Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:02, курсовая работа
Цель исследования - обосновать психологическую сущность родительства как интегрального психологического образования; изучить субъективно - психологические факторы его формирования.
Актуальность темы исследования. Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или не осознанно приобретают новую роль - родителей. Принятие родительской роли происходит раз и навсегда. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы реализации родительства в паре со своим супругом или супругой формируется под влиянием самых различных факторов.
В настоящее время обычными явлениями становится малодетная семья, отход от традиционного распределения ролей и ответственности в семье, ослабление воспитательной роли отцов, рост безотцовщины, значительное снижение стабильности семьи и другие актуальные явления в сфере семьи и детско-родительских отношений. Всё это заставляет обращать пристальное внимание на данную сферу.
Цель исследования - обосновать психологическую сущность родительства как интегрального психологического образования; изучить субъективно - психологические факторы его формирования.
Объект исследования - родители, родительство как интегральное, психологическое образование личности.
Предмет исследования - психолого-педагогическая технология формирования осознанного родительства в семьях на основе субъективно - психологических факторов.
Гипотезы исследования:
- родительство является интегральным психологическим образованием личности, содержащим ряд компонентов, каждый из которых включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие;
- формирование родительства зависит от субъективно-психологических факторов, составляющие которых принадлежат разным иерархическим организованным системам.
Исходя из цели и проблемы исследования, определены следующие задачи:
1. Изучить психологическую литературу по данной тематике.
2. Выявить субъективно – психологические факторы формирования родительства.
3. Изучить основные теоретические подходы к рассмотрению феномена родительства и его составляющих.
4. Рассмотреть материнство в контексте материнско-детского взаимоотношения.
Проблема исследования заключается в выявлении и исследовании компонентов, уровней развития родительства как интегрального психологического образования личности определением психологических факторов формирования родительства для разработки технологии формирования осознанного родительства.
Новизна исследования заключается в том, что в нём рассмотрена психологическая сущность и содержание родительства как интегрального психологического образования личности.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что ее материалы могут быть использованы педагогами общеобразовательных учреждений при планировании воспитательной работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1 Психологические аспекты родительства
1.1. Теоретические основы формирования родительства.
В литературе теоретическое рассмотрение факторов специализированно и несистемно в плане родительства в целом. Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остаётся значимой фигурой для индивида. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Однако при относительно активной разработке отдельных проблем материнства (Г. Г. Филипова) отцовство является практически не изученным. То же необходимо отметить и по отношению к родительству в целом - в психологии нет чёткого определения родительства, нет обоснования этого феномена с психологической точки зрения, за исключением исследования этнографического аспекта родительства (А.Г. Вишневский, 1982).
Семья является первым институтом социализации ребенка. Именно семейное воспитание является наиболее естественным и играет определяющую роль в развитии и формировании личности. На молодых родителей оказывается постоянное давление со стороны авторитетных источников: как необходимо ухаживать за ребенком и как надо его воспитывать. Выбирая свой стиль поведения во взаимодействии с ребенком, родители оказываются в ситуации неопределенности и могут испытывать неуверенность в себе, чувство вины и так далее. Все это определяет потребность в психологическом сопровождении семьи и семейного воспитания. Психологическая работа с родителями - довольно сложное направление. Нередко родители не сомневаются в своей компетентности, обвиняя в случае возникновения затруднений в детско-родительских отношениях школу, общество. Часто родителям сложно признать ошибочность своих мыслей, чувств, действий. На фоне этого внутри семьи между отцом и матерью неравномерно распределяется воспитательная активность. В большинстве случаев, воспитанием, эмоциональным общением с детьми занимается мать, отец же делает это «по настроению». В итоге, в семье не наблюдается системности воздействий. Родители для ребенка редко выступают единым целым. Анализ психологической литературы показывает, что проблема родительства как интегрального психологического образования личности, факторы его формирования разработаны достаточно слабо. Практически не разработан вопрос целенаправленного формирования осознанного родительства.
Для осмысления феномена родительства мною был использован феноменологический подход, основы которого были заложены И.Г. Сенин 1990. Феноменологический подход представляет собой интуитивное раскрытие сущности явления (предмета), которое идентично его данности, то есть является достоверным.
Феномен в психологии – общее понятие, относящееся к предметам и явлениям объективной или субъективной реальности, познаваемой и познанной (К.К. Платонов, 1981).
Феноменологическая практика базируется на четырех основных принципах (В.Д. Менделевич, 2001). Применительно к феномену родительства принципы можно трактовать следующим образом:
1. Принцип понимания. Требует учитывать влияние субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека, и на основе этого понимания делать общие выводы. Этот принцип предполагает лишь глубокое проникновение в суть феномена, рассуждение, а не однозначное объяснение наблюдаемых явлений в сфере родительства.
2. Принцип воздержания от суждений. Суть его заключается в том, чтобы во время феноменологического исследования абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаться приписать наблюдаемые проявления феномена к определенным стандартам, а стараться лишь вчувствоваться. То есть, исследуя феномен родительства, мы можем предполагать многовариантность того или иного явления, проявления феномена, а не выводить категоричные суждения.
3. Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияние субъективного опыта исследователя, морально-нравственных установок и прочих оценочных категорий. Точность описания требует
тщательности в подборе слов и терминов для передачи смысла наблюдаемого феномена родительства.
4. Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя. Кроме того, необходимо принимать во внимание историческо-культуральную контекстуальность. Опираясь на теоретические положения, высказанными Б.Ф. Ломовым (1975, 1984, 1991) о том, что психические явления системны и выражают органическое единство уникальных свойств, феномен родительства изучается нами с позиций системного подхода. Именно системный подход позволяет отразить многоуровневость, многогранность, многокачественность изучаемых явлений . Характерная черта целостности любой системы - способность самосохранения в процессе постоянного движения, изменения и развития. Все это в полной мере можно отнести и к родительству как интегральному комплексному образованию, представляющему собой систему. Согласно системному подходу, родительство в качестве относительно самостоятельного образования входит в более крупную систему, каковой является система семьи. Системный подход к семье предполагает признание семьи как единого целого, единого психологического и биологического организма, признание всеобщих семейных взаимосвязей конкретизирует понимание семейной системы, вычленяя ее из системы общества: семья рассматривается им как локальная семейная система, включенная в современные формы деятельности и производства, которые не включены в ее структуру. Соответственно, рассматривая феномен родительства с точки зрения системного подхода, мы будем описывать его в тесной взаимосвязи с семейной системой.
Основным критерием для выделения системы из окружающей среды, с точки зрения В.Д. Шадрикова (1982), является рассмотрение, в данном случае - родительства, со стороны целевого назначения. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие кроме супружеской пары еще ребенка или детей: «семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью...». Исходя из этого, целевой смысл родительства - рождение и воспитание детей. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи в качестве относительно самостоятельного образования. Родительское воздействие на ребенка осуществляется постоянно, несмотря на то, осознанно оно или стихийно. О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности упоминали многие классики отечественной педагогики (П.Ф. Каптерев, 1982; П.Ф. Лесгафт, 1991; К.Д. Ушинский, 1968 и другие). Прежде всего, психолого-педагогическая некомпетентность родителей отрицательно влияет как на полноценное развитие личности ребенка, так и на стабильность молодой семьи . Благодаря взаимосвязи компонентов и подсистем в структуре системы семьи, можно влиять на осуществление родительства, путем его психолого-педагогического формирования. В связи с этим целесообразно анализировать феномен родительства в аспекте семейной системы в плане вычленения так называемых педагогических компонентов, то есть тех компонентов, составляющих родительства, которые можно развивать и корректировать с помощью психолого-педагогических средств.
Используя принципы системного подхода, сформулированные Б.Ф. Ломовым (1975, 1991), применительно к психолого-педагогическому формированию феномена родительства, можно констатировать следующее:
1. Феномен родительства системно детерминирован, то есть представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2. Феномен родительства многогранен. Родительство - многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: на субъективно-личностном уровне и как надындивидуальное целое. Оба этих уровня одновременно являются естественными этапами формирования родительства.
3. Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистема — уровень влияний общества; мезосистема — уровень влияния родительской семьи; микросистема — уровень собственной семьи и, наконец, уровень конкретной личности. Нами будут рассмотрены первые три уровня.
4. Феномен родительства - явление динамическое, включающее процесс становления и развития.
5. Психолого-педагогическое формирование родительства должно осуществляться с опорой на педагогические компоненты родительства как интегрального психологического образования личности.
1.2. Формирование родительства в контексте семейной «педагогической » системы.
Существует множество самых различных определений семьи. Мы принимаем за исходное определение семьи как социальной системы, которое дает А.Я. Варга: «Семейная система — это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а, главное - взаимоотношениями». Семья является открытой системой, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Кроме того, семья — самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой.
Система семьи может быть рассмотрена с различных точек зрения. В плане реализации цели нашего исследования, систему семьи следует рассматривать, опираясь на педагогический подход. Суть педагогического подхода состоит в повышении эффективности функционирования системы семьи путем психолого-педагогического воздействия на ее отдельные компоненты, чувствительные к формированию.
Процесс целенаправленного воспитания личности, ее социализация, коррекция ее развития, саморазвитие осуществляются в педагогических системах. Наряду с различными социальными институтами, являющимися одновременно педагогическими системами (дошкольные образовательные учреждения, школа, внешкольные воспитательно-образовательные учреждения и другие), семья в определенном смысле также является педагогической системой.
Наше понимание категории "педагогическая система" опирается на трактовку её Л.Ф. Спириным (1985, 1997). Педагогическая система выступает как объединение людей, где их деятельность является источником педагогических целей и средством их достижения одновременно. Семья как педагогическая система обладает педагогическим потенциалом. Е.А. Андрющенко в рамках педагогической системы семьи изучает воспитательную систему родителей. И.В. Гребенников (1984) рассматривает семейную систему с педагогической точки зрения более узко, говоря о педагогическом потенциале семьи. Педагогический потенциал семьи рассматривается им как совокупность условий и средств, которые и составляют педагогические возможности семьи. Л.Ф. Чупров (2003) дает развернутое определение понятию «педагогический потенциал»: «...своеобразная психолого-педагогическая основа воспитания и общего психического развития индивида в семье, складывающегося на базе типа воспитания ребенка и типа эмоционального контакта...». Таким образом, педагогический потенциал рассматривается нами как ресурсы для осуществления психолого-педагогического воздействия.
Информация о работе Когнитивный стиль личности и процесс творческого мышления