Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:03, реферат
Целью этой работы является краткое освещение основных методов изучения в
лабораторных условиях различных когнитивных процессов животных, методов
изучения способностей животных к обучению и общих характеристик и аспектов
формирования этих процессов. Также мы попытаемся ответить на вопрос, что же
представляет из себя индивидуально-приспособительная деятельность животного в
условиях эксперимента.
Введение.................................2
I. Общая характеристика когнитивных процессов.................2
1. Метод отсроченных реакций.........................3
2. Тест на оценку представлений о константности свойств предмета.............4
3. Мысленный план лабиринта..........................5
II. Латентное обучение................................8
III. Пространственное обучение.................................................9
1. Способность животных к ориентации в пространстве.......................9
2. Обучение в радиальном лабиринте.......................................11
3. Обучение в водном лабиринте Морриса...................................13
IV. Обучение «выбору по образцу»..............................................14
V. Заучивание последовательностей стимулов...................................16
Заключение....................................................................17
Список литературы.............................................................18
терминах бихевиоризма (например орудийная деятельность и сложные виды
коммуникации).
Когнитивная психология человека – направление, возникшее как реакция на
господство идей бихевиоризма в области изучения психики человека, – оказала
влияние на исследования
когнитивных процессов у
аналогий между работой мозга и вычислительной машиной позволило описывать
память животных как процесс переработки информации с привлечением
соответствующего математического аппарата и понятий теории информации (Солсо,
1996).
Одно из наиболее популярных направлений в анализе когнитивных процессов у
животных – это анализ обучения «пространственным» навыкам (главным
образом, благодаря введению в лабораторную практику методов водного и
радиального лабиринтов). Существует даже тенденция считать эти феномены
основным проявлением когнитивной деятельности животных (в действительности же в
эту категорию входит значительно более широкий круг
индивидуально-
понятия, способность к усвоению и использованию символов, которая была
обнаружена при обучении языкам-посредникам, и др.).
Понятие «когнитивная деятельность животных» включает способность к
разным видам обучения и элементы довербального мышления.
На формирование представлений основаны следующие виды обучения животных:
· латентное обучение;
· пространственное обучение;
· выбор по образцу;
· заучивание последовательностей.
II. ЛАТЕНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
По определению У.Торпа, латентное обучение – это «.образование связи
между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного
подкрепления.
Элементы латентного обучения присутствуют практически в любом процессе
обучения, но могут быть выявлены только в специальных опытах.
В естественных условиях латентное обучение возможно благодаря
исследовательской активности животного в новой ситуации. Оно обнаружено не
только у позвоночных. Эту или исходную способность для ориентации на
местности используют, например, многие насекомые. Особенно хорошо
латентное обучение изучено у перепончатокрылых. Так, пчела или оса, прежде
чем улететь от гнезда, совершает «рекогносцировочный» полет над ним, что
позволяет ей фиксировать в памяти «мысленный план» данного участка местности.
Наличие такого «латентного знания» выражается в том, что животное, которому
предварительно дали ознакомиться с обстановкой опыта, обучается быстрее,
чем контрольное, не имевшее такой возможности.
III. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ. СОВРЕМЕННАЯ «ТЕОРИЯ КОГНИТИВНЫХ КАРТ»
1.Способность животных к
Сведения об этой
форме когнитивной деятельности
вкратце заключаются в
Животное может искать пути к цели разными способами. По аналогии с
прокладыванием морских путей эти способы называют:
· счислением пути (dead reckoning)
· использованием ориентиров (landmark use)
· навигацией по карте.
Животное может одновременно пользоваться всеми тремя способами в разных
комбинациях, т.е. они взаимно не исключают друг друга. Вместе с тем эти
способы принципиально различаются по природе той информации, на которую
животное опирается при выборе того или иного поведения, а также по характеру
тех внутренних «представлений», которые у него при этом формируются.
Рассмотрим способы ориентации несколько подробнее:
Счисление пути – наиболее примитивный способ ориентации в
пространстве; он не связан с внешней информацией. Животное отслеживает свое
перемещение , а интегральная информация о пройденном пути, по-видимому,
обеспечивается соотнесением этого пути и затраченного времени. Данный способ
неточен, и именно из-за этого у высокоорганизованных животных его практически
нельзя наблюдать в изолированном виде.
Использование ориентиров нередко сочетается со «счислением пути».
Этот тип ориентации в большей степени близок формированию связей
«стимул-реакция». Особенность «работы по ориентирам» состоит в том, что
животное использует их строго поочередно, «по одному». Путь, который
запоминает животное, представляет собой цепь ассоциативных связей.
