Этапы становления зоопсихологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Таксис - это направленные перемещения отдельных, свободно живущих и природе клеток (например, простейших животных) или свободных клеток в тканевых жидкостях многоклеточных организмов (например, лейкоцитов) под влиянием односторонне действующего стимула. Это прежде всего способы реагирования животных, не имеющих нервной системы.
Инстинкт
это совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражители.
это генетически запрограммированные, стереотипные действия, характерные для всех особей данного вида.

Работа содержит 1 файл

Этапы становления зоопсихологии.ppt

— 309.00 Кб (Скачать)

Следовательно, движения эмбриона имеют другой путь возникновения (врожденный, нейронный).

Возможно ли научение в эмбриогенезе?

 

Полноценное научение эмбриона 

 

возможно, на завершающих стадиях

 

 эмбриогенеза.

 

Доказательства  
«эмбрионального научения» у птиц

 

Птенцы птиц перед вылуплением 

 

могут запоминать голос 

 

родительской особи.

 

Особенности эмбриогенеза у млекопитающих

 

1. Наличие тесной связи зародыша с материнским организмом через плаценту.

 

 

2. Влияние  состояния матери на развитие организма и психики зародыша через гормональное воздействие.

Исследование влияния гормонов на психику эмбриона

 

  • Действие тестостерона на проявление полового поведения.

 

  • Влияние стресса самок крыс на эмоциональное состояние потомства

      (эксперименты Томпсона, 1957г.)

Выводы по пренатальному периоду:

 

  • 1.Эмбриональное поведение имеет преадаптационное значение – подготовка к постнатальному этапу. 

 

  • 2. Связь эмбриона млекопитающего с внешним миром осуществляется через организм матери

 

  • 3.Психика находится в процессе становления, происходит подготовка к активному взаимодействию с внешней средой. Но при этом надо учитывать, что эмбрион находится в обеднённой среде, ему «нечего отражать».

 

  • 4. На этом этапе можно наблюдать  только зачаточные формы элементов психики ( научения), на заключительном этапе эмбриогенеза. 

Ранний постнатальный период

 

Зрелорожденные  детеныши животных –

могут самостоятельно существовать после рождения.

 

Незрелорожденные  детеныши животных –

 рождаются несамостоятельными и требуют ухода родителей.

 

У каких животных больше возможностей для развития психики?

 

Л.А. Орбели отмечал, что преимуществом в адаптации к окружающей среде обладают незрелорожденные животные,

 

т.к. нервная система у этих животных окончательно не сформировалась, а, значит, есть возможность изменения врожденных форм поведения путем накопления индивидуального опыта.

Виды заботы о потомстве

 

  • Превентивная забота – предварительная подготовка взрослыми особями убежища и еды для детенышей. Мать не встречается с потомством.
  • Пассивный уход – родительские особи переносят детенышей в специальных кожных складках или углублениях.
  • Активный уход - родительские особи кормят, ухаживают, чистят рожденных детенышей.

 

Эволюционная закономерность

 

 

Чем больше и активнее забота,

 

тем меньше количество потомства.

Эволюционные изменения заботы о потомстве

 

  • 1. Действия родителей становятся более интенсивными.
  • 2. Действия родителей становятся более разнообразными ( дифференциация).
  • 3. Усиление зависимости детенышей от родительских особей.

Факторы развития материнства в ходе эволюции ( В.А. Вагнер)

 

1. «Индивидуальность» самки – её интересы, противоположные интересам потомства. Самка старается максимально оградить себя от заботы от потомства. Она тратит столько пластического материала (времени, еды, сил), сколько необходимо для выживания детенышей. Если возникают неблагоприятные условия (мало еды, болезнь, природные катаклизмы), то самка может избавиться от потомства.

2. «Индивидуальность» потомства – его интересы, противоположные интересам самки. Потомство старается полностью поглотить индивидуальность самки в свою пользу, максимально эксплуатировать самку.

3. Естественный отбор – эволюционный фактор, регулирующий взаимоотношения самки и потомства.

Формула материнства по В.А. Вагнеру

 

Материнство -

 это среднее пропорциональное между интересами самки и потомства, регулируемое естественным отбором.

 

 

Минимум жертв матери/

Максимум требований потомства* Ест. отбор

 

Роль игры в развитии 
психики животных

 

К.Гросс

Игра, как предварительное

 упражнение взрослых

форм поведения

 

Г.Спенсер

Игра как расход 

избыточной энергии

 

К.Э.Фабри

Игра как развивающаяся

 психическая деятельность

животных

 

Теории игры

Виды игр животных

 

Виды игр

 

Совместные

 

Одиночные

 

Локомоционные

 

Манипуляционные

 

      Манипуляционные

 

Локомоционные

 

Компенсаторные

 

Некомпенсаторные

Виды игр животных

 

1. Компенсаторные манипуляционные игры - игры с предметами-заместителями, которые заменяют взрослые действия животных (игра котенка с клубком, щенка с рукой хозяина). Предмет, чтобы стать объектом игры, должен обладать некоторыми признаками, которые присущи реальному объекту.

2. Некомпенсаторные манипуляционные  игры - игры с биологически значимыми предметами, необходимыми для поддержания жизнедеятельности (пища, вода, гнездостроительный материал).

Функции игр животных

 

    • Упражнение и совершенствование двигательной активности.
    • Познавательная функция
    • Отработка инстинктивных форм взрослого поведения (подкарауливание, нападение, преследование, ловля добычи)
    • Коммуникативная функция
    • Установление иерархических отношений между сородичами. Физически сильные животные могут стать доминантами.

Культурно-историческая  
концепция Л.С.Выготского

 

  • Основные положения:

 

  • При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта со средой.
  • Человеку удается воздействовать на природу благодаря использованию орудий и развитию материального производства.
  • Человек овладевает природой  не только с помощью орудий - предметов, но и с помощью психологических орудий – знаков.
  • Благодаря овладению природой человек научился овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы поведения – высшие психические функции (произвольное внимание, произвольная память, логическое (абстрактное) мышление).
  • Произвольные формы психики появились в ходе интериоризации внешних форм «приказа-подчинения» во внутренние формы самоуправления.

Формирование произвольных форм психики (высших психических функций)

 

Интерпсихические

(внешние)

отношения 

со средой

 

Интрапсихические

(внутренние) 

отношения со средой

 

Интериоризация

 

Эволюция

 

«приказ-подчинение»

 

«приказ 

самому себе»

Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания

 

Сознание – 

  • это высший уровень психического отражения, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.

Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания

 

Общение между членами сообщества

 

Развитие головного мозга

 

Стадный образ жизни

 

Развитие руки

 

Трудовая деятельность

 

Вертикальное положение тела

 

Социальные предпосылки

 

Биологические предпосылки

Прямохождение освободило передние конечности

Появилась возможность манипулировать с предметами

Возникла трудовая деятельность

                                 

Развитие речи       Развитие головного мозга

СОЗНАНИЕ

 

 

Возникновение сознания

Общие черты психики  
животных и человека

 

  • Способность к психическому отражению
  • Способность изготавливать и использовать орудия
  • Способность к научению (наличие памяти)
  • Эмоциональная регуляция поведения
  • Способность к общению и коммуникации

 


Информация о работе Этапы становления зоопсихологии