К.Г.Юнг жизнь и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:53, реферат

Описание работы

За последние столетия человеческий разум создал гранди­озную картину человека, мира и действительности. Все, что можно было измерить, сосчитать, взвесить, нашло в ней свое место. Однако ко всему, что находится ниже или выше счи­тающегося нормальным уровня сознания «современного» человека, относились с большим скептицизмом, предубеж­дением или даже с откровенной враждебностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………….4

Детские годы ………………………………………………………….7

Первые годы в психиатрии. Проблема Юнга: «Я» и «Другие»…...9

Первые исследования и их влияние…………………………………15

Разрыв взаимоотношений с Фрейдом и его последствия………….16

Последние работы Юнга в общих чертах…………………………..22

Влияние творчества Юнга…………………………………………...23

Основные даты жизни и творчества К. Г. Юнга……………………25

Вывод

Литература

Работа содержит 1 файл

Великие психологи.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

«Я находился вдвоем с незнакомым мне темнокожим человеком, дикарем, в пустынной гористой местности. Был предрассветный час; небо на востоке уже просвет­лело, звезды постепенно бледнели. Потом я услышал зву­ки рога Зигфрида, несущиеся над горами, и я знал, что мы должны убить его. У нас были винтовки. В ожидании его мы залегли в засаде на узенькой тропке, вившейся среди гор.

Потом появился Зигфрид, он стоял высоко над нами, на вершине горы, озаряемый первыми лучами восходящего солнца. На колеснице, сделанной из костей мерт­вецов, он на бешеной скорости спустился с крутого скло­на. Когда он завернул за угол, мы выстрелили в него, и он упал, сраженный наповал.

Испытывая отвращение к себе и угрызения совести за то, что я уничтожил нечто столь совершенное и прекрас­ное, я бросился, было бежать, побуждаемый чувством страха от того, что убийство может быть обнаружено. Но друг начался сильнейший ливень, и я понял, что он смоет все следы нашего преступления. Я избежал опас­ности быть обнаруженным; жизнь могла продолжаться, но со мной осталось непереносимое чувство вины».

Очнувшись от сна, Юнг не мог понять его значение, и его начала изводить мысль о том, что если он не сможет расшифровать свое сновидение, ему придется застре­литься. Облегчение пришло к Юнгу, когда он понял сим­волическое значение, заложенное в содержании этого сновидения. Зигфрид олицетворял собою Германию и ее народ, а также ее стремление сделать других людей ис­полнителями своей воли. Юнг также осознал, что Зигф­рид еще символизирует приземленную, честолюбивую и властную сторону его собственной личности. Юнг решил, что ему было необходимо убить в себе эту часть личнос­ти, чтобы иметь возможность расти и развиваться даль­ше. Как вы можете вспомнить, эта тема уже возникала в его воспоминаниях о 1900-м годе, где-то 13 лет назад, когда Юнг одновременно испытывал отвращение к чес­толюбивым людям и предупреждал о неминуемых по­следствиях подобного честолюбия — то есть об отчужден­ности от других и шизофрении. Необходимость избрания собственного пути была тем важным сообщением, кото­рое ясно следовало из содержания сновидения. Именно тот урок, по выражению Юнга, он извлек из своего сновидения, и он послужил Юнгу утешением в непомерно трудный час его жизни.

Нельзя не удивляться тому, что разрыв с Фрейдом произвел такой внутренний переворот в Юнге. Внешне Юнг чувствовал, что он не сделал ничего неправильно­го, потому что Фрейд был нетерпимым человеком, кото­рый был не в состоянии перенести независимость мыс­ли другого. К тому времени Юнг был уже человеком со средствами и мог не беспокоиться о потере дохода. Его научные достижения тоже уже были значительными. Что же тогда могло вызвать столь сильное душевное беспо­койство?

Возможно, одна из причин состоит в том, что, хотя Юнг на каком-то уровне понимал необходимость разрыва с Фрейдом, он при этом не осознавал ту враждебность, ка­кую он испытывал к Фрейду за то, что тот вытеснил Юнга из избранного кружка аналитиков и тем самым лишил Юнга уже достигнутого им положения. Одно дело — от­межеваться от кого-либо, но совсем другое дело — само­му стать отверженным. Этому часто сопутствует униже­ние, которое было для Юнга особенно не­переносимым. Анализируя свое сновидение о Зигфриде, Юнг пришел к осознанию важности для себя отказа от честолюбивого пути стремления к высокому положению, и это было внутреннее и абстрактное решение. Однако кое-что Юнг в своем сновидении не заметил, а именно — непосредственные межличностные связи, свой подавлен­ный гнев против Фрейда, а также свою роль в разрыве отношений между ними.

