Классический психоанализ Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:00, реферат

Описание работы

Когда в конце девятнадцатого века психология становилась самостоятельной наукой, свою задачу она определила как анализ сознания нормального взрослого человека. Сознание понималось как состоящее из структурных элементов, тесно связанных с процессами, происходящими в органах чувств. Например, цветовые ощущения связывались с фотохимическими изменениями сетчатки глаза, звукоразличение – с тем, что происходит во внутреннем ухе. Сложные переживания рассматривались как результат соединения нескольких элементарных ощущений, образов, чувств. Задачей психологии было выявление основных элементов сознания и определение того, как образуются их соединения. Часто психология обозначалась как ментальная химия.

Содержание

Вступление 3
Структура личности 5
Динамика личности 10
Развитие личности 23
Типичные исследования. Методы исследования 35
Заключение 50
Использованная литература 52

Работа содержит 1 файл

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА.docx

— 89.70 Кб (Скачать)

     Научное кредо Фрейда

     Взгляд  Фрейда на то, каким образом ученый развивает науку, сформулирован  в одном из редких его высказываний на эту тему. Он пишет:

     "Мы  часто слышали, что науки должны  строиться на базе ясно и  четко определенных основных  понятий. В действительности ни  одна наука, даже самая точная, не начинается с таких определений.  Истинное начало всякой научной  активности скорее состоит в  описании феноменов и дальнейшей  их группировке, классификации  и соотнесении. Даже на стадии  описания невозможно избежать  приложения к конкретному материалу  абстрактных идей, выведенных откуда-то, но не только из новых наблюдений. Эти идеи – которые позже станут базовыми представлениями науки еще более необходимы при дальнейшей проработке материала. Вначале они обладают некоторой степенью неопределенности; ни о каком четком определении их содержания не может быть и речи. Пока они остаются в этом состоянии, мы постепенно приходим к пониманию их значения, вновь и вновь обращаясь к материалу наблюдений, из которого, как кажется, они извлечены, но на которые, фактически, были наложены. Таким образом они, строго говоря, являются условностями – хотя все зависит от того, что они не выбраны произвольно, а имеют существенное отношение к эмпирическому материалу, отношение, которые мы, по-видимому, чувствуем раньше, чем можем его ясно распознать и продемонстрировать. Лишь после тщательного исследования наблюдаемой области мы можем с большей точностью сформулировать основные представления и в дальнейшем модифицировать их так, чтобы они могли стать полезными и содержательными относительно широкой области явлений. Тогда действительно может настать время облачить их в форму определений. Однако развитие знаний не терпит ригидности, даже в определениях. Физика представляет прекрасный пример того, что даже "базовые понятия", данные в форме определений, постоянно меняются по содержанию" (1915, с. 177).

     Фрейд избрал более открытый, неформальный тип индуктивного построения теории, остающейся достаточно близко к эмпирике, на которой основывается, предпочтя  его более формальному дедуктивному типу теории, базирующемуся на четко  определенных понятиях и тщательно  сформулированных постулатах и заключениях, из которых выводятся проверяемые  гипотезы. Как показывает цитата, Фрейд  полностью осознавал важность "подготовленного  ума" ученого для извлечения максимума  пользы из эмпирических данных. Эти "абстрактные  идеи" могут приходить из различных  источников; в случае Фрейда – из обширного круга чтения, включая  классику и другую литературу, из увлечения  археологией, из наблюдений за своими шестью детьми, из повседневного опыта и более всего, вероятно, из пожизненной привычки к самоанализу.

     Обратимся теперь к некоторым использовавшимся Фрейдом специальным методикам  сбора данных. Разумеется, они применялись  в терапевтической ситуации, ибо  именно там Фрейд черпал свои данные.

     Свободные ассоциации и анализ сновидений

     После краткого периода применения гипноза (1887-1889), который был чрезвычайно  моден, особенно во Франции, Фрейд узнал  о новом методе, успешно применявшемся  его другом и коллегой, доктором Йозефом Брейером, при лечении  истерий. Этот метод, названный Брейером катартическим или "разговорным  лечением", состоял в том, что  пациент рассказывал о первом проявлении каждого симптома, вслед  за чем симптом исчезал. На основе этого метода Фрейд последовательно  вывел собственный уникальный метод  свободных ассоциаций, который Эрнст  Джонс расценил как "одну из величайших заслуг Фрейда" (вторая – его самоанализ).

     Сущность  метода свободных ассоциаций заключалась  в том, что пациента просили говорить все, что приходит на ум, независимо от того, насколько нелепо или неприемлемо  это может звучать. В отличие  от катартического метода, метод свободных  ассоциаций не останавливается на начале появления симптома; он разрешает  – а на самом деле требует –  чтобы пациент говорил обо  всем, что приходит в голову, без  ограничений и без попыток  организовать логичную, структурированную  осмысленную беседу. Роль терапевта  в основном пассивна. Он сидит и  слушает, иногда вставляя вопросы –  в те моменты, когда словесный  поток пациента иссякает, – но не прерывает пациента, пока тот говорит. Чтобы свести к минимуму возможность  отвлечения на что-то внешнее, пациента обычно кладут на кушетку в тихой  комнате.

