Когнитивный стиль личности и процесс творческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать психологическую сущность родительства как интегрального психологического образования; изучить субъективно - психологические факторы его формирования.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Семья как педагогическая система является многоуровневой; составляющие ее компоненты упорядочены и сохраняют свойство целостности. Рассмотрение семьи как педагогической системы предполагает выделение тех составляющих, которые могут быть скорректированы и целенаправленно развиты. Родительство, являясь подсистемой в системе семьи, соответственно, может рассматриваться с психолого-педагогической точки зрения, в аспекте формирования и развития. Следовательно, формирование родительства   может  быть источником и  средством   достижения психолого-педагогических   целей.

Формирование  родительства в рамках педагогической стороны семейной системы   включает   два  направления:
1. Формирование  родительства как средства воспитания ребенка  с опорой на педагогический потенциал   семьи.
2. Формирование родительства в аспекте социализации ребенка: передачи семейного опыта, представлений о семейных ролях, супружеских и родительских функциях.
Незаменимую роль осуществления родительства для развития ребенка показывают исследования психического и личностного развития  детей,  растущих вне семьи. У таких детей, как правило, нарушена трансформация объективного в субъективное, познаваемое эмоционально не переживается  ребенком, а общественно-значимое не превращается  в личностно-значимое. В итоге это ведет к  неразвитому  или деформированному  пристрастному   отношению  к миру, к  себе,   к  отсутствию привязанностей,   дефициту любви и ласки, сниженной инициативности в различных видах деятельности, познавательному интересу и так далее. Также у воспитанников детских домов затруднено формирование семейно-бытовых навыков, представлений о «мужественности» и «женственности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2      Психологические   аспекты материнства.

 

 

1.1.     Периоды  материнства соотносимо  возрасту  ребёнка.

 

 

Беременность. С  позиций анализа беременности как  условия развития ребенка исследуются   особенности   психического   состояния   женщины   в беременности,  влияющие  на  развитие  ребенка. В первую очередь это наличие стрессов, депрессивных    состояний,   психопатологических  особенностей, их возникновение и обострение в различные периоды беременности. Показано, что наиболее   опасны для развития ребенка стрессы, депрессивные эпизоды и т.п. во втором  и   третьем   триместрах   беременности,   усиление к   концу беременности депрессивных   состояний   прогностично   как  для   возникновения   послеродовых депрессий у матери, так и психических нарушений у ребенка (в основном в сфере общения), а также связано с наличием психологических проблем  в подростковом возрасте.

С целью прогноза стиля отношения матери к ребенку  и особенностей материнско-детского  взаимодействия   в   постнатальном   периоде  исследуются материнские  (и шире — родительские)   ожидания,  установки,   воспитательные стратегии,   ожидание  удовлетворенности  материнской   ролью,  компетентность матери. В качестве методов применяются опросники, интервью беседа, самоотчеты, проективные методы. Выявляется наличие регулирующего или фасилитирующего стиля материнского отношения,   способность  к   индивидуализации (субъективизации) ребенка, сензитивность и   респонсивность к стимуляции от ребенка,   личностное  принятие,  уровень материнской компетентности. Один  из специально выделяемых факторов – качество привязанности матери, выявляемое при помощи специально созданных опросников. Качество привязанности влияет на материнское отношение и ее поведение  во взаимодействии с ребенком, что обеспечивает развитие соответствующего качества привязанности у ребенка.

В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанные с успешностью ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий  для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история  жизни, адаптация к супружеству, особенности   личностной адаптации   как   свойство   личности,   удовлетворенность   эмоциональными взаимоотношениями  со   своей   матерью,   модель   материнства   своей  матери, культурные,   социальные  и   семейные   особенности,   физическое   и психическое здоровье.   В   течение   беременности  на   основе   комплексного психологического, психиатрического,   медицинского,  социального   исследования  конструируется «матрица   материнства», прогностичная для постнатального развития материнского поведения. Установлено, что успешная адаптация к беременности коррелирует с успешной адаптацией к материнству (как удовлетворенность своей  материнской ролью,  компетентность,  отсутствие проблем   во   взаимодействии с   ребенком, успешное  развитие  ребенка). Сходный подход   используется  в    некоторых отечественных исследованиях,   где  также на   основе  комплексного   подхода (психологического,   психиатрического,    медицинского)  выявляются факторы риска, влияющие на качество материнско-детского взаимодействия и готовность к материнству   (О.В Баженова).

