Социальную психологию можно
считать одной из самых древних
областей знаний. Как только люди начали
объединяться в первобытные сообщества
(семьи, роды, племена), возникла необходимость
во взаимопонимании, в умении строить
и регулировать отношения внутри
сообществ и между ними. Из поколения
в поколение передавались обряды,
ритуалы, табу, выступавшие в роли
регуляторов общественной жизни
людей. Эти знания составляли первоначальную
основу сведений о социально-психологических
явлениях и определили содержание донаучного
этапа развития социальной психологии.
На этом этапе социально-психологические
знания, воззрения и их практическое
применение были слиты и составляли
единое целое.
В процессе развития
человеческой мысли и практики
большинство социально-психологических
проблем было осознано в рамках
философских воззрений. Этот этап
формирования социально-психологических
знаний условно обозначают как
философский. Для мыслителей античного
времени, было обычным стремление
строить глобальные теории, которые
включали в себя суждения о
человеке и его душе, об обществе
и его социальном и политическом
устройстве и о мироздании
в целом. Так, Платон (У в. до н.
э.) видел единые начала для души и общества-государства.
Разумное у человека — совещательное
у государства (представленное правителями
и философами); «яростное» в душе (на современном
языке — эмоции) — защитное у государства
(представленное воинами); «вожделеющее»
в душе (то есть потребности) — земледельцы,
ремесленники и торговцы в государстве.
Три исходных начала у Платона вполне
оправданно могут породить ассоциацию
с современными представлениями о трех
компонентах социальной установки - когнитивном,
эмоционально-оценочном и поведенческом.
Аристотель (IV в. до
н. э.) в качестве основной категории
в системе своих взглядов выделил,
как мы сказали бы сегодня,
понятие «общение», полагая, что
это инстинктивное свойство человека,
составляющее необходимое условие
его существования. Правда, общение
у Аристотеля имело более широкое
содержание по сравнению с этим понятием
в современной психологии Оно означало
потребность человека жить в сообществе
с другими людьми. Поэтому первичной формой
общения для Аристотеля была семья, а высшей
формой — государство. Идеи Аристотеля
перекликаются с современной концепцией
потребности людей в социальной идентификации
и категоризации (X. Тэжфел, Д. Тернер и
др.) или с современными представлениями
о роли феномена «совместности» в жизнедеятельности
групп (А. Л. Журавлев и др.)
Социально-психологические
воззрения этого этапа эволюции
науки Г. Олпорт (1968) объединил в большую
группу концепций, которые назвал простыми
теориями с «суверенным» фактором. Для
них характерна тенденция найти простое
объяснение всем сложным проявлениям
человеческой психики, выделив при этом
какой-то один главный, определяющий, а
потому и суверенный фактор. Ряд таких
концепций берут свое начало от философии
гедонизма Эпикура (IV-III в. до н.э.) и находят
отражение во взглядах Т.Гоббса (XVIIв.),
А.Смита (XVIII в.), Дж. Бентама (XVIII-XIX в.) и др.
Суверенным фактором в их теориях было
избрано стремление людей получить как
можно больше удовольствия (или счастья)
и избежать боли. Правда, у Гоббса этот
фактор опосредствовался другим — стремлением
к власти. Но власть была нужна людям лишь
для того, чтобы иметь возможность получать
максимум удовольствия. Отсюда Гоббс сформулировал
известный тезис о том, что жизнь общества
есть «война всех против всех» и лишь инстинкт
самосохранения рода в сочетании с разумом
человека позволил людям прийти к каким-то
соглашениям относительно способов распределения
власти. Идеи психологии гедонизма находят
свое место и в более поздних социально-психологических
концепциях: у 3 Фрейда это «принцип удовольствия»,
у А. Адлера и Г. Лассуэла - стремление к
власти как способ компенсации чувства
неполноценности; у бихевиористов - принцип
позитивного и негативного подкрепления.
Основу других простых
теорий с суверенным фактором
составляет симпатия. А.Смит (1759) полагал,
что несмотря на эгоистичность человека
есть какие-то принципы в его природе,
которые порождают у него интерес к благополучию
других. Проблема симпатии и любви, а точнее
говоря, доброжелательных начал в отношениях
между людьми, занимала большое место
в размышлениях теоретиков 18, 19 и даже
20 веков. Предлагались разные типы симпатии
по признакам их проявления и характера.