     Фрейд отмечал, что при соблюдении этих условий пациент в конце концов начинает вспоминать свои ранние детские  переживания. Эти воспоминания привели  Фрейда к его первому настоящему озарению относительно формирования структуры  личности и ее последовательного  развития. Этот метод реконструирования прошлого на основе вербализаций в настоящем может быть противопоставлен методу наблюдения за развитием личности от младенчества до взрослости.

     Может быть, наиболее оригинальная догадка  Фрейда относительно хаотичных вербализаций пациента заключалась в том, что  каждое состояние некоторым осмысленным  динамическим образом связано с  предшествующим, так что существует продолжительная цепь ассоциаций от первого к последнему. Все, что  говорит пациент, без исключения связано со сказанным до того. Часто  возникает многословие, вербальные блокады, но в конечном итоге история  разума человека и его нынешняя организация  может открыться слушателю, отследившему цепь ассоциаций в словесном лабиринте.

     Анализ  сновидений – не какой-то метод, отдельный  от метода свободных ассоциаций; это  – естественное следствие инструкции пациенту говорить о том, что приходит на ум. Первые пациенты Фрейда спонтанно  вспоминали свои сновидения а затем  свободно ассоциировали по их поводу. Фрейд быстро понял, что пересказываемые  сновидения и сопровождающие их свободные  ассоциации представляют исключительно  богатый источник информации о динамике человеческой личности. В результате этого озарения он подверг анализу  собственные сновидения. Фрейд создал замечательную теорию, согласно которой  сон есть выражение самых примитивных  действий и содержаний человеческого  ума (1900). Примитивный процесс, создающий  сновидение, Фрейд назвал первичным  процессом. Как мы уже видели, первичный  процесс стремится исполнить  желание или снять напряжение посредством образа желаемого. Располагая свободными ассоциациями пациентов  по поводу их сновидений, Фрейд мог  проникнуть в самые недоступные  области человеческого ума и  раскрыть основу личности.

     Анализ  случаев

     Мы  никогда не узнаем обо всем огромном количестве сырого материала, из которого выросла фрейдова теория личности. Несколько случаев, которые Фрейд  счел нужным опубликовать, представляют лишь бесконечно малую часть от общего числа. От того, чтобы предоставить случай всеобщему вниманию, Фрейда удерживала профессиональная этика ибо всегда сохранялась опасность, что любопытная публика сможет определить пациентов.

     За  исключением случаев, описанных  в "Studies on hysteria" (1895) в соавторстве  с Брейером еще до того, как теория психоанализа обрела в уме Фрейда определенные очертания, он опубликовал  лишь шесть описаний случаев. Один из них, так называемый случай Шребера, не относился к пациенту Фрейда (1911). Фрейд основал свой анализ на автобиографическом описании паранойи, осуществленном судьей Дэниелом Шребером. Другой случай –  случай фобии пятилетнего мальчика, маленького Ганса, вылеченного собственным  отцом-врачом под руководством и  при инструктировании со стороны  Фрейда. В остальных четырех случаях  Фрейд выступил как терапевт. К  ним относятся: "Дора" (1905а), "Человек  с крысами" (1909b), "Человек с волками" (1918) и случай женской гомосексуальности (1920b). Каждый из этих случаев отражал важные моменты, характеризующие одно или более теоретических представлений Фрейда.

     Случай  Доры, говорит Фрейд, был опубликован  для того, чтобы показать, как  анализ сновидений помогает выявить  скрытую и вытесненную часть  человеческого ума, а также для  того, чтобы продемонстрировать, как  истерические симптомы мотивируются половыми импульсами. Вслед за замечательно подробным и долгим описанием  фоновых факторов и текущей клинической  картины, Фрейд детально анализирует  два сновидения Доры. Значительная часть материала представляет дословный  пересказ свободных ассоциаций Доры и интерпретаций Фрейда и являет замечательно ясную картину того, как должны интерпретироваться сновидения. В этом случае, как и в других, мы видим, как Фрейд сплетает узорную  картину личности из перепутанных нитей  слов страдающего человека, и обнаруживаем блеск удивительного таланта  Фрейда в усмотрении отношений между  весьма отдаленными высказываниями. Действуя на основе допущения о том, что все произносимое или делаемое человеком исполнено смысла и входит в общую картину личности, Фрейд проявлял необычайную наблюдательность, выявляя глубинный смысл самых банальных слов и действий.

     Фрейд совсем не считал, что его талант наблюдателя хоть в какой-то мере необычен, что подтверждается следующей  цитатой.

