Классический психоанализ Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:00, реферат

Описание работы

Когда в конце девятнадцатого века психология становилась самостоятельной наукой, свою задачу она определила как анализ сознания нормального взрослого человека. Сознание понималось как состоящее из структурных элементов, тесно связанных с процессами, происходящими в органах чувств. Например, цветовые ощущения связывались с фотохимическими изменениями сетчатки глаза, звукоразличение – с тем, что происходит во внутреннем ухе. Сложные переживания рассматривались как результат соединения нескольких элементарных ощущений, образов, чувств. Задачей психологии было выявление основных элементов сознания и определение того, как образуются их соединения. Часто психология обозначалась как ментальная химия.

Содержание

Вступление 3
Структура личности 5
Динамика личности 10
Развитие личности 23
Типичные исследования. Методы исследования 35
Заключение 50
Использованная литература 52

Работа содержит 1 файл

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА.docx

— 89.70 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Донецкий  институт туристического бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 

Индивидуальная  творческая работа по предмету «Психология»

по теме: «Классический психоанализ З. Фрейда» 
 
 
 

Выполнил: студент группы МО-09А

Пархомчук А.А.

Преподаватель: Подольская Л.Д. 
 
 
 
 
 

Донецк 2010

     Содержание 
 

Вступление 3

Структура личности 5

Динамика личности 10

Развитие личности 23

Типичные исследования. Методы исследования 35

Заключение 50

Использованная литература 52

Вступление

 

     Когда в конце девятнадцатого века психология становилась самостоятельной наукой, свою задачу она определила как анализ сознания нормального взрослого  человека. Сознание понималось как  состоящее из структурных элементов, тесно связанных с процессами, происходящими в органах чувств. Например, цветовые ощущения связывались  с фотохимическими изменениями  сетчатки глаза, звукоразличение –  с тем, что происходит во внутреннем ухе. Сложные переживания рассматривались  как результат соединения нескольких элементарных ощущений, образов, чувств. Задачей психологии было выявление  основных элементов сознания и определение  того, как образуются их соединения. Часто психология обозначалась как  ментальная химия.

     Возражения  против такого рода психологии выдвигались  по многим направлениям и по разнообразным  соображениям. Были те, кто выступал против рассмотрения исключительно  структуры, энергично настаивая  на том, что важнейшими характеристиками сознания являются его активные процессы, а не пассивное содержание. Чувствование, но не ощущение, мышление, но не идеи, воображение, а не образы – именно процессы, как  утверждалось, должны быть предметом  психологической науки. Другие возражения сводились к тому, что сознательное переживание невозможно проанализировать, не разрушив самой сущности переживания, его целостности. Прямое знание, утверждают сторонники этой идеи, состоит из паттернов  или конфигураций, а не объединенных элементов; другая яркая группа ученых заявляла, что сознание неподвластно научным методам исследования, ибо  слишком потаенно, субъективно. Вместо этого предлагалось определить психологию как науку о поведении.

     Фрейдово  наступление на традиционную психологию сознания шло по совсем иному направлению. Он уподобил психику айсбергу, где  малая часть, выступающая над  поверхностью воды, представляет область  сознательного, в то время как гораздо большая масса под водной поверхностью представляет область бессознательного. В этом обширном пространстве бессознательного можно обнаружить влечения, страсти, подавленные мысли и чувства – гигантскую преисподнюю незримых жизненных сил, осуществляющих императивный контроль над сознательными мыслями и поступками индивида. С этой точки зрения психология, ограниченная анализом сознания, абсолютно не адекватна для понимания основополагающих мотивов человеческого поведения.

     Более сорока лет Фрейд исследовал бессознательное  при помощи метода свободных ассоциаций и создал то, что в целом расценивается  как первая всесторонняя теория личности. Он наметил контуры ее топографии, открыл истоки энергетических потоков  и обозначил курс развития. Совершив эти подвиги, он стал одной из наиболее противоречивых и влиятельных фигур  современности. (О том, как бессознательное  рассматривалось до Фрейда, см. Whyte, 1962).

     Зигмунд Фрейд родился в Моравии 6 мая 1856 года и умер в Лондоне 23 сентября 1933 года. Однако почти 30 лет он прожил в Вене и покинул этот город  только после вхождения в Австрию  нацистов. В молодости он хотел  быть ученым и с этой целью в 1873 году поступил в Венскую медицинскую  школу, которую окончил через 8 лет. Фрейд никогда не полагал стать  практикующим врачом, но скудная оплата научной работы, ограниченные возможности  академического продвижения для  евреев и потребности растущей семьи  заставили его заняться частной  практикой. Несмотря на это, он находил  время для того, чтобы заниматься исследованиями и писать, и его  познания как медика-исследователя  составили ему прочную репутацию.

     Интерес Фрейда к неврологии привел его к  лечению нервных расстройств  – ветви медицины, отстающей от остальных "целительных искусств" девятнадцатого века. Для совершенствования  своих технических возможностей Фрейд в течение года учился у  знаменитого французского психиатра  Жана Шарко, использовавшего для  лечения истерии гипноз. Хотя сам  Фрейд и практиковал гипноз в работе со своими пациентами, эффективность его Фрейда не впечатлила. Соответственно, когда он услышал о новом методе, разработанном венским психиатром Йозефом Брейером (Breyer, J.), методе, основанном на том, что пациент избавлялся от симптомов, рассказывая о них, Фрейд испробовал его и нашел эффективным. Брейер и Фрейд совместно описали некоторые случаи истерии, излеченной таким методом (1895).

