Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:00, реферат
Когда в конце девятнадцатого века психология становилась самостоятельной наукой, свою задачу она определила как анализ сознания нормального взрослого человека. Сознание понималось как состоящее из структурных элементов, тесно связанных с процессами, происходящими в органах чувств. Например, цветовые ощущения связывались с фотохимическими изменениями сетчатки глаза, звукоразличение – с тем, что происходит во внутреннем ухе. Сложные переживания рассматривались как результат соединения нескольких элементарных ощущений, образов, чувств. Задачей психологии было выявление основных элементов сознания и определение того, как образуются их соединения. Часто психология обозначалась как ментальная химия.
Вступление 3
Структура личности 5
Динамика личности 10
Развитие личности 23
Типичные исследования. Методы исследования 35
Заключение 50
Использованная литература 52
Министерство образования и науки Украины
Донецкий
институт туристического бизнеса
Индивидуальная творческая работа по предмету «Психология»
по теме: «Классический
психоанализ З. Фрейда»
Выполнил: студент группы МО-09А
Пархомчук А.А.
Преподаватель:
Подольская Л.Д.
Донецк 2010
Содержание
Вступление 3
Структура личности 5
Динамика личности 10
Развитие личности 23
Типичные исследования. Методы исследования 35
Заключение 50
Использованная литература 52
Когда
в конце девятнадцатого века психология
становилась самостоятельной
Возражения против такого рода психологии выдвигались по многим направлениям и по разнообразным соображениям. Были те, кто выступал против рассмотрения исключительно структуры, энергично настаивая на том, что важнейшими характеристиками сознания являются его активные процессы, а не пассивное содержание. Чувствование, но не ощущение, мышление, но не идеи, воображение, а не образы – именно процессы, как утверждалось, должны быть предметом психологической науки. Другие возражения сводились к тому, что сознательное переживание невозможно проанализировать, не разрушив самой сущности переживания, его целостности. Прямое знание, утверждают сторонники этой идеи, состоит из паттернов или конфигураций, а не объединенных элементов; другая яркая группа ученых заявляла, что сознание неподвластно научным методам исследования, ибо слишком потаенно, субъективно. Вместо этого предлагалось определить психологию как науку о поведении.
Фрейдово наступление на традиционную психологию сознания шло по совсем иному направлению. Он уподобил психику айсбергу, где малая часть, выступающая над поверхностью воды, представляет область сознательного, в то время как гораздо большая масса под водной поверхностью представляет область бессознательного. В этом обширном пространстве бессознательного можно обнаружить влечения, страсти, подавленные мысли и чувства – гигантскую преисподнюю незримых жизненных сил, осуществляющих императивный контроль над сознательными мыслями и поступками индивида. С этой точки зрения психология, ограниченная анализом сознания, абсолютно не адекватна для понимания основополагающих мотивов человеческого поведения.
Более сорока лет Фрейд исследовал бессознательное при помощи метода свободных ассоциаций и создал то, что в целом расценивается как первая всесторонняя теория личности. Он наметил контуры ее топографии, открыл истоки энергетических потоков и обозначил курс развития. Совершив эти подвиги, он стал одной из наиболее противоречивых и влиятельных фигур современности. (О том, как бессознательное рассматривалось до Фрейда, см. Whyte, 1962).
Зигмунд
Фрейд родился в Моравии 6 мая
1856 года и умер в Лондоне 23 сентября
1933 года. Однако почти 30 лет он прожил
в Вене и покинул этот город
только после вхождения в Австрию
нацистов. В молодости он хотел
быть ученым и с этой целью в 1873
году поступил в Венскую медицинскую
школу, которую окончил через 8 лет.
Фрейд никогда не полагал стать
практикующим врачом, но скудная оплата
научной работы, ограниченные возможности
академического продвижения для
евреев и потребности растущей семьи
заставили его заняться частной
практикой. Несмотря на это, он находил
время для того, чтобы заниматься
исследованиями и писать, и его
познания как медика-исследователя
составили ему прочную
Интерес Фрейда к неврологии привел его к лечению нервных расстройств – ветви медицины, отстающей от остальных "целительных искусств" девятнадцатого века. Для совершенствования своих технических возможностей Фрейд в течение года учился у знаменитого французского психиатра Жана Шарко, использовавшего для лечения истерии гипноз. Хотя сам Фрейд и практиковал гипноз в работе со своими пациентами, эффективность его Фрейда не впечатлила. Соответственно, когда он услышал о новом методе, разработанном венским психиатром Йозефом Брейером (Breyer, J.), методе, основанном на том, что пациент избавлялся от симптомов, рассказывая о них, Фрейд испробовал его и нашел эффективным. Брейер и Фрейд совместно описали некоторые случаи истерии, излеченной таким методом (1895).
Однако,
эти двое вскоре разошлись в связи
с различными взглядами на роль сексуального
фактора в истерии; Фрейд полагал,
что причиной истерии являются сексуальные
конфликты, в то время как Брейер
придерживался более
Личность состоит из трех основных систем: Оно, Я и Сверх-Я. Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.
В английских переводах с
Оно
Оно
есть изначальная система личности:
это матрица, в которой впоследствии
дифференцируются Я и Сверх-Я. Оно
включает все то психическое, что
является врожденным и присутствует
при рождении, включая инстинкты.
Оно – резервуар психической
энергии и обеспечивает энергию
для двух других систем. Оно тесно
связано с телесными
Когда энергия нарастает, Оно не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается – либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения – Оно действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Оно, называется принципом удовольствия.
Для
того, чтобы выполнить свою задачу
– избежать боли, получить удовольствие,
– Оно располагает двумя
Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение. Голодный не может съесть образ еды. Следовательно, развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности – Я.
Я
Я
появляется в связи с тем, что
потребности организма требуют
соответствующих взаимодействий с
миром объективной реальности. Голодный
человек должен искать, найти и
съесть пищу прежде, чем будет снижено
напряжение голода. Это означает, что
человек должен научиться различать
образ пищи, существующий в памяти,
и наличное восприятие пищи, существующей
во внешнем мире. Когда эта дифференциация
осуществлена, необходимо преобразовать
образ в восприятие, что осуществляется
как определение
Говорят,
что Я подчиняется принципу реальности
и действует посредством
Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса Я формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке – как правило, некоторым действием, – чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, Я контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.
Я
называют исполнительным органом личности,
так как оно открывает двери
действию, отбирает из среды то, чему
действие должно соответствовать, и
решает, какие инстинкты и каким
образом должны быть удовлетворены.
Осуществляя эти чрезвычайно
важные исполнительские функции, Я
вынуждено стараться
Однако следует иметь в виду, что Я – эта организованная часть Оно,- появляется для того, чтобы следовать целям Оно и не фрустрировать их, и что вся его сила черпается из Оно. Я не обладает существованием, отдельным от Оно, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель – поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.
Сверх-Я
Третья
и последняя развивающаяся
Сверх-Я как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть – одну из подсистем Сверх-Я. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его идеальное Я – другую подсистему Сверх-Я. Механизм обоих процессов называется интроекция.