А.Смит выделял рефлектороную симпатию
как непосредственное внутреннее переживание
боли другого (при виде страданий другого
человека) и интеллектуальную симпатию
(как чувство радости или огорчения за
события, которые происходили с близкими
людьми).
Понятия «любовь» и
«симпатия» нечасто встречаются
в современных социально-психологических
исследованиях. Но идея живет
и на смену им пришли весьма
актуальные сегодня понятия сплоченности,
кооперации, совместимости, сработанности,
альтруизма, социальной взаимопомощи
и т. д.
Несмотря на то, что
в лучших образцах философской
мысли прослеживался живой интерес
исследователей к социальному
бытию человека и порождаемым
им феноменам на уровне массового
сознания и индивидуальной психики,
в своей научной форме социальная
психология не могла появиться
раньше рубежа ХIХ –ХХ вв. – для
этого требовалась совокупность определенных
психологических, исторических, культурных
предпосылок.
Успехи и потребности
развития различных отраслей
научного знания способствовали
нарастанию интереса исследователей
к вопросам социальной психологии.
Возник “социальный заказ” на
новую науку, поскольку ее отсутствие
стало сказываться на состоянии
дел в других науках и различных
сферах человеческой практики, а
ресурсами наук-прародительниц –
психологии и социологии - объяснены
быть не могли. Это связано,
прежде всего, с 1) развитием
языкознания; 2) накоплением значительных
фактов в области антропологии,
этнографии, археологии; 3) успехами
и потребностями криминологии; 4)
становлением массового производства
и развитием городов.
Особую роль в возникновении
социальной психологии как науки
сыграли ряд теорий: психология
народов В.Вундта, теория психологии
масс Г. Лебона и теория инстинктов социального
поведения У. Мак-Дугалла. Г.М. Андреева
именует данный этап развития социальной
психологии описательным, так как это
название отражает важную особенность
подходов того времени: по типу философских,
литературных и прочих эссе они описывали
социально-психологические явления, содержали
умозрительные, общие оценки и прогнозы.
Помимо этой особенности, существующие
теории сближала проблематика: массовидные
явления, большие социальные группы людей,
механизмы массового воздействия.
1. Психология народов как
одна из первых форм социально-психологических
теорий сложилась в середине XIX
в. в Германии. Непосредственными
создателями теории психологии
народов выступили философ М.
Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь
(1823-1899). В 1859 г. был основан журнал «Психология
народов и языкознание», где была опубликована
их статья «Вводные рассуждения о психологии
народов». В ней сформулирована мысль
о том, что главная сила истории народ,
или «дух целого», который выражает себя
в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях
и т.д. Индивидуальное же сознание есть
лишь его продукт, звено некоторой психической
связи. Задача социальной психологии познать
психологически сущность духа народа,
открыть законы, по которым протекает
духовная деятельность народа. В дальнейшем
идеи психологии народов получили развитие
во взглядах В. Вундта (1832 –1920). В. Вундт
различал психологию физиологическую
и психологию народов (на современном
языке – социальную). С точки зрения ученого,
физиологическая психология - это экспериментальная
дисциплина, но эксперимент не пригоден
для изучения высших психических функций
- речи и мышления. В психологии народов,
считал он, должны применяться другие
методы - анализ продуктов культуры. Параллельно
Вундт занимался двумя важными психологическими
проблемами: проблемой самопознания человека
посредством внутреннего наблюдения за
собственным сознанием (интроспекция)
и проблемой влияния психологии народа
на сознание конкретного индивида. Вундт
рассматривал коллективную психику как
сочетание индивидуальных психических
состояний людей в определенных условиях,
и считал, что необходимо изучать те явления
общественной жизни, которые невозможно
объяснить, исходя из особенностей сознания
только одного конкретного субъекта. Вундт
выделил три основополагающих явления:
язык народа, его мифы и обычаи. Язык, с
его точки зрения, содержит в себе общую
форму представлений, имеющихся у данного
народа. Социально-психологическая роль
мифов заключается в том, что они создаются
всей культурой общества и поэтому определяют
представления людей, формируют их установки,
влияют на вкусы и мнения о том, что является
хорошим и плохим. Обычаи представляют
собой наиболее типичные способы поведения
в стандартных социальных ситуациях у
конкретного народа и выполняют регулирующую
и контролирующую функции.