     Однако, эти двое вскоре разошлись в связи  с различными взглядами на роль сексуального фактора в истерии; Фрейд полагал, что причиной истерии являются сексуальные  конфликты, в то время как Брейер придерживался более консервативных взглядов. После разрыва Фрейд  достаточно долго работал в одиночестве, развивая идеи, которым суждено было стать основанием психоаналитической теории и которые нашли наиболее полное воплощение в его первой большой  работе "The interpretation of dreams" (1900). Другие его книги и статьи вскоре привлекли  внимание врачей и ученых по всему  миру, и достаточно скоро Фрейда окружила группа последователей из разных стран; среди них Эрнст Джонс (Jones, Е.) из Англии, Карл Юнг из Цюриха, А.А.Брилл (Brill, А.А.) из Нью-Йорка, Шандор Ференчи (Ferenezi, S.) из Будапешта, Карл Абрахам (Abraham, К.) из Берлина, Альфред Адлер (Adler, А.) из Вены. Юнг и Адлер позже порвали  с этим сообществом и развивали  собственные идеи.

Структура личности

 

     Личность  состоит из трех основных систем: Оно, Я и Сверх-Я. Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.

       В английских переводах с немецкого  и англоязычной психоаналитической  литературе используются термины  ид, эго и супер-эго.

     Оно

     Оно есть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Я и Сверх-Я. Оно  включает все то психическое, что  является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Оно – резервуар психической  энергии и обеспечивает энергию  для двух других систем. Оно тесно  связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. Фрейд  назвал Оно "истинной психической  реальностью", поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний  и не знает об объективной реальности. (Обсуждение Оно см. в работе Schur, 1966).

     Когда энергия нарастает, Оно не может  этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние  напряжения. Следовательно, когда уровень  напряжения организма повышается –  либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения  – Оно действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный  постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Оно, называется принципом удовольствия.

     Для того, чтобы выполнить свою задачу – избежать боли, получить удовольствие, – Оно располагает двумя процессами. Это рефлекторное действие и первичный  процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции  типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов  для того, чтобы справляться с  относительно простыми формами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем  энергия переместится. Например, первичный  процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное  переживание, в котором желаемый объект представлен как образ  памяти, называется исполнение желания. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое, по Фрейду, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков – также примеры первичного процесса. Ярко окрашено действием первичного процесса аутистическое мышление. Эти исполняющие желания ментальные образы являются единственной реальностью, известной Оно.

     Очевидно, что сам по себе первичный процесс  не способен снять напряжение. Голодный не может съесть образ еды. Следовательно, развивается новый, вторичный психический  процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности – Я.

     Я

     Я появляется в связи с тем, что  потребности организма требуют  соответствующих взаимодействий с  миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти и  съесть пищу прежде, чем будет снижено  напряжение голода. Это означает, что  человек должен научиться различать  образ пищи, существующий в памяти, и наличное восприятие пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать  образ в восприятие, что осуществляется как определение местонахождения  пищи в среде. Иными словами, человек  соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом  пищи, приходящими через органы чувств. Основное различие между Оно и  Я заключается в том, что Оно  знает только субъективною реальность, в то время как Я различает  внутреннее и внешнее.

     Говорят, что Я подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности –  предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен  объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении  нужного объекта и снижении напряжения "обслуживается" именно принцип  удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта – то есть обладает ли он внешним существованием, – в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

     Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса Я формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке – как правило, некоторым  действием, – чтобы выяснить, срабатывает  ли он. Голодный человек думает о  том, где можно найти пищу, а  затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, Я контролирует все когнитивные  и интеллектуальные функции; эти  высшие ментальные процессы обслуживают  вторичный процесс.

     Я называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери  действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и  решает, какие инстинкты и каким  образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно  важные исполнительские функции, Я  вынуждено стараться интегрировать  часто противоречивые команды, исходящие  от Оно, Сверх-Я и внешнего мира. Это  непростая задача, часто держащая Я в напряжении.

     Однако  следует иметь в виду, что Я  – эта организованная часть Оно,- появляется для того, чтобы следовать целям Оно и не фрустрировать их, и что вся его сила черпается из Оно. Я не обладает существованием, отдельным от Оно, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель – поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

     Сверх-Я

     Третья  и последняя развивающаяся система  личности – Сверх-Я. Это внутренняя репрезентация традиционных ценностей  и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно  прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Сверх-Я – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

     Сверх-Я  как сопровождающий человека интернализированный  моральный арбитр развивается в  ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок  учится строить свое поведение в  соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и  за что наказывают ребенка, инкорпорируется  в совесть – одну из подсистем  Сверх-Я. То, что они одобряют и  за что награждают ребенка, включается в его идеальное Я – другую подсистему Сверх-Я. Механизм обоих  процессов называется интроекция.

Информация о работе Классический психоанализ Фрейда