Классический психоанализ Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:00, реферат

Описание работы

Когда в конце девятнадцатого века психология становилась самостоятельной наукой, свою задачу она определила как анализ сознания нормального взрослого человека. Сознание понималось как состоящее из структурных элементов, тесно связанных с процессами, происходящими в органах чувств. Например, цветовые ощущения связывались с фотохимическими изменениями сетчатки глаза, звукоразличение – с тем, что происходит во внутреннем ухе. Сложные переживания рассматривались как результат соединения нескольких элементарных ощущений, образов, чувств. Задачей психологии было выявление основных элементов сознания и определение того, как образуются их соединения. Часто психология обозначалась как ментальная химия.

Содержание

Вступление 3
Структура личности 5
Динамика личности 10
Развитие личности 23
Типичные исследования. Методы исследования 35
Заключение 50
Использованная литература 52

Работа содержит 1 файл

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА.docx

— 89.70 Кб (Скачать)

     Оральная  стадия. Еда – основной источник удовольствий, связанных с ротовой полостью. Еда предполагает тактильную стимуляцию губ и ротовой полости, глотание или, если пища неприятна, сплевывание. Благодаря наличию зубов рот используется для кусания и жевания. Эти два способа оральной активности, принятие пищи и кусание, являются прототипом многих появляющихся позже характерных черт. Удовольствие от орального принятия может быть смещено на другие способы принятия, например, человек может получать удовольствие от овладения знаниями или владения собственностью. К примеру, доверчивый человек это тот, кто фиксирован на оральном инкорпоративном уровне личности: такой человек проглотит почти все, что ему говорят. Кусание или оральная агрессия может, сместившись, обрести форму сарказма и любви к спорам. Посредством смещений и сублимаций различного рода, а также защит от примитивных оральных импульсов эти прототипические модели создают основу для широкой системы интересов, отношений, характерных черт.

     Кроме того, так как оральная стадия соответствует  времени почти полной зависимости  ребенка от матери в плане выживания  – она его укачивает, нянчит и  защищает от дискомфорта – в этот период возникает чувство зависимости. Чувство зависимости сохраняется  на всю жизнь, несмотря на развитие Я, и выходит на первый план, когда  человек чувствует тревогу и  опасность. Фрейд полагал, что самый  яркий симптом зависимости –  стремление вернуться в материнскую  утробу.

     Анальная  стадия. Когда пища переварена, отходы собираются в нижней части кишечного тракта и рефлекторно выделяются, когда давление на анальные сфинктеры достигает определенного уровня. Извержение фекалий устраняет источник дискомфорта и вызывает чувство облегчения. Когда ребенка обучают правилам туалета, что обычно начинается на втором году жизни, он проходит первый и очень важный этап внешней регуляции инстинктивных импульсов. Ему приходится отдалять удовольствие от разрядки анального напряжения. В зависимости от того, какой конкретно метод использует мать при обучении правилам туалета, и ее отношения к процессу дефекации, это обучение может иметь далеко идущие последствия в плане формирования специфических черт и ценностей. Если методы матери жестки и репрессивны, ребенок может сдерживать фекалии и страдать запорами. Если такая реакция распространяется на другие виды поведения, у ребенка может развиться "сдержанный" характер. Он станет упрям и скуп. Или же вследствие репрессивных мер ребенок может проявлять свое негодование, извергая фекалии в самые неподходящие моменты. Это – прототип всех видов несдержанности: жестокости, беспричинной деструктивности, своенравия, беспорядочности; мы упомянули лишь некоторые. С другой стороны, если мать относится к тем людям, кто упрашивает ребенка испражниться и по-особому награждает его за это, у ребенка появляется представление о чрезвычайной важности деятельности по производству фекалий. Эта идея может стать основой творческого отношения к делу и продуктивности. О многих других чертах характера тоже можно сказать, что корни их – в анальной стадии.

     Фаллическая стадия. На этой стадии личностного развития в центре оказываются сексуальные и агрессивные чувства, ассоциируемые с функционированием генитальных органов. Удовольствие от мастурбации и фантазий, сопровождающих детскую эротическую активность, направляют эту стадию в сторону Эдипова комплекса. Выявление Эдипова комплекса Фрейд полагал одним из важнейших своих открытий. Эдипов комплекс получил название по имени фиванского царя, убившего своего отца и женившегося на матери.

     Строго  говоря, Эдипов комплекс состоит в  сексуальном катектировании родителя противоположного пола и враждебном катектировании родителя своего пола. Мальчик хочет владеть своей  матерью и устранить отца, девочка  – владеть отцом и отстранить мать. Эти чувства проявляются  в детских фантазиях во время  мастурбации, в чередовании исполненных  любви и враждебных действий в  отношении родителей. Поведение  ребенка трех-пяти лет в значительной мере отмечено проявлениями Эдипова  комплекса, и он, несмотря на то, что  после пяти лет модифицируется и  вытесняется, остается важной силой, действующей  в личности на протяжении жизни. Отношение  к противоположному полу и авторитарным фигурам, например, во многом обусловлены  Эдиповым комплексом.