При
ориентации по местности («
использует встречающиеся ему предметы и знаки как точки отсчета для определения
дальнейшего пути, включая их в интегральную систему представлений о местности.
Начало лабораторным исследованиям пространственной ориентации животных было
положено в
гиппокампа (старой коры).
В 1976г. появилась статья американского ученого Дж. О`Кифа, обнаружившего
«клетки места» в гиппокампе свободноподвижной крысы. Эти нейроны разряжались
избирательно только при попадании животного в определенное место замкнутого
пространства. Исследования О`Кифа, изложенные позднее совместно с
Л.Наделом, положили начало настоящему взрыву работ. Часть из них была
посвящена роли гмиппокампа в формировании «когнитивной карты» животного, а
часть – разработке новых методических приемов тестирования ориентации
животных в пространстве.
Для ориентации «по карте» у животного должны представления о расположении как
близких, так и далеких объектов среды. Именно пространственные представления
такого рода О`Киф и Надел назвали вслед за Толменом когнитивной картой
. По их мнению,
такие внутренние
пространственную информацию, (т.е. информацию, содержание которой не зависит
от собственного положения в данном пространстве). Она подобна той, которую
можно извлечь при пользовании географической картой. Это, однако, не
означает, что
такие представления в
Подобные «карты» не являются ни совокупностью некоторого числа связей типа
«стимул-реакция», ни цепями УР, а представляют собой, скорее, устойчивые
инвариантные ассоциации, вовлекающие ряд стимулов. Такие ассоциации,
по-видимому, сходны с теми, что формируются в физиологических экспериментах
между двумя условными сигналами.
Успешность использования животными внутренних пространственных карт основана
на стабильности расположения объектов внешней среды. Экспериментально
показано, что изменение их положения вносит ошибки в ориентацию.
Существует целый ряд подходов к исследованию формирования у животного
пространственных представлений. Некоторые связаны с оценкой ориентации
животных в естественных условиях. В лаборатории наиболее часто используются
две методики – радиальный и водный лабиринты. Роль пространственных
представлений и пространственной памяти в формировании поведения в основном
исследуется на грызунах, а также некоторых видах птиц.
2. Обучение в радиальном
Методика изучения способности животных к обучению в радиальном лабиринте была
предложена американским исследователем Д.Олтоном.
Обычно радиальный лабиринт состоит из центральной камеры и 8 (или 12) лучей,
открытых или закрытых (называемых в этом случае отсеками, или коридорами). В
опытах на крысах длина лучей варьирует от 100 до 140 см. Для экспериментов
на мышах лучи делают короче. Перед началом опыта в конец каждого коридора
помешают пищу. После процедуры приучения к обстановке опыта голодное
животное сажают в центральный отсек, и оно начинает заходить в лучи в
поисках пищи. При повторном заходе в тот же отсек, животное пищи больше не
получает, а такой выбор классифицируется экспериментатором как ошибочный.
По ходу опыта у крыс формируется мысленное представление о
пространственной структуре лабиринта. Животные помнят о том, какие отсеки они
уже посетили, а ходе повторных тренировок «мысленная карта» данной среды
постепенно совершенствуется. Уже после 7-10 сеансов крыса безошибочно заходит
только в те отсеки, где есть подкрепление, и воздерживается от посещения тех
отсеков, где она только что была.
Методом радиального лабиринта можно оценивать:
· формирование пространственной памяти животных;
· соотношение таких категорий пространственной памяти как рабочая
и референтная.
Рабочей
памятью называют обычно
одного опыта. Референтная память хранит информацию,
существенную для освоения лабиринта в целом
Пространственная рабочая память достаточно долговечна. Ее длительность
определяется временем, в течении которого крыса по окончании эксперимента
помнит, в какие лучи она уже заходила. В некоторых случаях это время
достигало 24-х часов.
Исследуя пространственную память в радиальном лабиринте и проводя с животными
длительные опыты, исследуется его долгосрочная память (которая может
быть референтной или рабочей). Однако, если интересно
выяснить, как реагирует животное на экстренное изменение ситуации в лабиринте
и какова его немедленная реакция, - мы будем иметь дело с его краткосрочной
памятью.
Работы с радиальным лабиринтом позволили выявить у животных (главным образом,
крыс) наличие определенных стратегий поиска пищи.
В самой общей
форме такие стратегии
· при аллоцентрической стратегии животное при поиске пищи
полагается на свое
мысленно е представление о
среды;
· эгоцентрическая стратегия на знании животным
конкретных ориентиров и сопоставлении с ними положения своего тела.
Такое деление в большей степени условно, и животное, в особенности в
процессе обучения, может параллельно использовать элементы обеих стратегий.
Доказательства использования крысами аллоцентрической стратегии (мысленной