Классический психоанализ Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:00, реферат

Описание работы

Когда в конце девятнадцатого века психология становилась самостоятельной наукой, свою задачу она определила как анализ сознания нормального взрослого человека. Сознание понималось как состоящее из структурных элементов, тесно связанных с процессами, происходящими в органах чувств. Например, цветовые ощущения связывались с фотохимическими изменениями сетчатки глаза, звукоразличение – с тем, что происходит во внутреннем ухе. Сложные переживания рассматривались как результат соединения нескольких элементарных ощущений, образов, чувств. Задачей психологии было выявление основных элементов сознания и определение того, как образуются их соединения. Часто психология обозначалась как ментальная химия.

Содержание

Вступление 3
Структура личности 5
Динамика личности 10
Развитие личности 23
Типичные исследования. Методы исследования 35
Заключение 50
Использованная литература 52

Работа содержит 1 файл

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА.docx

— 89.70 Кб (Скачать)

     Отождествление  и смещение – два метода, посредством  которых индивид обучается разрешать  фрустраций, конфликты и тревоги.

     Отождествление

     Это понятие было введено в предыдущем разделе для того, чтобы рассмотреть  формирование Я и Сверх-Я. В данном контексте отождествление можно  определить как метод, при помощи которого человек принимает черты  другого и делает их корпоративной  частью собственной личности. Человек  научается редуцировать напряжение, моделируя свое поведение по чьему-то другому. Фрейд предпочел термин "отождествление" более привычному – "подражание" – поскольку полагал, что подражание относится к поверхностному и кратковременному копированию поведения, в то время как он хотел найти слово для более или менее постоянных приобретений личности.

     В качестве моделей мы выбираем тех, кто, как нам кажется, более успешен  в удовлетворении своих потребностей, чем мы. Ребенок отождествляется  с родителями, поскольку они представляются всемогущими, по крайней мере, в раннем детстве. Становясь старше, дети находят  других людей, с которыми отождествляются  – тех, чьи достижения более соответствуют  их нынешним желаниям. Для каждого  периода есть свои фигуры отождествления. Излишне говорить, что большая  часть отождествлений происходит бессознательно, а не по сознательному намерению, как это может показаться.

     Человеку  нет необходимости отождествляться  с кем-либо во всех отношениях. Обычно избираются и инкорпорируются те черты, которые – так верится  – помогут достичь желанной цели. В ходе отождествлений возникает  множество проб и ошибок, так как  уверенности в том, что же именно в другом обеспечивает ему успех, как правило, нет. Решающей проверкой  оказывается то, помогает ли отождествление снизить напряжение; если да, – качество присваивается, если нет – отвергается. Отождествляться можно с животными, воображаемыми персонажами, сообществами, абстрактными идеями и неживыми объектами  – так же, как с людьми.

     Отождествление  является также и методом возвращения  потерянного объекта. Отождествляясь с усопшим или с любимым, с  которым разлучен, человек реинкарнирует  его как инкорпоративную черту  собственной личности. Дети, отвергнутые  родителями, склонны отождествляться  с ними в надежде вернуть их любовь. Возможно и отождествление из-за страха. Ребенок отождествляется  с запретами родителей, чтобы  избежать наказания. Этот вид отождествления – основа для формирования Сверх-Я.

     Итоговая  структура личности представляет аккумуляцию  ряда отождествлений, осуществленных в различные жизненные периоды, хотя важнейшими фигурами отождествления в жизни любого человека являются, вероятно, фигуры отца и матери.

     Смещение

     Когда изначальный объект-выбор оказывается  недоступен в силу внешних или  внутренних барьеров (антикатексис), формируется  новый катексис, если не возникает  сильного подавления. Если этот новый  катексис также блокируется, происходит новое смещение и т.д., пока не будет  найден объект, позволяющий снять  напряжение. Затем этот объект катектируется, пока не потеряет возможность редуцировать напряжение, и тогда возникает  новый поиск подходящего объекта. На протяжении серии смещений, в  значительной мере составляющих формирование личности, источник и цель инстинкта  остаются неизменными; меняется лишь объект. Замещающий объект редко – если это вообще возможно – столь же удовлетворителен и так же снижает  напряжение, как оригинальный объект, и чем более замещающий объект отличен от оригинального, тем меньше редукция напряжения. Вследствие ряда смещений аккумулируется неразряженное  напряжение, действующее как постоянный мотивирующий фактор поведения. Человек  постоянно ищет новые и лучшие способы снятия напряжения. Этим объясняется  и разнообразие поведения, и человеческая неуспокоенность. С другой стороны, с возрастом происходит относительная  стабилизация благодаря компромиссу  между настояниями инстинкта  и сопротивлением Я и Сверх-Я. Как мы писали в другой работе (Hall, 1954):

     "интересы, привязанности и другие формы  приобретенных мотивов сохраняются,  поскольку они не только удовлетворяются,  но и фрустрируются. Они существуют, потому что не удовлетворяются  полностью... Каждый компромисс одновременно  означает и отказ. Человек отказывается  от чего-то, что хочет, но не  может получить, и принимает нечто  второго или третьего сорта  относительно желаемого" (с. 104).