     История и судьба Эдипова комплекса у  мужчин и женщин различны. Во-первых, представители обоих полов любят  мать, поскольку она удовлетворяет  их потребности, и обижены на отца, поскольку он воспринимается как  соперник, претендующий на привязанность  матери. В мальчике эти чувства  сохраняются, в девочке – изменяются. Обратимся сначала к событиям, характерным для мужского развития Эдипова комплекса.

     Инцестуозное  стремление мальчика к матери и враждебность к отцу приводят его к конфликту  с родителями, с отцом – в  особенности. В воображении мальчика доминирующей соперник собирается причинить  ему вред, и его страхи могут  подтверждаться угрозами со стороны  возмущенного и наказующего отца. Страхи относительно возможных действий отца концентрируются вокруг гениталий, ибо они – источник похотливых чувств. Он боится, что ревнующий  отец лишит его срамных органов. Страх кастрации, или, как называл  его Фрейд, кастрационная тревога  вызывает вытеснение сексуального желания  в отношении матери и враждебности в отношении отца. В связи с  этим возникает отождествление мальчика с отцом. Отождествляясь с отцом, мальчик получает некоторое замещающее удовлетворение своих половых импульсов  в отношении матери. Одновременно его опасные эротические чувства  в отношении матери превращаются в безопасную нежную привязанность. Наконец, появление Эдипова комплекса  приводит к развитию Сверх-Я. По словам Фрейда, Сверх-Я – это наследник  мужского Эдипова комплекса. Оно  – защитный бастион против инцеста  и агрессии.

     Последовательность  событий развития и распада женского Эдипова комплекса более запутана. Во-первых, происходит смена первоначального  объекта любви, матери, на новый –  отца. Это связано с разочарованием девочки, обнаружившей, что мальчик  имеет выступающий половой орган, в то время как у нее есть только полость. Это травматическое событие приводит к ряду важных последствий. Во-первых, она считает мать ответственной  за свою "кастрированность", что  ослабляет катексис матери. Во-вторых, она переносит любовь на отца, так  как он располагает ценным органом, который она хочет с ним разделить. В то же время ее любовь к отцу, а также к другим мужчинам, смешана с завистью, так как они располагают чем-то, у нее отсутствующим. Зависть к пенису у девочки – двойник кастрационной тревоги у мальчика, и вместе они называются комплексом кастрации. Девочка представляет, что утеряла нечто важное, мальчик боится, что это ему предстоит. До некоторой степени переживание отсутствия пениса компенсируется, когда у женщины рождается ребенок, особенно если это мальчик.

     В девочке кастрационный комплекс инициирует Эдипов комплекс через ослабление катексиса матери и становление  катексиса отца. В отличие от Эдипова  комплекса мальчика, который вытесняется  или замещается кастрационной тревогой, у девочек Эдипов комплекс сохраняется, хотя и проходит некоторые модификации  в связи с реалистическими  барьерами, не дающими возможности  удовлетворения сексуального желания  в отношении отца. Но он не подвергается сильному вытеснению, как у мальчиков. Эти различия в природе Эдипова  и кастрационного комплексов – основа многих межполовых психологических  различий.

     Фрейд считал, что каждый человек по природе  бисексуален: каждый пол привлекателен  как для представителей своего, так  и другого пола. Это составляет конституциональную базу для гомосексуальности, хотя во многих случаях гомосексуальные  импульсы остаются скрытыми. Бисексуальность  осложняет Эдипов комплекс побуждением  сексуального катексиса родителя своего пола. Соответственно, о чувствах мальчика к отцу говорят, что они не унивалентны, а амбивалентны. Допущение о бисексуальности  было подтверждено исследованиями эндокринных  желез, показавшими, что у представителя  каждого пола присутствуют и мужские, и женские гормоны.

     Возникновение и развитие Эдипова и кастрационного комплексов главные события фаллической  стадии, и они оставляют в личности глубокий след.

