Когнитивные стили: подходы к исследованию

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение подходов к исследованию когнитивных стилей.
Гипотеза:
Человек может обнаруживать разные когнитивные стили в зависимости от содержания задач.

Задачи:
1. Исследовать понятие «когнитивный стиль» и подходы к его изучению в психологической науке.
2. Определить виды и функции когнитивных стилей.
3. Проанализировать подходы к исследованию когнитивных стилей.

Содержание

Введение
Глава 1. Когнитивные стили: подходы к исследованию
1.1 Сущность понятия «когнитивный стиль» и подходы к его изучению
1.2 Виды и функции когнитивных стилей
1.3 Походы к исследованию когнитивных стилей
Глава 2. Методология, методы и методики исследования когнитивных стилей и подходов к их исследованию
2.1. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования
2.2. Методологические подходы и принципы исследования
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Жанна.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования, науки и молодежной политики Кыргызской республики

Министерство  образования и культуры

Российской  Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кыргызско – Российский Славянский университет

Кафедра психологии

ГП-2-07

Малюкова  Жанна 
 

Когнитивные стили: подходы к  исследованию

(курсовая  работа) 

                                       
 

                                                               Научный руководитель: О. А. Коржова 
 
 
 
 
 
 

Бишкек 2009 
 

План

Введение

Глава 1. Когнитивные стили: подходы к исследованию

    1. Сущность понятия «когнитивный стиль» и подходы к его изучению
    2. Виды и функции когнитивных стилей
    3. Походы к исследованию когнитивных стилей

Глава 2. Методология, методы и методики исследования когнитивных стилей и подходов к их исследованию

          2.1. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования

          2.2.  Методологические подходы и принципы исследования

Заключение

Выводы

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Когнитивные стили, ставшие одним из популярных понятий в зарубежной психологии в 60-е гг., в настоящее время продолжают привлекать внимание и как теоретический конструкт и как предмет разнообразных эмпирических исследований. Хотя из-за противоречивости данных о выполнении различных познавательных задач способы измерения когнитивных стилей все больше ставятся под сомнение, само их содержание как психологического понятия оказывается до сих пор эвристичным в исследованиях по общей, возрастной и дифференциальной психологии (12). В середине прошлого века западная психология обогатилась понятием когнитивного стиля, под которым имеются в виду стабильные индивидуально-своеобразные способы приема и переработки информации. Понятие когнитивный стиль впервые использовал А. Адлер для обозначения характеристики личности. Первые отечественные исследования когнитивных стилей были проведены И.Н. Козловой (1974), В. Колгой (1976), А.В. Соловьевым (1977), М.С. Егоровой (1979). Начиная с середины 70-х годов под руководством И.М. Палея был защищен ряд кандидатских диссертаций по данной проблематике.

     К настоящему времени описано около  двух десятков когнитивных стилей, выявленных независимо друг от друга  психологами разных научных направлений (Г.Виткин, Р.Гарднер, Дж.Каган, Г. Олпорт, К. Стаднер, Г. Уиткин, В. А. Колга, школа Теплова-Небылицына, М. А. Холодная, А. Либин, и др.) (12).

Цель  данной работы - изучение подходов к исследованию когнитивных стилей.

    Гипотеза:

    Человек может обнаруживать разные когнитивные стили в зависимости от содержания задач. 
     

   Задачи:

1. Исследовать понятие «когнитивный стиль» и подходы к его изучению в психологической науке.

2. Определить виды и функции когнитивных стилей.

3. Проанализировать подходы к исследованию когнитивных стилей.

Объект: когнитивный стиль.

                     Предмет: подходы к исследованию когнитивных стилей.

             Методологические  принципы:

  1. Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1935).
  2. Принцип развития (Рубинштейн С.Л., 1940).
  3. Принцип системности (Ломов Б. В., 1976).

           Метод: библиографический анализ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Когнитивные стили: подходы к исследованию

    1.1.Сущность понятия «когнитивный стиль»

       В первой четверти XX столетия область индивидуальной психологии стала одной из наиболее интенсивно разрабатываемых. Сторонники данного направления полагали, что изучение человека в его индивидуальном своеобразии поможет преодолеть нежизненность и абстрактность традиционной психологии и объяснить индивидуальную природу психики. Было выдвинуто немало разнообразных, резко различающихся по научному уровню концепций, направленных на выявление тех глубоких первопричин, которые, сложным образом взаимодействуя с влиянием окружающего мира, создают в конечном результате неповторимый облик человеческой индивидуальности.

     Поиски  новых путей научных исследований в дифференциальной психологии в  то время связывались не с реакцией на ее практические успехи, а скорее с реакцией на ее несостоятельность (Л. И. Божович, 1968). Многообразие особенностей индивидуальности изначально предполагает множество направлений, выявляющих отличие людей друг от друга. Чем богаче индивидуальность, тем шире спектр исследований, направленных на выявление ее уникальности.

     Понятие когнитивный стиль впервые использовал  А. Адлер (1927). Стилем он называл совокупность особенностей поведения человека, способствующих компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психических, социальных). Выделение индивидуальных различий в способах организации и структурирования окружающей действительности первоначально было определено как понятие «стиля изучения реальности». Позже понятие «стиль» в психологии использовалось для объяснения единства разнообразных проявлений индивидуальной природы психики человека. Термин «когнитивный стиль» использовался в более узком смысле, как устойчивая характеристика индивидуальных различий в способах организации познавательных процессов, переработки информации и приобретаемого опыта (23).