     Фрейд указал, что развитие цивилизации  оказалось возможным в связи  с ограничением первобытных объкт-выборов  и переходом в социально приемлемые культурные и творческие каналы (1930). Смещение, продуцирующее высокие культурные достижения, называется сублимацией. Фрейд в связи с этим отмечал, что интерес Леонардо да Винчи к образу Мадонны был сублимированным выражением стремления к интимности с матерью, от которой он был отделен в юном возрасте (1910а). Так как сублимация не приводит к полному удовлетворению – не более, чем любое смещение, – всегда существует остаточное напряжение. Оно может разряжаться в форме нервозности или беспокойства – состояний, которые, как указывал Фрейд, являются платой людей за свою цивилизованность (1908).

     Направление смещения определяется двумя факторами:

     1) то, насколько замещающий объект  похож на оригинальный;

     2) санкции и ограничения со стороны  общества.

     Фактор  сходства по существу означает степень  отождествленности двух объектов в  уме человека. Да Винчи рисовал  мадонн, а не крестьянок и аристократок, ибо для него мать была похожа на Мадонну больше, чем любой другой тип женщин. Общество, действуя через  родителей и другие авторитарные фигуры, санкционирует одни смещения и объявляет вне закона другие. Ребенок узнает, что допустимо  сосать леденец, а не большой палец  ноги.

     Способность формирования замещающих объект-катексисов – самый мощный механизм развития личности. Вся система интересов, предпочтений, ценностей, отношений, привязанностей взрослого возникла, может быть, благодаря смещению. Если бы психическая  энергия не была способна к смещению и распределению, не было бы развития личности. Человек просто был бы роботом, инстинктивно выполняющим  фиксированные стереотипы поведения.  
 

     Защитные  механизмы Я

     Под давлением чрезмерной тревоги Я  иногда, дабы снизить ее, вынуждено  принимать чрезвычайные меры. Эти  меры называются защитными механизмами. Важнейшие защиты – вытеснение, проекция, формирование реакции, фиксация и регрессия (Freud, А., 1946). Все механизмы  зашиты имеют две общие характеристики: 1) они отвергают, фальсифицируют или  искажают реальность; 2) они действуют  бессознательно, так что человек  не подозревает об их существовании.

     Вытеснение. Это одно из самых ранних понятий психоанализа. Прежде чем Фрейд пришел к формулированию своей теории в терминах Оно, Я и Сверх-Я, он разделил психическое на три области – сознательное, предсознательное и бессознательное. Предсознательное содержит психический материал, который при необходимости может стать сознательным. Материал же бессознательного, по мнению Фрейда, относительно недоступен сознанию; он считается вытесненным.

     Когда Фрейд пересмотрел свою теорию личности, понятие вытеснения сохранилось  для обозначения одного из защитных механизмов Я. Джилл (Gill М.М., 1963) указывает, что Фрейд отказался от топографии психического в терминах сознательного, предсознательного и бессознательного в пользу структурной точки зрения в терминах Оно, Я и Сверх-Я  в связи с тем, что вытеснение и вытесненное не могли быть в  единой схеме. Он приписал вытеснение Я, а вытесненное – Оно (см. также Arlow and Brenner, 1964). Считается, что вытеснение возникает тогда, когда объект-выбор, побуждающий несоразмерную тревогу, изгоняется из сознания посредством  антикатексиса. Например, до сознания не допускается болезненное воспоминание, или же человек не может видеть чего-то ясно видимого, потому что вытесняется  перцепция этого предмета. Вытеснение может вмешиваться и в нормальное функционирование тела. Импотенция возможна из-за боязни сексуальных импульсов, артрит может развиться из-за вытеснения чувства враждебности.  

     Вытеснение  может прокладывать себе путь через  антикатексисы или находить выражение  в форме смещения. Если смещение успешно предотвращает возвращение  тревоги, оно должно обрести соответствующую  символическую форму. Сын, вытеснивший  враждебные чувства по отношению  к отцу, может выражать враждебные чувства по отношению к другим символам авторитарности.

     Однажды сформированное вытеснение трудно упразднить. Человек должен успокоиться тем, что опасности больше не существует, но это невозможно, пока вытеснение не "рассеется" настолько, чтобы  можно было увидеть реальность. Возникает  порочный круг. Поэтому взрослые несут  в себе множество детских страхов: у них нет возможности обнаружить, что для этих страхов нет реального  основания.

