказании.  При  таком  воспитании  есть  опасность  подавить  самостоятельность  и  инициативу  ребенка.

В  заключении  экспериментальной  главы  определены  следующие  выводы,  что  большинство  современных  родителей  воспитывают  своих  детей  правильно,  объясняют  им  как  надо  себя  вести  в  той  иной  ситуации,  объясняют  что  такое  хорошо,  а  что  такое  плохо,  показывают  что  нельзя  делать  и  тут  же показывают  что  и  как  можно  делать.  И  хочется  надеяться,  что  следующее  наше  поколение,    т.  е.  наши  дети,  вырастут  умными,  порядочными  и  целеустремленными  людьми.  А  мы  родители  воспитывая  их  правильно,  им  в  этом  поможем.

                                           

                                   

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Заключение

 

Анализ  литературы  по  данной  тематике  позволяет  сделать  следующие  обобщения.

В   широком  смысле   родительство  можно  рассматривать в рамках воспроизводства. Говоря о   репродуктивном аспекте существования семьи, необходимо  отразить   точку   зрения  А.Г. Вишневского (1982),   который представил   демографическое  прошлое   человечества   в трех исторических типах  воспроизводства  населения:
1) архетип   воспроизводства   населения - свойствен   раннему  этапу человеческой  истории,   доклассовому  обществу;
2) традиционный – господствует  в   докапиталистических   классовых аграрных    обществах   и  на   ранних  стадиях   капитализма;
3) современный   или  рациональный - возникает первоначально в экономически  развитых   капиталистических  странах, но во всемирных масштабах   это,   вернее  всего, тип   воспроизводства,    присущий послекапиталистическому   этапу   истории.

В процессе перехода от   одной  формы  воспроизводства к другой постепенно  увеличивается   роль   внутренних  факторов  управления рождаемостью  и, соответственно, уменьшается значение внешних.   В первом и   втором  типах   воспроизводства   уровень   регулирования рождаемости  выражен   слабо. В  современном типе   семей  сознательное регулирование  рождаемости становится существенной особенностью семьи. Таким образом,  рассматривая роль родительства в    аспекте семейной   «педагогической» системы, нужно отметить, что  именно социализация и воспитание детей сохраняется на   протяжении исторического этапа существования семьи в   качестве основной функции семьи, а также в качестве кристаллизующего,   объединяющего момента в семейной системе. Это еще раз позволяет сделать  вывод о педагогической функции семьи, рассматривать ее как педагогическую систему по отношению к воспитанию и социализации детей. Факты, описанные в начале XX века П. Сорокиным в своем социологическом очерке и проинтерпретированные им как предвестники   кризиса семьи, в понимании более поздних исследователей не выглядят так трагически. Если П. Сорокин (1916) говорит о том, что уклад современной жизни ведет к распаду семьи, то     СИ. Голод (1996) пишет, что процессы и  явления, происходящие в брачной, сексуальной и репродуктивной сферах и, обнаруживаемые к середине XX столетия, уже не могут интерпретироваться однозначно, как отклонения от нормы, а должны, скорее, рассматриваться как признак существенных и необратимых эволюционных сдвигов в самом институте семьи. А.А. Клецкин (1999) говорит о том, что закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, то есть «модернизация глобального общества влечет за собой и трансформацию отдельных его институтов», В связи с этим такие тенденции, как переход в  выборе брачного партнера от закрытой к открытой системе, превращение развода в атрибут брака, автономизация брачности, сексуальности и прокреации - ни в коем случае не должны ассоциироваться с кризисом семьи (А.А. Клецкин, 1999). В.А. Рамих (1997), анализируя эволюционные процессы семьи, приходит к заключению о том, что в настоящее время набирает силу супружеский тип семьи, неполная семья и материнская семья. В нашей стране   современная   семья имеет  ряд   характерных   особенностей, обусловленных рядом факторов, прежде   всего,  особенностями исторического   пути. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (1999) выделяют следующие отличительные  признаки:
1. Сохраняется патриархальная семья, то есть семья, состоящая из нескольких поколений.
2. Границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье зачастую принадлежит прародителям - бабушкам и дедушкам.

Информация о работе Когнитивный стиль личности и процесс творческого мышления