2. Психология масс родилась
во Франции во второй половине
19 века. Истоки ее были заложены
Г.Тардом в «Законах подражания» (1903), где
он сформулировал целый ряд закономерностей
подражательного поведения, а также Дж.
Болдуином (1895), выделившим различные формы
подражания. Идеи Тарда были усвоены непосредственными
создателями психологии масс. Это были
итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский
социолог Г. Лебон (1831-1941). С точки зрения
Лебона, типичными чертами поведения человека
в массе являются: обезличивание (что приводит
к господству импульсивных, инстинктивных
реакций), резкое преобладание чувств
над интеллектом (что приводит к подверженности
разным влияниям), утрата личной ответственности
(ведет к отсутствию контроля над страстями).
Главный вывод из этих наблюдений состоит
в том, что масса всегда по своей природе
неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен
вождь, роль которого может выполнять
элита.
Идеи Лебона нашли понимание
у З.Фрейда, который в своих работах по
социальной психологии активно использовал
положения психологии масс Г. Лебона. В
целом, идея социального подражания, как
основа поведения человека, оказалась
достаточно жизнеспособной. Она приобрела
новое и устойчивое звучание в теориях
необихевиоризма, а затем - социобихевиоризма,
рассматривающих подражание модели как
основной путь социального научения (А.Бандура).
В 80-х г.г. ХХ в. идея подражания ярко заявлена
в работах С.Московичи.
3. Теория инстинктов социального
поведения была разработана в
трудах английского психолога
У.Мак-Дугалл (1871), переехавшего в 1920 г.
в США. Автор данной теории оставил о себе
память одним из первых учебников по социальной
психологии “Введение в социальную психологию”,
изданном в 1908 году, который является точкой
отсчета в оформлении социальной психологии
как самостоятельной науки. Основная идея
теории У. Мак-Дугалла заключалась в том,
что основу социального поведения человека
составляют инстинкты – врожденные предрасположенности
к определенным реакциям, которые у человека
в процессе приобретения собственного
опыта и окружающей среды преобразуются
в определенные чувства. Выражением инстинкта
борьбы являются ярость и страх, инстинкта
приобретения - чувство собственности,
стадный инстинкт сопряжен с потребностью
в принадлежности к социальной группе
(ему ученый придавал большое значение
вследствие способности удерживать людей
вместе) и т.п. Всего психолог перечисли
7 пар взаимосвязанных инстинктов и эмоций.
В своих трудах У.Мак-Дугалл
предвосхитил многие идеи современной
социальной психологии (например, трехкомпонентная
структура инстинктов и чувств). А идея
выделения самоуважения в качестве ведущего
чувства, по мнению П.Н. Шихирева, легла
в основу теории, возникшей в Европе уже
в 60-70 гг. ХХ в. – этогенетической теории
Р.Харре.
Описательный период
в развитии научной социальной
психологии создал ряд крупных
теорий, претендующих на объяснение
социальной жизни человека и
общества в целом. Был разработан
ряд идей, так или иначе определивших
направления научной мысли ХХ
в. Социально-психологические феномены
выделились в самостоятельный
класс психических явлений (таких
как, коллективный, народный дух,
подражание, внушение, поведение толпы,
исторические типы мышления и
сознания).
На рубеже 19-20 вв. социальная
психология еще переживала период
становления как самостоятельной
науки, поэтому многие ее проблемы
находили отражение в социологических
трудах (например, Э. Дюркгейма, остро
ставившего вопросы влияния социальных
факторов на психическую жизнь
индивидов; Ч. Кули, разрабатывавшего
проблему отношений между личностью
и обществом).
В 20-е годы XX в. оформляется
научный этап развития социальной
психологии. Его начало обычно
связывают с работами В. Мёде
(Германия) и Ф. Оллпорта (США). Они сформулировали
требования превращения социальной психологии
в экспериментальную дисциплину и перешли
к систематическому экспериментальному
изучению социально-психологических явлений
в группах.
Cписок использованных источников:
1. Лавриненко В.Н. Социология
/ В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2002.
2. Руденский Е.В. Социальная
психология: Курс лекций / Руденский Е.В.
–М.: ИНФРА-М – Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
3. Майерс, Д. Социалная психология
/ Майерс, Д. – СПб., 2009.