Когнитивные стили: подходы к исследованию

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение подходов к исследованию когнитивных стилей.
Гипотеза:
Человек может обнаруживать разные когнитивные стили в зависимости от содержания задач.

Задачи:
1. Исследовать понятие «когнитивный стиль» и подходы к его изучению в психологической науке.
2. Определить виды и функции когнитивных стилей.
3. Проанализировать подходы к исследованию когнитивных стилей.

Содержание

Введение
Глава 1. Когнитивные стили: подходы к исследованию
1.1 Сущность понятия «когнитивный стиль» и подходы к его изучению
1.2 Виды и функции когнитивных стилей
1.3 Походы к исследованию когнитивных стилей
Глава 2. Методология, методы и методики исследования когнитивных стилей и подходов к их исследованию
2.1. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования
2.2. Методологические подходы и принципы исследования
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Жанна.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

     Чаще всего в литературе рассматривается около 10-15 дихотомических видов когнитивных стилей.

     Существует  множество подходов к изучению когнитивных  стилей, большинство из которых зарубежные. Отечественные подходы получили свое развитие сравнительно недавно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Методология, методы и методики исследования когнитивных стилей и подходов к их исследованию

2.1.  Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект  исследования

Цель  данной работы - изучение подходов к исследованию когнитивных стилей.

    Гипотеза:

    Человек может обнаруживать разные когнитивные стили в зависимости от содержания задач.

  1. Методы, применяемые к  исследованию когнитивного стиля человека зависят от исследуемого вида когнитивного стиля.
  2. Наличие того или иного когнитивного стиля у человека предполагает присутствие другого, взаимозависимого когнитивного стиля.

   Задачи:

1. Исследовать понятие «когнитивный стиль» и подходы к его изучению в психологической науке.

2.  Определить виды и функции когнитивных стилей.

3. Проанализировать подходы к исследованию когнитивных стилей.

Объект:  когнитивный стиль.

                     Предмет: подходы к исследованию когнитивных стилей.

                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Методологические  подходы и принципы  исследования

     Методология – формулировка систематических и логически-последовательных методов поиска знания. Фактически процедуры, используемые в конкретном исследовании.

     Методика – довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели.

     Метод – способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме (28).

     Наука, прежде всего, является исследованием. Характеристика науки не может исчерпываться  определением её предмета; она включает и определение её метода. Методы, т.е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки (15). Любая научная работа объективна в своей методике, всегда реализует ту или иную методологию. Методология в широком смысле практикуется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе.Одна из наиболее четких концепций уровней методологии принадлежит Э.Г. Юдину.

     Высший  уровень образует философская методология. Её содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Она не существует в виде какого-то особого раздела философии – методологические функции выполняет вся система философского знания. На данном уровне выделяется принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1935) – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм - причинность, как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

     Развитие подходов к исследованию когнитивных стилей имеет свою причинность и обусловленность, т. к. формирование чего-либо не может происходить само по себе.

     Второй  уровень методологии - уровень общенаучных принципов и форм исследования. К нему относятся: содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или на некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно и формальные разработки и теории, связанные с решением достаточно широкого круга методологических задач.

     Следующий уровень – это конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых вой или иной специальной научной дисциплине.

     Принцип развития (Рубинштейн С.Л., 1940) рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вместе с тем включает постулат об обусловленности преобразования этих явлений их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией.

     Развитие  теоретических подходов к исследованию когнитивных стилей происходило  постепенно. Для того, чтобы сформировался новый конструктивный подход, необходима теоретическая база из предыдущих исследований.

     Также к методологии данной темы относится принцип системности (Ломов Б. В., 1976) – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые качества (13).

     Подходы, исследующие когнитивные стили, разработаны последовательно и по определенной закономерности.

     Последний уровень методологии образуют методика и техника исследования - это набор процедур, обеспечивающих получение единообразного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания.