     Проекция. Обычно Я справляется с реальной тревогой легче, чем с невротической или моральной. Следовательно, если источник тревоги может быть приписан внешнему миру, а не собственным примитивным импульсам или угрозам со стороны совести, человек скорее достигнет облегчения тревожного состояния. Этот механизм, посредством которого невротическая или моральная тревога обращаются в объективный страх, называется проекцией. Это превращение происходит просто, ибо изначальным источником как невротической, так и моральной тревоги является страх наказания со стороны внешнего агента. При проекции человек просто говорит: "Она меня ненавидит" вместо "Я ее ненавижу" или "Он меня преследует" вместо "Меня мучит совесть". Проекция часто служит двойной задаче. Она снижает тревогу, заменяя большую опасность меньшей, и позволяет человеку выражать свои импульсы под видом защиты от врагов.

     Формирование  реакции. Этот защитный механизм представляет замещение в сознании продуцирующего тревогу импульса или чувства его противоположностью. Например, ненависть заменяется любовью. Изначальный импульс все еще существует, но маскируется таким, который не вызывает тревоги.

     Часто возникает вопрос, как можно отличить формирование реакции от истинного  выражения импульса или чувства. Например, как можно отличить реактивную любовь от истинной? Как правило, реактивное образование отмечено экстравагантностью, внешней броскостью – человек  слишком протестует – и компульсивностью. Крайние формы поведения любого рода обычно свидетельствуют о формировании реакции. Иногда формирование реакции  успешно удовлетворяет изначальный  импульс, для защиты от которого предназначено, например, когда мать "душит" ребенка  своей любовью и вниманием.

     Фиксация  и регрессия. В ходе нормального развития человек, как мы увидим в следующем разделе, проходит ряд относительно легко определяемых стадий – до достижения зрелости. Однако, каждый новый шаг несет определенную фрустрацию и тревогу, и если они слишком велики, нормальное развитие может временно или навсегда приостановиться. Иными словами, человек может оказаться зафиксированным на одной из ранних стадий развития, поскольку новый шаг исполнен тревоги. Пример – сверхзависимый ребенок и его фиксация: тревога препятствует его независимости.

     С этим типом защиты тесно связана  регрессия. В этом случае человек, сталкиваясь  с травматическим переживанием, отступает  на более раннюю стадию развития. Например, ребенок, испуганный первым днем пребывания в школе, может проявить инфантильное поведение – плакать, сосать палец, "вешаться" на учителя, прятаться  в углу. Молодая жена, испытывающая трудности в отношениях с мужем, может вернуться в безопасную ситуацию родительского дома, или  потерявший работу человек может  искать радость в пьянстве. Иными  словами, люди склонны регрессировать к той стадии, на которой до этого  были фиксированы. Если в детстве  они были сверхзависимы, то скорее всего  снова станут такими в ситуации невыносимого повышения тревоги.

     Фиксация  и регрессия – состояния обычно относительные; человек редко фиксируется  или регрессирует целиком. До определенной степени личность склонна к инфантильности, то есть незрелым формам поведения, и предрасположена вести себя по-детски при различных неполадках. Фиксации и регрессии ответственны за неравномерность развития личности.

     Стадии  развития

     В течение первых пяти лет жизни  ребенок проходит ряд динамически  дифференцированных стадий, вслед за чем наступает пяти-шестилетний  период – латентный период –  когда динамика более или менее  стабилизируется. С наступлением подросткового  периода динамика вновь усиливается  и затем постепенно, по мере перехода ко взрослости, спадает. По Фрейду, первые пять лет жизни ребенка играют решающую роль в формировании личности.

     Каждая  стадия развития в течение первых пяти лет жизни определяется особенностями  реагирования определенных телесных зон. На первой стадии, длящейся около года, важнейшей областью динамической активности является рот.

     За  оральной стадией следует развитие катексиса и антикатексиса в  связи с функциями выделения, что обозначается как анальная стадия. Она продолжается в течение второго  года, за чем следует фаллическая  стадия, когда ведущими эрогенными зонами становятся половые органы. Эти стадии – оральная, анальная и фаллическая – называются прегенитальными. Затем ребенок попадает в длительный латентный период – так называемые спокойные с динамической точки  зрения годы. В это время импульсы в основном вытеснены и удерживаются в этом состоянии. Динамическое возрождение  в подростковом возрасте реактивирует прегенитальные импульсы; если Я успешно  смещает и сублимирует их, человек  переходит на финальную стадию созревания – генитальную.

Информация о работе Классический психоанализ Фрейда