Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:44, реферат
Таксис - это направленные перемещения отдельных, свободно живущих и природе клеток (например, простейших животных) или свободных клеток в тканевых жидкостях многоклеточных организмов (например, лейкоцитов) под влиянием односторонне действующего стимула. Это прежде всего способы реагирования животных, не имеющих нервной системы.
Инстинкт
это совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражители.
это генетически запрограммированные, стереотипные действия, характерные для всех особей данного вида.
Этапы становления зоопсихологи
Этапы становления знаний о психике животных
Эволюционный период XIX- XX в.в.
Доэволюционный период XVIII век
Субъективный подход
Объективный подход
Механицизм
Антропоморфизм
Таксис
это направленные перемещения отдельных, свободно живущих и природе клеток (например, простейших животных) или свободных клеток в тканевых жидкостях многоклеточных организмов (например, лейкоцитов) под влиянием односторонне действующего стимула. Это прежде всего способы реагирования животных, не имеющих нервной системы.
Виды таксисов
Виды таксисов
По направленности различают:
Инстинкт
Факторы инстинктивного поведен
Внутренние факторы
ВПМ
Внешние факторы
Ключевые раздражители
Обеспечивают оценку и отбор по
Потребности
Первая функция – действие ВПМ
Обеспечивают избирательную нап
Вторая функция – действие ВПМ
Структура инстинктивного повед
Конус У. Крейга:
Поисковая фаза
Завершающая фаза
Научение
( У.Торп).
это избирательное выделение биологически нейтральных свойств среды, в результате чего они приобретают биологическую значимость.
(К.Э.Фабри)
Виды научения
Неассоциативное научение
Ассоциативное научение
Виды научения
(по связи научения с инстинктом)
Гибкость, изменчивость
Устойчивость, слабая изменчивость
Нет сензитивного периода
Обязательно наличие
Результат: индивидуальное приспособление к конкретным условиям среды
Результат: видотипичная форма
поведения, которая обеспечивает
адаптацию к эволюционно
Не обязательно для всех
Видоспецифично (обязательно для всех особей данного вида)
Факультативное научение
Облигатное научение
Виды научения
(по временному параметру)
Сравнительная характеристика
классического и инструментального условных рефлексов
Э.Торндайк ввел закон эффекта: из всех возможных реакций индивидуума более вероятны будут те из них, которые ранее приводили к желаемому результату
Б.Скиннер ввел принцип подкрепления: то или иное поведение чаще повторяется, если приводит к определенным последствиям, к ситуации, играющей роль подкрепления.
Закон ассоциации: если на нервную
систему одновременно
Законы формирования рефлекса
Реакция должна предшествовать подкреплению
Нейтральный стимул должен
Время подачи подкрепления
Для выработки рефлекса
Связь между условным и
Степень участия организма в выработке рефлексов
Ассоциация между действием и его последствием
Формирование ассоциации между
значимым и нейтральным
Способ научения
Инструментальный
Классический
Вид условного рефлекса
Критерий отличия
Виды научения
(по способу научения)
Проблема интеллекта животных
В зоопсихологии
Интеллект = Мышление
Интеллект животных
(А.Н. Леонтьев)
это отражение не только отдель
но также связей и отношений между ними.
Виды мышления животных
1. Наглядно-действенное (А.Н. Леонтьев)
«ручное мышление» методом «про
2. Наглядно-образное (Н.Н. Ладыгина-Котс)
Решение проблемных задач с опо
Критерии интеллекта животных
(по А.Н. Леонтьеву)
1. Способность животных решать
2. Перенос операции в новые условия без предварительных проб.
3. Способность решать одну и т
4. Способность животных к инса
( опирается на эксперименты В.Келлера)
Критерии интеллекта животных
(по К.Э. Фабри)
1. Способность животных к зрит
2. Решение многофазных задач.
К.Э.Фабри наделял способностью
Биологическая предпосылка инте
Манипуляционная активность
с биологически нейтральными пр
Свойства языка
(по Ч.Хоккету)
1. Семантичность. Животные с помощью усвоенных знаков могли присваивать определённое значение некоторому абстрактному, незнакомому для них символу.
Пример. Животные могли использовать вы
2. Продуктивность. Способность создавать и понимать бесконечное число сообщений, используя исходный запас символов. Животные могли комбинировать известные им знаки для обозначения незнакомых предметов.
3. Перемещаемость. Предмет сообщения и его результаты могут быть удалены во времени и пространстве от источника сообщения (животные могли использовать знаки в отсутствие конкретного предмета).
Учения об уровне материи, которой свойственна психическа
Критерии психики (А.Н. Леонтьев)
Отражение
Допсихическое
Психическое
Раздражимость
Чувствительность
Критерий психики
Проблема возникновения чувстви
Чувствительность возникла при
Разнообразие среды обусловило развитие сложных форм чувствит
Концепция эволюционного развит
Деятельность
Сознание
Человек
Стадия сознания
Интеллекту-альное поведение
Наглядно-действенное мышление
Приматы
Стадия интеллекта
Научение (навык)
Восприятие
Птицы
питающие
Стадия перцептивной психики
Инстинкт
Ощущение
1.Рыбы
2. Насекомые
Стадия элементарной
сенсорной психики
Особенности поведения
Особенности психического
Представители
Название стадии
Отличие концепции К.Э.Фабри(
1. Анализирует только 2 стадии
2. В каждой стадии выделяет 2
3. Относит к каждой стадии дру
Пренатальный период
1. Можно ли говорить о наличии
2. Чем отличается пренатальное
Исследование
«эмбрионального научения»
ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВЫВОДОВ
Цин Янга Куо
Амер. исследователь В.Гамбургер
Доказал что движения эмбриона
Перерезал зачаток спинного моз