     "Когда  я поставил своей задачей пролить  свет на то, что скрыто в  человеке, не при помощи гипнотического  насилия, а наблюдая за его  словами и проявлениями, я думал,  что эта задача труднее, чем  оказалось на самом деле. Имеющий  глаза, чтобы видеть, и уши,  чтобы слышать, может убедиться  в том, что ни один смертный  не может сохранить тайны. Если  губы молчат, он выдаст ее кончиками  пальцев; предательство сочится  из каждой его поры. Значит, задача  сделать сознательным то, что  сокрыто в тайниках ума, вполне  посильна" (1905b, сс. 77-78).

     Замечательную способность Фрейда делать важнейшие  выводы из самых обычных поведенческих  явлений лучше всего проиллюстрировать  его наиболее, по-видимому, популярной работой "Psychopathology of everyday life" (1901). Книга наполнена примерами того, насколько с динамической точки  зрения важны простые оговорки, ошибки памяти, различного типа ошибки и недоразумения.

     Случай  маленького Ганса предоставил Фрейду первую возможность проверить свою теорию детской сексуальности (созданную  на основе воспоминаний взрослых) посредством  наблюдений за ребенком. Ганс боялся, что, если он выйдет на улицу, его укусит лошадь. На основе тщательных записей, сделанных отцом мальчика, – большинство  из них приведено дословно – Фрейд  смог сделать вывод, что эта фобия  была проявлением двух важнейших  детских комплексов – Эдипова  и кастрационного. Случай маленького Ганса иллюстрирует и подтверждает теорию инфантильной сексуальности, предложенную Фрейдом в 1905 году.

     В случае "человека с крысами", страдавшего  навязчивостью – ему виделось, что его подруга и отец наказаны тем, что к их ягодицам привязаны  горшки, полные хищных грызунов, – Фрейд собрал воедино динамику и мыслительные связи обсессивного невротика. Хотя случай представлен лишь фрагментарно, он ярко иллюстрирует, как Фрейд справлялся с очевидной противоречивостью, искаженностью, абсурдностью бессвязных речей больного и приводил их в логическую систему. Представляя этот случай, Фрейд сообщает, что описание основано на записях, которые делались вечером в день лечений, а не на записях во время аналитической сессии. Фрейд был против того, чтобы терапевт делал записи во время лечения, так как полагал, что отвлечение внимания терапевта помешает прогрессу терапии. Он полагал, что терапевт в любом случае запомнит важное и забудет тривиальное.

     Анализ  случая Шребера основывался на собственном  его описании своего душевного заболевания, диагносцированного как паранойя. Фрейд  оправдывал то, что прибег к этой книге, тем, что паранойя – тип  нарушения, при котором ознакомление с письменным описанием столь  же удовлетворительно, как и личное знакомство со случаем. Характерная  черта паранойи – искаженная, бредовая система, выстраиваемая пациентом. Бред Шребера состоял в том, что  он – Искупитель и скоро превратится  в женщину. Фрейд путем сложного анализа показал, что то и другое взаимосвязано, что мотивирующей силой  для этих и других проявлений в  данном случае является скрытая гомосексуальность. Исследуя этот случай, Фрейд высказал свою знаменитую гипотезу о причинной  связи паранойи с гомосексуальностью. Случай Шребера прекрасно иллюстрирует склонность Фрейда к далеко идущим обобщениям на основе частных фактов.

     Случай "человека с волками" включает описание инфантильного невроза, выявленного  при аналитической работе с молодым  человеком, при этом было показано, что невроз связан с нынешним состоянием пациента. Фрейд заметил, что анализ переживания, имевшего место пятнадцать лет назад, обладает как преимуществами, так и недостатками сравнительно с анализом, осуществленным непосредственно  после переживания. Главный недостаток связан с ненадежностью памяти в  отношении давних переживаний. С  другой стороны, попытка проанализировать маленьких детей неизбежно предполагает сложность, связанную с невозможностью вербального самовыражения. Человек с волками – взрослый двойник маленького Ганса и, как показано, оба подхода, реконструктивный и генетический, являются важными источниками эмпирических данных для психоаналитической теории. Важнейшее в описании этого случая – подробный анализ раннего детского сновидения пациента, в котором ему привиделись волки и которое было проинтерпретировано как вызванное детской реакцией на первичную сцену – термин, которым Фрейд обозначил видение ребенком – или фантазию об этом – сексуального взаимодействия родителей.

     Последний случай, описанный Фрейдом, был из числа тех, когда лечение пришлось оборвать, так как сопротивление  пациентки в отношении признания  своей гомосексуальности было столь  сильным, что прогресс оказался невозможным. Тем не менее, как показывает опубликованный материал, Фрейд пришел к полному  пониманию причин и особенностей развития гомосексуальности. Гомосексуальность  у обоих полов связана с  двумя первичными факторами –  врожденной бисексуальностью и обращением Эдипова комплекса. Вместо любви  к отцу и отождествления с матерью  эта женщина отождествилась с  отцом и катектировала мать. Мужская  гомосексуальность означает отождествление с матерью и любовь к отцу. Описание случая содержит также некоторые  представления Фрейда относительно суицида, так как причина появления  этой женщины у Фрейда была в первую очередь связана с попыткой самоубийства.

Информация о работе Классический психоанализ Фрейда