В медицински  ориентированных   исследованиях  обсуждается   связь психологического  состояния   женщины   во время   беременности  с  успешностью вынашивания ребенка и   патологией  беременности и родов, особенностями послеродового периода, как для матери, так и для ребенка.   Обосновывается использование  различных  психотерапевтических методов, в том числе гипноза, для  снятия  тревоги,   обучение релаксации и т.п., коррекции  эмоциональных нарушений. В психиатрически ориентированных  исследованиях   анализируется связь   психических  нарушений (психозы,   депрессии, шизофрения) с  течением беременности  и риском нарушения материнско-детских отношений после родов, прогнозом возникновения послеродовых депрессий и психозов, а также РДА и других психических нарушений   в развитии   ребенка. В качестве  основных выделяются   следующие   факторы: наличие   соответствующих   состояний  в анамнезе,   в  период   беременности, их  усиление в  течение беременности; связь эпизодов психических нарушений в различные периоды беременности с нарушением развития   ребенка;     факторы,    усугубляющие   риск  психических   нарушений в беременности  (особенности переживаний гормональных изменений, социальные условия,   семейные,   стрессогенные  ситуации).

Младенчество. В   качестве   объекта   исследования  здесь   выступает взаимодействие  матери с   ребенком. Увлечение   диадическим  подходом  в исследовании материнско-детского   взаимодействия,   по мнению многих ученых, привело к исчезновению в научном анализе матери и ребенка как самостоятельных субъектов. Абсолютизация диадического подхода наиболее ярко проявилась в двух направлениях исследований:

1. Теория социального научения, в русле  которого взаимодействие матери и ребенка рассматривается как взаимновызванное стимул-реактивное поведение, изменяющееся в процессе   взаимного научения. Предполагается  наличие биологически   детерминированных   исходных  уровней   развития    способов взаимодействия,   как  у матери, так и у ребенка. Происхождение, формирование и индивидуальные   особенности этих исходных образований   практически    не рассматриваются. По   сути,  это  очень   подробное и  точное феноменологическое описание особенностей взаимодействия матери и ребенка и его последовательного изменения,   причем   чаще   всего  в идеально   «нормальном»  варианте.  Но  даже в рамках этого механистического  подхода   оказалось   невозможным   обойтись без определения в качестве потребностей обоих партнеров взаимодействия — потребности в поддержании оптимального уровня возбуждения и потребности   в   достижении   и  переживании   положительных   эмоций.

2. Представление о «диадическом симбиозе» ребенка с матерью, появление на ранней стадии развития их взаимодействия  единого, совокупного субъекта,   не разделение ребенком себя и матери как субъектов действия, потребностей, мотивов и даже субъективных переживаний. Такой подход основан на   интерпретации идей      Э. Эриксона о процессе разделения  ребенком   в  своем   субъективном   мире «внутреннего и внешнего населения» и абсолютизирован в работах А. Валлона,  Д. Винникотта,   М. Кляйн и др.,  в   отечественной   психологии   ассимилирован   в некоторых исследованиях по изучению раннего взаимодействия матери и ребенка (М.В. Колоскова, А.Я. Варга, К.В. Солоед и др.). В этих случаях акцент ставится на ребенке, и остается неясным, как в   таком  «совокупном  субъекте»   можно рассматривать мать, обладающую вполне сформированными представлениями и самосознанием. Исследования  развития  ребенка,  материнского поведения и взаимодействия матери с ребенком в детской психологии (Е.О. Смирнова, С.Ю, Н.Н. Авдеева и др.), в психологии личности и смежных областях ( В.И. Брутман .), в когнитивной психологии (Е.А. Сергиенко и др.) показали ограниченность этой идеи и необходимость обращения к  исследованию матери и ребенка как самостоятельных субъектов.

Другой аспект материнства представлен в русле изучения материнско-детского взаимодействия в отечественной психологии. Роль взрослого в развитии ребенка  как    представителя   человеческого   рода,  принятая в   качестве основополагающей в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев,  Л.И  Божович, М.И. Лисина), в отечественной психологии легла в основу выделения взаимодействия ребенка  с взрослым в качестве самостоятельного объекта исследования. Поведение матери рассматривается  как источник развития ребенка — как субъекта познавательной активности, общения, самосознания. В исследованиях последних лет (Н.Н. Авдеева) анализируются качества  матери, необходимые   для создания оптимальных условий развития  ребенка (отношение к ребенку как субъекту,  поддержка его  инициативы в общении и исследовательской активности и др.). В данном  направлении исследователи   активно   обращаются  к    теории привязанности, используя ее понятийный аппарат и экспериментальные подходы (Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова и др.).

Ранний  и  дошкольный  возраст.  Особенности   матери  связаны с изучением эмоционального благополучия ребенка и его связи с типом материнского отношения и   стилем материнско-детского   взаимодействия (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова и др.).   Здесь  разработаны     типологии (материнского отношения и материнско-детского взаимодействия), основанные   на эмоциональном отношении матери к ребенку и его проявлении в поведении матери в ситуации    взаимодействия  с  ребенком,   показана их   связь   с    индивидуально-типологическими   особенностями  ребенка,   его    аффективными     проявлениями, познавательной   мотивацией,  предложены    диагностические  и     коррекционные методики. В   рамках  этих исследований было разработано представление о том, что критерием  оценки  успешности   материнства   является   общее   эмоциональное благополучие ребенка.