     Генитальная стадия. Катексисы прегенитальных периодов по характеру являются нарциссическими. Это означает, что индивид получает удовлетворение, стимулируя собственное тело или манипулируя им, а другие люди катектируются лишь постольку, поскольку помогают обеспечить дополнительные формы телесного удовольствия. В подростковом периоде часть этой самовлюбленности или нарциссизма переходит в особый объект-выбор. Подросток начинает любить других по альтруистическим мотивам, а не просто по эгоистическим или нарциссическим причинам. Начинают проявляться сексуальная привлекательность, социализация, групповая активность, профессиональное определение, подготовка к женитьбе и семейной жизни. К концу подросткового периода эти социализированные, альтруистические катексисы хорошо стабилизируются в форме привычных смещений, сублимаций и отождествлений. Из ищущего удовольствий нарциссического ребенка человек превращается в ориентированного на реальность социализированного взрослого. Однако не следует думать, что прегенитальные импульсы замещаются генитальными. Скорее, катексисы оральной, анальной и фаллической стадий смешиваются и синтезируются с генитальными импульсами. Важнейшая биологическая функция генитальной стадии – воспроизводство; психологический аспект связан с определенной степенью стабильности и безопасности этого.

     Несмотря  на то, что Фрейд выделил четыре стадии личностного развития, он не предполагал наличия резких переходов от одной к другой. Конечная организация личности связана с тем, что привнесено всеми четырьмя стадиями.

Типичные  исследования. Методы исследования

 

     Эмпирические  данные, на которых Фрейд основывал  свою теорию, в основном представляют вербализации и экспрессивное поведение  пациентов, проходящих психологическое  лечение. Хотя Фрейд прошел школу  точных научных методов девятнадцатого столетия и составил себе серьезную  репутацию медика-исследователя  еще до обращения к психологии, он при исследовании психики не использовал эксперимента и контролируемого наблюдения. Фрейд не принадлежал к движению экспериментальной психологии, начало которому было положено Фехнером в 1860 г. и обретшему научный статус благодаря Вундту в течение двух последующих десятилетий. Разумеется, Фрейд был знаком с этим движением и испытал философское влияние Фехнера, но экспериментальным психологом не был. Он не ставил контролируемых экспериментов и не анализировал данные с количественной точки зрения, как это делали другие психологи девятнадцатого столетия. Тщетно искать в его многочисленных работах таблицы и графики. Не использовал Фрейд и диагностических тестов, равно как и других способов объективной оценки личности. Его теоретические взгляды развивались по мере того, как он выслушивал факты и фантазии, о которых рассказывали ему люди, страдавшие в связи с различными проблемами.

     Однако, было бы серьезной ошибкой полагать, что теория Фрейда складывалась только из вербализаций пациентов. Не менее  важно то, с какой ответственностью Фрейд относился к анализу  свободных ассоциаций пациентов. Можно  сказать, что этот сырой материал анализировался, говоря сегодняшним  языком, методом определения внутренней согласованности. Выводы, сделанные  на основе одной части материала, проверялись их соотнесением с данными, представленными в других частях, так что общие выводы по конкретному  случаю базировались на замкнутой системе  фактов и заключений. В работе своей  Фрейд действовал, кал детектив, собирающий свидетельства очевидцев, или адвокат, представляющий дело суду присяжных. Все должно было быть согласовано  прежде, чем Фрейд позволял себе указать на верную интерпретацию. Кроме  того, следует помнить, что материал каждого случая – это материал еженедельной пятичасовой работы на протяжении двух-трех лет, он огромен, и у Фрейда были возможности множество  раз проверить и перепроверить  свои подозрения прежде, чем решиться на окончательную интерпретацию. В  типичном же психологическом эксперименте, осуществляемом в контролируемых условиях, субъект наблюдается или обследуется в среднем в течение часа или двух. Два основных новшества, внесенных Фрейдом в стратегию исследования, заключаются в интенсивном изучении отдельных случаев и использовании метода внутренней согласованности при проверке гипотез.

     Вновь и вновь Фрейд был вынужден пересматривать свою теорию, так как  новые открытия не могли найти  удовлетворительного объяснения с  точки зрения уже существующих. Фрейд  с трудом отказывался от однажды  сформулированной точки зрения, но история психоаналитической теории личности, начиная с ее зарождения в 1890-е годы и до конца 1920-х, позволяет  сделать вывод, что в конечном итоге взгляды Фрейда определялись данными – как он их видел. Хотя ближайшие коллеги и имели, быть может, некоторое влияние на становление  его идей, представляется достаточно очевидным, что окончательная оценка валидности его теории в основном определялась самокритичностью Фрейда и готовностью следовать за новыми данными. Буря негодования, обрушившаяся на психоанализ с того момента, как  Фрейд провозгласил свою теорию сексуальной  этиологии истерии; и продолжавшаяся всю оставшуюся жизнь, не повлияла на его мышление. Лишь несколько раз  он отвечал критикам. Неприятие нескольких ближайших сотрудников также  не заставило Фрейда сменить теоретические  позиции. Как представляется, Фрейд  был в высшей степени интеллектуально  самостоятелен что, несомненно, одна из предпосылок величия.

Информация о работе Классический психоанализ Фрейда