     Каждый  из выделенных уровней методологического  знания выполняет свои особые функции в научном познании. Уровни методологического знания пока ещё не образуют единой научной дисциплины. Их объединяет то, что все они представляют собой анализ способов получения нового знания. Именно поэтому в любом конкретном исследовании реально они тесно переплетены,  хотя каждый из них выполняет свои особые функции.

       Метод исследования: библиографический анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Изучение  когнитивных стилей как детерминант  поведения человека является очень перспективным, поскольку их исследование выводит на фундаментальные проблемы мировосприятия человека и может помочь в выборе наиболее эффективных средств для продуктивной деятельности человека в зависимости от его основного когнитивного стиля.

     Можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.

     Человек может обнаруживать разные когнитивные стили в зависимости от содержания задач. Некоторые ситуации, а именно содержащие фактор неопределенности, позволяют проявляться этому когнитивному стилю, и обучение прямо влияет на уровень импульсивности проявления того или иного когнитивного стиля, т. е. при овладении субъектом сканирующими стратегиями она уменьшается. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

Проведенное теоретическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

      1. Когнитивный стиль – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения.

       К подходам, изучающим когнитивные стили можно отнести: бихевиористов, гештальт – подход, когнитивистский, стилевой.

     2. К основным видам когнитивных стилей можно отнести: полезависимость - поленезависимость, конкретность - абстрактность, сглаживание - заострение, ригидный - гибкий познавательный контроль, низкая - высокая толерантность к нереалистическому опыту, фокусирующий - сканирующий контроль, импульсивность - рефлективность, узкий - широкий диапазон эквивалентности, когнитивная простота - сложность.

     3. Можно выделить следующие подходы к исследованию когнитивных стилей и авторов, занимающихся исследованием когнитивный стилей: Г. Кестлин-Глоджер (двухкомпонентная модель), Д.М. Вордел и Дж. Ройс, В.А. Колги (факторная модель), Климов (двухуровневая модель) Г. Клаус, Дж. Каган, У. Ларсен (стратегиальный подход).  
 
 
 
 
 

    
 
 

Литература

  1. Берулава Г.А. Тест для диагностики когнитивного стиля <дифференциальность - интегральность (ДИ)>. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995.
  2. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  3. Гусева Т.А., Кудинов С.И. Проявления любознательности учащихся с разными стилями понимания / Учителю сельской малокомплектной школы: учебное пособие. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.
  4. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
  5. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.
  6. Климов Е. Л. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, Казань: КГУ, 1969.
  7. Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара (под. ред. В. Колга), Таллин, 1986.
  8. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта: Учебное пособие / Под ред. М.А. Холодной. Киев: УМК ВО, 1990. 75 с.
  9. Колга В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Автореф. канд. дис. Л., 1976.
  10. Либин А. В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999.
  11. Ливер Б. Л. Обучение всего класса. Новосибирск, 1994.
  12. Палей А. И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль // Вопр. психол. 1982.  № 1. С. 118—126.
  13. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  14. Психологические проблемы индивидуальности, выпуск 1. М.; Л., 1983. 
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2002.
  16. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 1970.
  17. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  18. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  19. Соловьев А. В. Исследование познавательных стилей в американской психологии // Зарубежные исследования по психологии познания: Сб. аналитич. обзоров / Редколлегия: А. А. Бодалев и др. М., 1977.
  20. Способности и склонности (под ред. Э. А. Голубевой). М.: Педагогика. 1989.
  21. Стиль человека; психологический анализ (под ред. А. В. Либина) М.: Смысл, 1998.
  22. Толочек В. Л. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992.
  23. Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. — М.: Прайм Еврознак, 2007.
  24. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд., перераб. — СПб. «Питер», 2004.
  25. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Томск, ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.
  26. Шкуратова И. М. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, пед, ун-та, 1994.
  27. Шкуратова И.П. Теоретические проблемы диагностики полезависимости-поленезависимости. // Методы психологии. Ежегодник РПО. Т.3, вып.2. Ростов-на-Дону, 1997, с.293-294.
  28. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Наука, 1978.

Информация о работе Когнитивные стили: подходы к исследованию