Школьники  и  подростки. В   рамках этого   направления   изучается материнское  отношение,   материнская   (родительская) позиция,  родительские ожидания  и  установки, особенности детско-родительского взаимодействия ( А.Я. Варга, Ю.В. Баскина и др.). В указанных работах подробно   проанализированы   имеющиеся подходы и типологии, как в зарубежной, так и в отечественной   психологии.

В   качестве    самостоятельного   направления можно выделить     проблему материнско-дочерних отношений  с точки   зрения их   влияния на   успешность материнства   дочери. В работах, посвященных этой теме, подчеркивается влияние качества   эмоциональной   взаимосвязи со  своей  матерью   (поддерживающее отношение   матери   в  раннем   онтогенезе,   сохранение интереса   матери   к эмоциональным проблемам дочери в юности, участие в психологических проблемах беременности и материнства   своей дочери, а также динамика   бессознательных комплексов в   материнско-дочерних    взаимоотношениях)    на    становление половозрастной  идентификации,  супружеских отношений и материнства дочери.

Все указанные направления,  связанные с изучением материнства в разном возрасте ребенка, явно   нуждаются в   сопоставлении   и   упорядочивании. Несомненно,  необходимо и  возможно   выделение   общих  и  особенных   для каждого возраста   ребенка  качеств матери и   выявление   тенденций  их преобразования. Однако эта  работа   еще  ждет   своего   исследователя.

 

1.2.     Биологические  аспекты  материнства. 

 

В это направление можно объединить исследования, в которых мать и обеспечиваемые ею условия   рассматриваются   как  организация физиологической   и стимульной   среды  для  развития  ребенка. Большое значение придается эволюционным аспектам формирования физиологических, мотивационных и поведенческих  механизмов  материнства.  Некоторые  направления этих  исследований  объединяют   биологический   и психологический подходы. Среди них наиболее интересными для настоящей работы  являются  следующие.

Этологические исследования.

Материнство изучается с позиций оценки количества ресурсных затрат родительской особи, выявления эволюционных основ   формирования паттернов родительского поведения, взаимного обеспечения родителями и детенышами ключевой стимуляции для реализации адаптивного поведения. В этом направлении большой интерес представляют исследования, посвященные индивидуальным особенностям материнского поведения у высших приматов в неволе и в природе, влиянию отношений в сообществе, в частности, ранга матери на ее материнское поведение и развитие детеныша. Некоторые из этих исследований, например, изучение изолированно выращиваемых детенышей приматов, эффектов социального облегчения и социального  научения, импринтинга, реакции следования, родительских и младенческих стимулов, внесли существенный вклад  в  развитие популярных в настоящее время психологических концепций (теории привязанности, социального научения, этологии человека и др.).

Физиологические и психофизиологические аспекты материнства.

Спектр этих  исследований необычайно велик, в   основном  они направлены на изучение нейрогуморальных механизмов полового созревания и обеспечения   беременности и  лактации. Для данного  направления традиционным является   сопоставление данных, полученных на животных и человеке. Изучается связь гормонального фона и эмоциональных состояний, их роль в развитии материнства, обеспечении эмоциональных особенностей материнско-детских отношений. Считается, что гормональный фон создает условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с  ребенком, однако конкретная интерпретация своих состояний в беременности и раннем материнстве зависит от личностных особенностей, смысла беременности, социальной и семейной ситуации. Много внимания уделяется сравнительным исследованиям гормонального фона и проявления материнского поведения, динамики эмоциональных состояний в беременности (тревожность, стрессоустойчивость раздражительность, депрессивность, их обострением первом и третьем триместрах, стабилизация эмоционального состояния во втором триместре, динамика сексуальности в   беременности), физиологического состояния при сепарации у разных видов животных и у человека. Эти особенности, а также гормональное обеспечение и содержание переживаний   женщины при послеродовой   депрессии, изучаются  в сравнительном  аспекте в   различных  культурах и у животных, преимущественно  у приматов, низших и человекообразных. Обсуждается адаптивная  роль динамики эмоциональных состояний в беременности и послеродовом периоде (снижение  половой   активности и активности, направленной на среду, в первом триместре и перед родами; стабилизация эмоционального состояния во втором триместре; динамика тревожности; связь с   рангом в группе и индивидуальными особенностями самки).   Развитие материнства   и динамика состояния в беременности рассматриваются с точки зрения формирования физиологической «доминанты материнства», нарушения в течении   беременности, успешность родов и  послеродового   периода связываются с лево правополушарным доминированием, психофизиологическими особенностями эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками .

Информация о работе Когнитивный стиль личности и процесс творческого мышления