Каким образом человек воспринимает мир

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

Простое созерцание окружающей действительности происходит главным образом с помощью ощущения и восприятия, анализ и понимание объективной реальности осуществляются с помощью представления, воображения, мышления, речи. И конечно же, на этих этапах познавательной деятельности функционируют, обеспечивая качество познания, внимание и память.

Содержание

1. Каким образом человек воспринимает мир?

2. Личность и деятельность

3. Психология малой группы

4. Основы проектирования учебно-воспитательной ситуации

5. Воспитательные системы и их развитие

6. Практическое задание

7. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА2.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

    Самым кратким образом это понятие  можно определить как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

    Наличие психологической совместимости  членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге - большей эффективности труда. В соответствии с данными исследований Н.Н.Обозова отметим следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости: 1) результаты деятельности; 2) эмоционально-энергетические затраты ее участников; 3) их удовлетворенность этой деятельностью.

    Можно выделить два основных вида психологической  совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. В первом случае подразумевается определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности. Во втором случае имеется в виду эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации.

    Вступая в общение, люди оказывают влияние  друг на друга, которое имеет глубинные  психологические механизмы.

    Психологические механизмы общения и взаимовлияния  можно выстроить в определенный ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения – эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, в очереди, в публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп людей. Есть выражение - заразительный смех, также может быть заразительной злость и другие эмоции.

    Следующими  в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть также индивидуальным или групповым и происходит на сознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его совместными.

    Подражание  – сложное динамическое свойство. Его возможные проявления – от слепого копирования поведения, жестов, интонации до сознательного, мотивированного подражания.

    Одним из психологических механизмов общения  является соревнование – свойство людей сравнивать себя с другим человеком, желание быть «не хуже других», не «ударить лицом в грязь». Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных  и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество: у мужчин – в деловой сфере, у женщин – в личной (кто лучше выглядит, одет и имеет большой успех у мужчин).

    Третий  уровень взаимодействия людей –  это убеждение: аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. И те руководители, которые умело пользуются при общении с людьми всем набором психологических механизмов, добиваются большего успеха в своей деятельности.

    Межличностные отношения в группе очень важны  для взаимодействия руководителя и  подчиненных, а также членов группы одного статуса. Они включают в себя как восприятие, так и понимание людьми друг друга.

    Понимание может быть разной глубины проникновения  в сущность личности, индивидуальности другого. Нижнему, поверхностному уровню понимания свойственно восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка человека без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо или плохо. На втором уровне, средней глубины, анализируются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент, оценка идет большей частью по интеллектуальным способностям (умный или глупый); по характеру (жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравновешенный).

    Самый высокий, третий уровень глубокого  понимания человека включает выявление  системы ведущих целей и мотивы поведения, выделение связей между отдельными поступками и личностью в целом, умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека, способность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности.

    Для руководителя группы очень важно  глубокое понимание человека. Оно способствует более гибкому поведению, уменьшению ненужных руководящих воздействий, росту ответственности, самостоятельности и творческой отдачи сотрудников группы.

    На  основе общения формируется отношение  группы к каждому ее члену, т.е. каждый человек получает свой социометрический статус. Социометрия – это измерение отношений внутри группы по социальным критериям: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спросить совета, кто мне нравится или не нравится и т.д.

    Всякая  групповая структура представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы, где верхушку образуют референтометрически и социометрически избираемые лица, а аутсайдерами оказываются нереферентные и социометрически отвергаемые индивиды. Вершину этой иерархической лестницы занимает лидер группы.

    Лидер - это личность, за которой все  остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные  решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Таким образом, лидер - это наиболее референтное лицо в группе применительно к ее важнейшим проблемам. Лидер может и не вызывать личной симпатии у окружающих, но если он лидер, то референтность его для них бесспорна. Лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы. Оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице. Если же такого совпадения нет, то эффективность деятельности группы зависит от того, как сложатся отношения между официальным руководителем и неофициальным лидером или лидерами.

    Положение человека в группе определяется не только индивидуальными особенностями  характера, личности самого человека, но и особенностями группы. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы не определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.

