Когнитивные процессы у животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:03, реферат

Описание работы

Целью этой работы является краткое освещение основных методов изучения в
лабораторных условиях различных когнитивных процессов животных, методов
изучения способностей животных к обучению и общих характеристик и аспектов
формирования этих процессов. Также мы попытаемся ответить на вопрос, что же
представляет из себя индивидуально-приспособительная деятельность животного в
условиях эксперимента.

Содержание

Введение.................................2
I. Общая характеристика когнитивных процессов.................2
1. Метод отсроченных реакций.........................3
2. Тест на оценку представлений о константности свойств предмета.............4
3. Мысленный план лабиринта..........................5
II. Латентное обучение................................8
III. Пространственное обучение.................................................9
1. Способность животных к ориентации в пространстве.......................9
2. Обучение в радиальном лабиринте.......................................11
3. Обучение в водном лабиринте Морриса...................................13
IV. Обучение «выбору по образцу»..............................................14
V. Заучивание последовательностей стимулов...................................16
Заключение....................................................................17
Список литературы.............................................................18

Работа содержит 1 файл

Реферат на ему Когнитивные процессы у живоных.docx

— 31.49 Кб (Скачать)

карты) базируются на многочисленных контрольных экспериментах,  в ходе

которых либо вводятся новые,  «сбивающие» с пути ориентиры (или, наоборот,

подсказки),  либо меняется ориентация всего лабиринта  относительно ранее

неподвижных координат.

          3. Обучение в водном лабиринте  Морриса (водный тест).         

В начале 80-х годов  шотландский исследователь Р.Моррис предложил для изучения

способности животных к формированию пространственных представлений

использовать «водный  лабиринт».  Метод приобрел большую  популярность, и его

стали называть  «водным  лабиринтом Морриса».

Принцип метода заключается  в следующем.  Животное (обычно мышь или крысу)

выпускают в бассейн  с водой.  Из бассейна нет выхода,  но имеется невидимая

(вода замутнена)  подводная платформа,  которая  может послужить убежищем:

отыскав ее животное может выбраться из воды.  Мышь вынимают из бассейна,  а

через некоторое  время снова выпускают плавать,  однако уже из другой точки

периметра.  Постепенно время,  которое проходит от пуска  животного до отыскания

платформы,  укорачивается,  а путь упрощается.  Это свидетельствует  о 

формировании у  него представления о пространственном расположении платформы на

основе внешних  по отношению к бассейну ориентиров.  Подобная мысленная

карта может быть более или менее точной,  а  определить,  в какой степени

животное помнит положение платформы,  можно,  переместив его в новое положение.

В этом случае,  время, которое животное проведет,  плавая над старым

местоположением платформы,  будет показателем прочности  следа памяти.

Создание специальных  технических средств автоматизации  эксперимента с водным

лабиринтом и программного обеспечения для анализа результатов  позволило

использовать такие  данные для точных количественных сравнений  поведения

животных в тесте.  При этом можно оценивать:

·        динамику формирования пространственного  навыка;

·        стратегии поведения животного  в ходе опыта;

·        обнаруживать слабые отличия в поведении.

Такие возможности  делают водный тест Морриса важным инструментом не только

для изучения когнитивных  функций,  но и для решения ряда вопросов современной

нейрогенетики.

Исследование роли отдельных структур мозга в формировании навыка поиска пищи

в радиальном и водном лабиринтах показало,  что ключевую роль в этом процессе

играет гиппокамп.  Фармакологические воздействия,  относительно избирательно

повреждающие эту структуру,  нарушают поведение крыс и мышей в радиальном и

водном лабиринте.

                    IV.  ОБУЧЕНИЕ «ВЫБОРУ ПО ОБРАЗЦУ»                   

«Выбор по образцу» - один из видов когнитивной деятельности,  также

основанный на формировании у животного внутренних представлений о среде.

Однако в отличие  от обучения в лабиринтах этот экспериментальный  подход

связан с обработкой информации не о пространственных признаках ,  а о

соотношении между стимулами – наличии сходства или отличия между ними.

Метод «выбора по образцу» был введен в начале ХХ в. Н.Н.Ладыгиной-Котс и с

тех пор широко используется в психологии и физиологии.  Он состоит в том,

что животному демонстрируют  стимул-образец и два или несколько  стимулов для

сопоставления с  ним,  подкрепляя выбор того,  который  соответствует образцу.