Сознательное отношение, выражаемое Юнгом в свя­зи со своим разрывом с Фрейдом, заключалось в том, что Юнг рассматривал себя как жертву, подвергшуюся не­справедливым агрессивным нападкам со стороны проявляющего свою власть коллеги. Если мы обратимся к взгляду Юнга на сновидения как явления, компенсиру­ющие наши односторонние сознательные представления, то предполагаемое значение сна Юнга предстанет перед нами во всей своей ясности. Содержание сновидения открывает гнев Юнга и его желание убить Зигфрида (имя Зигфрид в несколько искаженном виде передает имя и фамилию «Зиг Фрейд»), на эту возможность ука­зал Сэмьюэл Розенберг в своей книге «Почему Фрейд ут­ратил свое влияние?» (Why Freud Fainted, 1978)).

Подтверждением этого сочетания в Юнге гнева и же­лания не сдавать своих позиций может послужить пере­писка между Фрейдом и Юнгом, которая велась с декаб­ря 1912 года вплоть до их разрыва в октябре 1913 года, за два месяца до того, как Юнг увидел описанный выше сон. После своей гневной диатрибы в письме от 18 декабря 1912 года* Юнг в следующих письмах вернулся к более мягкому и примирительному тону, даже после того, как Фрейд выразил желание исключить из их взаимоотноше­ний любой личный аспект. В тот последний год активной переписки с Фрейдом Юнг написал ему около 22 посла­ний, а Фрейд — всего 9. Последние два письма, которые впоследствии были утеряны, датированы февралем 1913 го­да. Юнг продолжал писать, не получая ответа, еще почти 8 месяцев. В прежние времена Фрейд всегда был более ак­тивным и аккуратным корреспондентом.

 

ПОСЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ ЮНГА В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

«Два эссе» знаменовали собой как освобождение Юнга от его приверженности психоанализу, так и полу­ченную им свободу изучать суть тех явлений, которые давно его очаровали и привлекли когда-то к психоана­лизу, то есть концепции дуализма в природе и динами­ческих продуктов, возникающих в результате взаимодей­ствия противоположностей. Значение концепции дуализ­ма, формально впервые подчеркнутое в «Психологии бессознательного» (1916/1949), получило целый ряд под­тверждений в двух эссе. Пожалуй, наиболее прямо и ярко это значение проявилось в юнговском определении ти­пов жизненной установки, то есть интроверсии и экстра­версии, которое явилось первым шагом к созданию Юнгом его теории психологических типов. В книге «Психологические типы» Юнг четко изложил эту свою типологию, которая, пожалуй, и тогда и теперь оказалась наиболее созвучной американской психологии.

1944 год явился поворотной точкой в жизни Юнга. В возрасте 69 лет он пережил тяжелый инсульт и в тече­ние нескольких недель пребывал между жизнью и смер­тью. Он живо описывает все пережитое им в то время в своей книге «Воспоминания, сновидения, размышле­ния». В результате он стал еще более строго придержи­ваться своей внутренней ориентации. Были созданы важ­ные произведения. Самыми главными из них были ра­боты: «Загадочные совпадения» («Mysterium Conj-unctionis»), начатая задолго до болезни и завершенная в 1955 году, «Aion» и «Ответ Иову». В этих произведени­ях Юнг вновь возвращается к раскрытию своих более ранних тем, таких как дуализм, разделение и союз, доб­ро и зло, заложенные в понятии Бога, процесс индиви-дуации и его плоды, самость. В отличие от предыдущих периодов творчества, когда фундаментальные вопросы духовной жизни в произведениях Юнга свободно пере­плетались с реальными проблемами психопатологии, психотерапии и культурных перемен, с проблемами, более тесно связанными с внешним миром, в позднем творчестве Юнга мы видим человека, ориентированно­го исключительно на свою внутреннюю жизнь.

 

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЮНГА

Юнг умер в 1961 году, когда его идеи начали получать и в психиатрии и в обществе в целом то признание, кото­рого они никогда прежде не удостаивались. Вплоть до окон­чания второй мировой войны идеи Юнга имели влияние только на очень ограниченную группу его последователей, в основном психотерапевтов, и на узкий круг образован­ных людей в Европе, которых более всего в творчестве Юнга привлекали его эзотерические, символические и культурные аспекты. Более широким кругам общества Юнг был известен как инакомыслящий ученик Фрейда и автор каких-то идей об интроверсии и экстраверсии. Что же вызывало новый интерес к имени и творчеству Юнга? Одним из факторов, способствовав­ших этому, был тот чрезвычайно повысившийся интерес к духовному здоровью, который возник в противовес раз­рушительным последствиям второй мировой войны. В нашей стране этот интерес повлек за собой быстрое раз­витие отраслей медицины, занимавшихся психическим здоровьем людей, включая клиническую психологию, а также профессиональной подготовки персонала в этой области. Изучение теории личности и ее приложение к процессу психотерапии являлось ключевым аспектом всех программ подготовки специалистов, отвечающих этим потребностям. В свете этого становится понятным, почему идеи Юнга должны были получить гораздо более широкое распространение.

