Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:48, контрольная работа
Простое созерцание окружающей действительности происходит главным образом с помощью ощущения и восприятия, анализ и понимание объективной реальности осуществляются с помощью представления, воображения, мышления, речи. И конечно же, на этих этапах познавательной деятельности функционируют, обеспечивая качество познания, внимание и память.
1. Каким образом человек воспринимает мир?
2. Личность и деятельность
3. Психология малой группы
4. Основы проектирования учебно-воспитательной ситуации
5. Воспитательные системы и их развитие
6. Практическое задание
7. Список использованной литературы
Главная роль действия в восприятии заключается в проверке возникающих гипотез. Человек формирует гипотезу о том, что он воспринимает (например, видит или слышит), а с помощью своих действий проверяет справедливость этой гипотезы. Наши действия корректируют наши гипотезы, а вместе с ними и наши восприятия.
Как
показывают исследования, невозможность
совершать движения не позволяет
учиться воспринимать мир. Удобными объектами
для экспериментаторов были котята и детеныши
обезьян. Вот описание одного из таких
экспериментов. Новорожденные котята
большую часть времени находились в темноте,
где могли свободно двигаться. На свету
они помещались в специальные корзины,
которые вращались наподобие карусели.
Котенок, в корзине которого были проделаны
отверстия для лап, и который, тем самым,
мог вращать карусель, впоследствии не
имел зрительных дефектов. Котенок же,
который пассивно сидел в корзине и не
мог производить в ней никаких Движений,
впоследствии делал серьезные ошибки
при различении формы предметов.
Тест на внимание и работоспособность
МЕТОДИКА «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ»
или
Какова ваша работоспособность?
Цель. Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25 (рис. 1-5). Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Инструкция.
Испытуемому предъявляют первую таблицу:
«На этой таблице числа от 1 до 25 расположены
не по порядку». Затем таблицу закрывают
и продолжают: «Покажи и назови все числа
по порядку от 1 до 25. Постарайся делать
это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу
открывают и одновременно с началом выполнения
задания включают секундомер. Вторая,
третья и последующие таблицы предъявляются
без всяких инструкций.
14 | 9 | 2 | 21 | 13 |
22 | 7 | 16 | 5 | 10 |
4 | 25 | 11 | 18 | 3 |
20 | 6 | 23 | 8 | 19 |
15 | 24 | 1 | 17 | 12 |
2 | 13 | 1 | 8 | 20 |
17 | 6 | 25 | 7 | 11 |
22 | 18 | 3 | 15 | 19 |
10 | 5 | 12 | 24 | 16 |
14 | 23 | 4 | 9 | 21 |
21 | 11 | 1 | 19 | 24 |
2 | 20 | 18 | 5 | 10 |
4 | 13 | 25 | 16 | 7 |
17 | 6 | 14 | 9 | 12 |
22 | 3 | 8 | 15 | 23 |
5 | 21 | 23 | 4 | 25 |
11 | 2 | 7 | 13 | 20 |
24 | 17 | 19 | 6 | 18 |
9 | 1 | 12 | 8 | 14 |
16 | 10 | 3 | 15 | 22 |
3 | 17 | 21 | 8 | 4 |
10 | 6 | 15 | 25 | 13 |
24 | 20 | 1 | 9 | 22 |
19 | 12 | 7 | 14 | 16 |
2 | 18 | 23 | 11 | 5 |
Основной показатель – время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости), отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике:
С помощью этого текста можно вычислить еще и такие показатели, как эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ), которые предложены А. Ю. Козыревой.
где Т1 – время работы с первой таблицей;
Т2 – со второй;
Т3 – с третьей;
Т4 – с четвертой;
Т5 – с пятой.
Оценка
ЭР (в секундах) производится с учетом
возраста испытуемого (таблица 1).
Возраст, лет | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
10 | 45 и меньше |
46-55 | 56-65 | 66-75 | 76 и больше |
11 | 35 и меньше |
36-45 | 46-55 | 56-65 | 66 и больше |
12 | 30 и меньше |
31-35 | 36-45 | 46-55 | 56 и больше |
Степень врабатываемости вычисляется по формуле:
Результат
меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости,
соответственно, чем выше 1,0 данный показатель,
тем больше испытуемому требуется подготовка
к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:
Показатель
результата меньше 1,0 говорит о хорошей
психической устойчивости, соответственно,
чем выше данный показатель, тем хуже психическая
устойчивость испытуемого к выполнению
заданной работы.
Задание
2. Личность и деятельность.
Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.
Личность – конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность – конкретный человек как носитель сознания (К. К. Платонов) и самосознания.
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предоставленоости общественных отношений в индивиде.
Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир ("наш мир", мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир ("мой мир", индивидуальность и неповторимость "моего" существования).
Внешний мир - это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики. Это мир целесообразной деятельности, в котором ничто не принимается на веру и все требует доказательств.
Социальный мир - это мир, основным способом включения человека в который является предметная деятельность. Основная единица предметной деятельности - целесообразное действие, основанное на истинных представлениях, осуществимое и утилитарно полезное с точки зрения цели и результата. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним» миром - это становление деятельности и развитие человека как субъекта предметной деятельности. В процессе этого развития складываются основные операционные механизмы психики. С содержательной точки зрения эта линия развития связана прежде всего с овладением человеком способами и средствами действий, представленными в совокупном человеческом опыте, культуре, с формированием знаний, умений и навыков, проникновением в культуру, инкультурацией. Таким образом, развитие человека как субъекта индивидуальной предметной деятельности связано в своем исходном пункте с процессом присвоения индивидуумом неиндивидуального, социального опыта, т.е. интериоризацией задней способов действий, принадлежащих первоначально другим людям, переводом образцов действия из внешнего во внутренний план психической деятельности. После завершения периода ученичества освоенные, интериоризованные способы действий включаются затем в индивидуальную предметную деятельность, экстериоризуются, и далее субъект приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт, на основе освоенных способов действия вырабатывать новые способы и приемы деятельности.
Овладение разнообразными способами действий приводит, в свою очередь, к обобщению психических деятельностей, посредством которых предметные действия и деятельность регулируются.