Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:49, доклад
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный. На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью.
Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти..
Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений;
Суть принципа доступности
заключается в необходимости учета возрастных
и индивидуальных особенностей учащихся
в учебном процессе и недопустимости его
чрезмерной усложненности и перегруженности,
при которых овладение изучаемым материалом
может оказаться непосильным.
Сделать обучение доступным - значит: правильно,
с учетом познавательных возрастных возможностей
учащихся определить его содержание, тот
объем знаний, практических умений и навыков,
которыми необходимо овладеть школьникам
каждого класса по каждому учебному предмету.
Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни.
29.Методология педагогики.
Методология (знание о способе) - это область знания о принципах и средствах организации познавательной и практической деятельности; это сами принципы, методы и средства организации теоретической и практической деятельности.
основные три методологические
учения в педагогике: системный, личностный
и деятельностный подходы.
Системный подход
означает рассмотрение учебно-воспитательных
процессов с позиций теории систем. Это
учение о сложноорганизованных объектах,
системах, представляющих структуру элементов,
частей и выполняющих определенные функции.
Педагогическая система, включающая цели
и содержание образования, дидактические
процессы и их формы, ученика и учителя,
и есть такой объект. Согласно системному
подходу, научный анализ и практическую
деятельность надо осуществлять, опираясь
на принцип системности: анализировать,
конструировать и совершенствовать педагогические
процессы, учитывая связи между всеми
элементами системы, а также ее внешние
связи с обществом, его институтами. Изменение
одного элемента ведет к изменению других,
что особенно важно учитывать при инновациях,
реформировании образования.
Личностный подход
в педагогике основывается на философско-психологических
теориях личности и состоит в признании
активной природы человека. Это значит,
что в педагогическом процессе учащийся
является не пассивным объектом воздействия,
а субъектом собственной деятельности
по саморазвитию, человеком, способным
к активной направленной деятельности.
Согласно личностному подходу, воспитание
понимается как взаимодействие ребенка
и взрослого. ЛП реализуется в ряде особенностей
педагогического процесса, в том числе
в принципе индивидуального подхода, который
требует знания особенностей учащихся
и выбора адекватных целей, содержания
и методов работы. На основе личностного
подхода создаются различные модели личностно-ориентированного
образования. ЛП означает также и учет
особенностей учителя в педагогическом
процессе, его направленности, потребностно-мотивационной
сферы, индивидуального стиля деятельности,
означает профессиональный рост и самореализацию
учителя в процессе работы.
Деятельностный подход
в педагогике означает взгляд на педагогические
процессы с позиций теории деятельности.
Деятельность как философская категория
есть форма бытия людей, целенаправленное
преобразование природного и социального
мира. ДП обязывает рассматривать обучение
и воспитание как сложную деятельность
со структурой: цель-средства-действия-
Итак, три категории: система, личность,
деятельность - составляют методологическую
основу педагогической науки и практики.
Иные методологические представления
лежат в основе религиозной педагогики,
педагогики позитивизма, бихевиоризма,
экзистенциализма и других педагогических
учений. Но всегда методология педагогики
- это система знаний об исходных положениях
педагогических теорий, о методах педагогического
исследования. Она указывает, как надо
осуществлять научную и практическую
деятельность.
30. Функции общения.
1. Позновательная или информативная.
2. Эмоциональная
3. Взаимодействия и восприятия.
4. Регуляторная
5. Контактная.
6. Оказания влияния.
7. Установления отношений.
8. Понимание.
Общение – это потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.
Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого.
Выделяют следующие функции (цели) общения:
1) контактная функция
— установление контакта как
состояния обоюдной готовности
к приему и передаче сообщений
и поддержанию взаимосвязи в
виде постоянной
2) информационная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
3) побудительная функция
— стимуляция активности
4) координационная функция
— взаимное ориентирование и
согласование действий при
5) функция понимания —
адекватное восприятие и
6) эмотивная функция — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7) функция установления
отношений — осознание и
8) функция оказания влияния
— изменение состояния,
31.Психологические процессы возникающие в малой группе
Процесс |
Особенность |
образования и развития |
данный процесс обычно включает несколько стадий. На первой стадии осуществляются различные процедуры знакомства ее членов, осмысливаются перспективы их сближения. Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания. На третьей стадии отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций и т.д. На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты. |
сплочения |
процесс формирования такого типа связей
и отношений между ее членами,
которые позволяют достигать
их ценностно-ориентационного |
руководства и лидерства |
руководство представляет собой процесс управления группой, а лидерство же — это процесс межличностного влияния. Лидера порождает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной группе |
принятия решений |
процесс группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения |
группового давления |
нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление |
конфликты |
представляет собой |
32.Характеристика
социального взаимодействия
Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.
Любое социальное
1)оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
2)оно внешне выражено, а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;
3)оно ситуативно, т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
4)оно выражает субъективные намерения участников.
выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:
а)физическое;
б)вербальное, или словесное;
в)невербальное (мимика, жесты);
г)мысленное, которое выражается только во внутренней речи.
33.Классификация социальных групп:
34. Эмоции и чувства.
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.[1]Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.[1] В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.
Характеристики
Валентность (тон)
Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.
Интенсивность
Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова.
Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.
Стеничность
В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).
35. Социальные группы.
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. [1]
Признаки социальной группы:
Выделяются большие, средние и малые группы.
В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.
36. Виды малых групп
Малыми социальными группами
называются сравнительно небольшие
по количественному составу
- Референтными называют такие малые социальные группы, члены которых выступают для данного человека образцом для подражания, а также такие группы, личным участием в жизни которых человек особенно дорожит;
- Индифферентными для
человека, прежде всего, являются
чужие для него малые
- Формальными или официальными
называют малые социальные
- Случайными или временными
называют такие малые
- Стационарная, или постоянная, — это такая малая социальная группа, которая создана и существует давно, на более или менее постоянной основе
- Естественными называют
малые социальные группы, которые
возникают и существуют в
- Группами низкого уровня развития обычно называют такие малые социальные группы, внутри которых нет стабильных и благоприятных отношений между их членами, нет организованности и порядка, группы, где низка эффективность совместной групповой деятельности, где каждый член группы как бы сам по себе и отсутствует внутригрупповое единство.