Развитие таких профессиональных программ тормози­лось по причине ограниченных возможностей подготовки в области психотерапии, имевшихся в распоряжении пси­хологов, частично из-за тех ограничений, которые накла-

дывались на немедицинский персонал американскими институтами, но подготовке психоаналитиков. Поэтому, пос­ле открытия института Юнга в Цюрихе в 1948 году, боль­шой контингент зарубежных профессионалов, в том чис­ле многих американских специалистов, привлекла туда возможность, изучения теории Юнга. Одним из результа­тов этой тенденции явилось увеличение числа юнговских центров подготовки в Соединенных Штатах, что привело к более широкому распространению идей Юнга.

Второй и, по моему убеждению, чрезвычайно важный фактор проистекал из тех культурных перемен, которые происходили во всем мире с конца 1950-х годов. Я под­разумеваю здесь повышенный интерес к внутренним про­цессам воображения, которые можно было испытать, ис­пользуя расширяющие границы сознания или галлюци­ногенные средства. Здесь со всей очевидностью наблю­далось пробуждение интереса к идеям Юнга.

Третий фактор, в чем-то зависящий от второго, связан с тем, не иссякающим вниманием, с которым Юнг относил­ся к проблеме религии в той мере, в какой эта проблема представлена в психологии индивида. Между различны­ми аспектами современной протестантской теологии и представлениями Юнга об индивидуации совершенно от­четливо прослеживаются точки соприкосновения. Так, путь людей, восстающих против зависимости человека от Бога (скорее в личном, чем в догматическом смысле), ско­рее всего, приведет их к интересу к идеям Юнга.

 

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА К.Г.ЮНГА

 

 

 

1875                  Родился 26 июля в Кессвиле, кантон Тургау,

              в семье протестантского священника Иоган-

              на Пауля Ахиллеса Юнга (1842 —1896) и его

              жены Эмилии Прайсверк (1848—1923).

1876              Семья переезжает в приход замка Лауфен у Рейнского                  водопада под Шаффхаузеном.

1879              Переезд в Кляйн-Хюнинген под Базелем.

1884              Рождение сестры Гертруды (ум. 1935).

1886                   Юнг учится в Базельской гимназии.

1895 —1900              Занятия естественными науками, затем ме-

              дициной в Базельском университете; госу-

              дарственные экзамены.

1895 —1899              Спиритические сеансы с одаренным медиумом

              кузиной Хеленой Прайсверк.

1900              Решение  специализироваться  в   области

              психиатрии; с декабря — ассистент в психи-

              атрической клинике «Бургхёльцли» в Цю-

              рихе, под руководством проф. Ойгена Блой-

              лера. Допущен к врачебной практике во

              всех швейцарских кантонах.

1902              Медицинская диссертация К психологии и

              патологии так называемых оккультных феноменов.

              17 июля: Защита диссертации и присужде-

1902/03              ние степени доктора медицины. Зимний семестр у Пьера Жане в Париже.

                           14 февраля: Женитьба на Эмме Раушенбах

              из Шаффхаузена; пятеро детей (Агата, 1904;

              Грета, 1906; Франц, 1908; Марианна, 1910; Хеленя. 1Я1^

1903—1905              Врач-ассистент в клинике   «Бургхёльцли»;

              экспериментальные работы, в том числе Ди-

              агностические ассоциативные исследова-

              ния; открытие эмоционального комплекса.

1905—1909              Старший врач в клинике «Бургхёльцли».

1905—1913              Приват-доцент на медицинском факультете

              Цюрихского университета.

1906              Публичное выступление в защиту психоана-

              лиза Зигмунда Фрейда. Начало переписки

              с Фрейдом.

1907              февраль: Первая встреча с Фрейдом в Вене.

              О психологии Dementia praecox (шизофрения).

1909              Уход из клиники из-за натянутых отноше-

              ний с О. Блойлером и из-за чрезмерной на-

              грузки; начало частной практики в новом

              доме в Кюснахте под Цюрихом (в настоящее

              время:   SeestraBe, 228).

              Сентябрь: Чтение лекций вместе с Фрейдом

              и Ференци в Clark University в Ворчестере

              (Массачусетс);  звание почетного доктора.

              Диагностические ассоциативные исследо-

              вания (издание книги).

1910              март: Основание на Нюрнбергском гонг-

              рессе   психоаналитиков   Международного

              психоаналитического общества с Юнгом в

              качестве президента (до 1914).

1912              Либидо. Его метаморфозы и символы.

              Сентябрь: Лекции в Ford ham University в

              Нью-Йорке; Юнг указывает на свои расхож-

              дения во взглядах с Фрейдом; звание почетного

              . доктора.

1913              август: На лекциях Психологического меди-

                цинского общеетва в Лондоне isjht называет

              свою теорию «аналитической психологией».

              сентябрь: Мюнхенский конгресс Междуна-

              родного психоаналитического общества объ-

              являет о разрыве между Фрейдом и Юнгом;

              повторное избрание Юнга президентом. На-

              чало анализа собственного бессознательного,

              продолжающееся в течение нескольких лет.

1914              20 апреля: Уход с поста президента; в июле —

Информация о работе К.Г.Юнг жизнь и творчество