    Руководитель  должен знать структуру межличностных  отношений, чтобы уметь найти  индивидуальный подход к каждому  члену группы. Организуя любой  вид деятельности, полезно иметь  в виду те реальные группировки, которые сложились в группе.

    Группа  имеет следующие психологические  характеристики (рис. 1). 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 

    Группе  присуще следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

    Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют 8 социальных ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть  не только за себя, но и за «того парня», что и создает конфликтную ситуацию.

    Руководителю  группы необходимо хорошо знать эти  роли. Это: 1) координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми; 2) генератор идей, стремящийся докопаться до истины. Воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии; 3) энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других; 4) контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей; 5) искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми поскольку обычно он самый популярный член коллектива; 6) исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах; 7) работяга, не стремящийся занять ни чье место; 8) шлифовщик – он необходим, чтобы не перешли последней черты. 
 

Тестовое  задание

    Изучение  сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства). Методика Р. О. Немова 

    Всех  членов группы просят указать десять положительных и отрицательных  характеристик значимого для группы явления (например, своего лидера, особенности своего коллектива, своей совместной деятельности, перспектив группы и т.д.). Затем на основе ответов составляется два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним из членов группы.

    Каждому члену группы предлагается выбрать  из этих наборов по пять положительных  и отрицательных характеристик, которые они считают наиболее положительными (ценными) и наиболее отрицательными (ненужными).

    Затем подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую характеристику, и выделяется по пять положительных и отрицательных характеристик, получивших максимальное количество выборов. Кроме того, подсчитывается общее количество выборов, сделанных членами данной группы, из каждого предложенного набора. (В силу того, что все участники делают только по пять выборов, это количество численно равно произведению величины группы на пять).

    Показатели  ценностно-ориентированного единства (ЦОЕ), сплоченности отдельно по выборам положительных и отрицательных характеристик определяются по формуле

    

,

    где ЦОЕ – сплоченность группы в отношении  данного объекта оценки, %; n – сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших максимальное количество выборов; m - сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших минимальное количество выборов; N – общее количество выборов, сделанных членами данной группы.

    Группы  с максимально возможными ЦОЕ  – все участники выбирают одни и те же характеристики. Группа с минимально выбранным ЦОЕ (полное отсутствие ценностно-ориентированного единства) – участники не отдают предпочтения ни одной из характеристик исходного набора, т.е. выбирают каждую из них одинаковое число раз. Итоговый показатель групповой сплоченности при помощи описанной методики определяется как полусумма показателей ЦОЕ, вычисленных по положительным и отрицательным характеристикам. 

Проведение  теста

    Тест  проводился в малой группе из трех человек.

    1) Всех членов группы просили указать десять положительных и отрицательных характеристик своего лидера – руководителя.

    1-й  тестирующийся:

Положительные характеристики Отрицательные характеристики
1. Умеет  контролировать работу 1. Критикует  много
2. Много  знает 2. Не скромный
3. Сообразительный 3. Любознательный
4. Много  читает книг 4. Очень принципиальный
5. Активный  человек 5. Все про  всех знает
6. Умеет  планировать работу 6. Очень требовательный
7. Честный 7. Любит хвастаться
8. Умеет  объяснить задачу 8. Трудоголик
9. Уверен  в себе 9. Человек настроения
10. Общительный 10. Сложный характер
 

    2-й  тестирующийся:

Положительные характеристики Отрицательные характеристики
1. Оригинальный 1. Опаздывает на работу
2. Внимательный 2. Любознательный
3. Ответственный 3. Критикует  подчиненных много
4. Вливается  всегда в коллектив 4. Не скромный
5. Стремиться  к цели  5. Не сдержанный
6. Умеет  контролировать работу 6. Любознательный
7. Умеет  объяснить задачу 7. Много требует  от подчиненных
8. Уверен  в себе 8. Всегда проверяет  работу подчиненных
9. Умеет  планировать работу 9. Любит внимание
10. Общительный 10. Слишком активный

Информация о работе Каким образом человек воспринимает мир