Существует несколько  вариантов «выбора по образцу»:

·        выбор из двух стимулов – альтернативный;

·        выбор из нескольких стимулов –  множественный;

·        отставленный выбор – подбор «пары» предъявляемому

стимулу животное производит в отсутствие образца,  ориентируясь не на реальный

стимул,  а на его  внутренний образ,  на представление  о нем.

Когда животное выбирает нужный стимул,  оно получает подкрепление.  После

упрочения реакции  стимулы начинают варьировать,  проверяя,  насколько прочно

животное усвоило  правила выбора.  Речь идет не о  простой выработке связи 

между определенным стимулов и реакцией,   а о процессе формирования

правила выбора,  основанного на представлении о  соотношении образца

и одного из стимулов.

Успешное решение  задачи при отставленном выборе также  заставляет

рассматривать данный тест как способ оценки когнитивных  функций мозга и

использовать его  для изучения свойств и механизмов памяти.

Используются в  основном две разновидности этого  метода:

·        выбор по признаку сходства (соответствия) с образцом;

·        выбор по признаку отличия (несоответствия)

Иногда ошибочно считают,  что обучение выбору по образцу – это то же самое,

что выработка дифференцировочных УР.  Однако это не так:  при дифференцировке

происходит только образование реакции на присутствующие в момент обучения

стимулы.

При «выборе по образцу» основную роль играет мысленное представление  об

отсутствующем в  момент выбора образце и выявление на его основе соотношения

между образцом и  одним из стимулов.

Метод выбора по образцу  наряду с выработкой дифференцировок  используется для

выявления способности  животных к обобщению.

               V.  ЗАУЧИВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ  СТИМУЛОВ.              

Интерес к этой форме  когнитивной деятельности животных возник в связи

обучением обезьян  языкам-посредникам,  при котором  выяснилось,  что шимпанзе

могут составлять «фразы»  из нескольких «слов»-жестов и понимать смысл

обращенных к ним  «высказываний».  Г.Террес,  один из авторов этих ранних

работ проанализировал  структуру этих фраз и высказал гипотезу,  что в основе

подобного поведения  лежит не истинное понимание правильного  порядка слов в

английском предложении,  а более простая и,  вероятно,  более универсальная

для животных способность  запоминать длинные ряды стимулов.

Процесс запоминания  цепей стимулов путем их разделения на подгруппы называется

«делением на куски».  Террес подробно исследовал этот процесс на голубях и

показал,  что в  основе такого запоминания лежит  не фиксация некоей

последовательности  стимулов и ответов,  как это  предполагалось бы с позиций

бихевиоризма и  теории условных рефлексов (цепи УР).  Эксперименты показали,

что здесь происходит формирование иерархически организованных внутренних

представлений  о  структуре такой последовательности,  т.е. проявляется

способность мысленно проанализировать ряд стимулов и  запомнить их,  разбивая

такой ряд на отрезки,  подобно тому,  как человек  запоминает номера телефонов

группами по три  цифры.

Исследования Терреса позволяют понять,  каким образом животные обрабатывают

информацию о совокупностях,  или цепях воспринимаемых стимулов,  чтобы

выполнить в ответ  серию действий.

Предполагают, что  внутренняя организация таких представлений  осуществляется

сходным образом  у животных разного уровня организации.  У голубей подобное

обучение протекает  также,  как у высших приматов,  однако скорость обучения у

них гораздо ниже,   а последовательности,  которые  они в состоянии запомнить,

менее сложные.

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                              

Индивидуально-приспособительная  деятельность животного в эксперименте

представляет собой  сплав способностей к ассоциативному обучению и когнитивным

процессам разного  уровня сложности.

Не только в естественных условиях жизни,  но и в спланированных экспериментах

бывает трудно различить  ассоциативное обучение и когнитивные  процессы.

                            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.                           

1.     Андреева  Н.Г., Обухов Д.К.  Эволюционная  морфология нервной системы

позвоночных.  СПб., 1999.

2.     Зорина  З.А.,  Полетаева И.И. Поведение  животных.  М.: Астрелль, 2000.

3.     Зорина  З.А.,  Полетаева И.И.  Элементарное  мышление животных.  М.:

Аспект Пресс,  2003.

4.     Хрестоматия  по зоопсихологии и сравнительной  психологии: Уч. пособие /

Ред. Н.Н.Мешкова,  Е.Ю.Федорович.  М.: Росс. психол. об-во, 1997.

                                                                       

        НАВЕРХ

Информация о работе Когнитивные процессы у животных