     В зарубежной психологии стилевые особенности  индивидуальности наиболее активно исследовались в русле когнитивной психологии, начиная с 50-х г. нашего столетия. В первой же половине XX века представления о репрезентации знаний были отражены в теориях бихевиоризма и гештальтпсихологии. В бихевиоризме взгляды на внутреннюю репрезентацию знаний отражались в психологической формуле «стимул -» реакция» (S-»R). Все внутренние состояния были отнесены к «промежуточным переменным» и определялись как гипотетические образования, предположительно отражающие те процессы, которые опосредуют влияние стимула на реакцию. В гештальтпсихологии активно строились теории, где внутренняя репрезентация знаний взаимооднозначно соотносилась с реальностью. Но так как в рамках данных теорий не удалось объяснить разнообразие человеческой индивидуальности, это пытается сделать когнитивная психология. На основе экспериментальных исследований в когнитивной психологии был определен важный принцип: представления человека о мире не обязательно идентичны его действительной сущности. Репрезентация информации подвергается значительным изменениям или модификации, которая связана с прошлым опытом индивида, то есть поступающая к индивиду информация абстрагируется (9). Абстрагирование и модификация являются функцией богатого и сложно переплетенного знания, структурированного индивидом ранее. В когнитивной психологии понятие "когнитивный стиль" использовалось для того, чтобы, с одной стороны, обозначить межиндивидуальные различия в процессах получения и переработки информации, и, с другой стороны, чтобы выделить типы людей в зависимости от особенностей их когнитивной организации. Статус понятия «когнитивный стиль» определялся с учетом ряда принципов:

1) индивидуальные  различия в степени успешности  интеллектуальной деятельности, выявляемые  на основе интеллектуальных тестов, отграничива- лись от индивидуальных различий в области восприятия и переработки полученной информации;

2) когнитивные  стили, характеризуя познавательную  деятельность, рассматривались как  личностная организация в целом; 

3) основная  функция когнитивного стиля заключалась в координации и регулировании познавательных процессов при получении и переработке информации;

4) когнитивные  стили выступали как «посредники»  между субъектом и окружающей  действительностью (7).

     Исследования  источников стилевого своеобразия, особенностей зависимости стиля от других психологических образований вследствие разнообразия и противоречивости полученных данных привели к размыванию границ и многозначности термина «стиль», к появлению нескольких десятков стилевых параметров, не объединенных единой теорией и не сходных даже в общих положениях(14).

     Сложности в выработке единых представлений  о природе стилевых проявлений, были связаны с отсутствием единой методологической основы и существованием большого количества определений стиля.

В то же время различные определения когнитивного стиля, тем не менее, содержат некоторые отличительные признаки:

- когнитивный  стиль - процессуальная (инструментальная) характеристика интеллектуальной  деятельности, определяющая способ  получения когнитивного продукта;

- когнитивный  стиль - биполярное измерение,  имеющее две крайние формы  познавательного реагирования (например, гибкость-ригидность познавательного  контроля);

- когнитивный  стиль - устойчивая во времени  характеристика субъекта в познавательном  функционировании;

- к когнитивному  стилю не применяются оценочные  суждения (М. А. Холодная, 1990).

     Особое  место в проблематике когнитивных  стилей занимает вопрос о соотношении  стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности. Поскольку с позиций стилевого подхода когнитивные стили определялись как устойчивые процессуальные особенности познавательной деятельности от продуктивных аспектов когнитивного функционирования они строго отграничивались.

     Мнение о том, что когнитивные стили и интеллектуальные способности являются свойствами в равной мере производными по отношению к структурной организации индивидуального интеллекта, опровергается данными об отсутствии корреляции между показателями когнитивных стилей и показателями общего интеллекта.

     В отечественной психологии проблема когнитивных стилей в качестве самостоятельного объекта исследования выступала в незначительном количестве работ (Г. А. Берулава, М. С. Егорова, И. Н. Козлова, В. А. Колга, А. И. Палей, Е. Соколова, М. А. Холодная, И. П. Шкуратова и др.) (2). Стилевые особенности индивидуальности активно исследовались вначале в русле традиционного дифференциально-аналитического подхода, где стилевые параметры изучались как характеристики отдельных познавательных процессов. Затем стилевые особенности индивидуальности активно исследуются в рамках деятельного подхода, специфика которого заключается в том, что ведущая роль в развитии психики человека отводится деятельности. При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности. В контексте деятельного подхода выделяются критерии возникновения психики и стадии ее развития, специфические ведущие виды деятельности для разных возрастных периодов развития, за которыми признается статус движущей силы развития. Как единицы строения личности выступают личностные смыслы и иерархия мотивов и т.д.

     В исследовании стилевых особенностей индивидуальности специфика деятельного подхода  состоит в том, что под стилем понимаются не отдельные элементы деятельности, а их определенное сочетание (система приемов и способов деятельности). Стиль обусловлен психофизиологически, но не фатально детерминирован индивидуальными особенностями субъекта, и формируется при взаимодействии субъекта и объекта (В. С. Мерлин, 1960,1964,1986; Е. А. Климов, 1967,1969).

     Интеграция  идей Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина стала основными исходными  положениями теории интегральной индивидуальности (В. С. Мерлин). В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей (7).

     В. С. Мерлин рассматривает индивидуальность как интегральное многоуровневое образование  в виде саморегулирующейся и самоактуализирующейся  системы. Им выделены три уровня свойств  интегральной индивидуальности, которые организованы в системы и подсистемы и структурированы по иерархическому принципу:

1) уровень  индивидуальных свойств организма  (психофизиологический);

2) уровень  психических свойств (психологический);

3) уровень  социальных психических свойств (социопсихологический).

Информация о работе Когнитивные стили: подходы к исследованию