Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:49, доклад
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный. На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.
Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.
Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи эстетического воспитания;
26. Принципы педагогического процесса
Как считает наука, явления
и процессы природы и общества протекают
и развиваются по законам. Педагогические
процессы тоже подчинены законам, как
социальные процессы. В педагогике их
принято называть закономерностями. Закономерности - это объективно
существующие, повторяющиеся, устойчивые,
существенные связи между явлениями, отдельными
сторонами педагогического процесса.
Наука подчеркивает вероятностно-статистический
характер педагогических законов: они
проявляются не в каждом отдельном случае,
а на значительном количестве примеров.
То есть утверждается, что так может пойти
обучение и обычно так и идет. Но поскольку
на педагогический процесс влияет много
факторов, прежде всего люди, то он протекает
не всегда по указанному пути. В этом сложность
всех социальных процессов, они зависят
от субъективного фактора. Тем не менее
знать закономерности означает понимать,
как устроено воспитание/обучение и как
действовать в разных ситуациях. В этом
и состоит значение теории: она объясняет
закономерности, научные основы, применение
которых способствует совершенствованию
практики. Ниже названы наиболее общие
закономерности педагогического процесса.
1. Связь воспитания и социальной системы.
Характер воспитания в конкретных исторических
условиях определяется потребностями
общества, экономики, национально-культурными
особенностями. Установлено, что цели
воспитания зависят от социально-экономической
ситуации общества и других его характеристик.
2. Связь между обучением и воспитанием.
Она обозначает взаимозависимость этих
процессов, их разностороннее взаимовлияние,
единство, о чем было сказано выше.
3. Связь воспитания и деятельности. Один
из основных законов педагогики гласит,
что воспитывать значит включать ребенка
в различные виды деятельности. Педагогика
и психология выделяют виды деятельности
школьников, устанавливаются связи между
ними и другими компонентами воспитания.
4. Связь воспитания и активности личности.
Воспитание успешно, если объект его (ребенок)
является одновременно и субъектом, то
есть обнаруживает активное поведение,
проявляет собственную волю, самостоятельность,
осознает свою деятельность, потребность
в ней.
5. Связь воспитания и общения. Воспитание
всегда протекает во взаимодействии людей:
учителей, учеников и др. Ребенок формируется
в зависимости от богатства межличностных
связей, от психологической атмосферы
в окружении.
На этих и других закономерностях основаны принципы
педагогического процесса - ведущие, исходные
требования к воспитанию и обучению, конкретизируемые
в ряде норм, правил, рекомендаций в работе
педагогов. Hапример, принцип связи
обучения с реальной жизнью общества требует
и определенного набора школьных учебных
предметов, и соответствующих тем, и многого
другого. О принципах воспитания и обучения
будет сказано отдельно в соответствующих
разделах.
Все типы научения можно
разделить на два вида: ассоциативное
и интеллектуальное.
Характерным
для ассоциативного научения
является образование связей между определенными
элементами реальности, поведения, физиологическим
процессами или психической деятельностью
на основе смежности этих элементов (физической,
психической или функциональной).
Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип
научения - ассоциация по смежности - формулируется
сходным образом. Когда два события повторяются
с небольшим интервалом (временная смежность),
они ассоциируются друг с другом таким
образом, что возникновение одного вызывает
в памяти другое. Русский физиолог И.П.
Павлов (1849-1936) первым занялся исследованием
в лабораторных условиях свойств ассоциативного
научения. Он обнаружил, что, хотя звук
колокольчика первоначально никак не
отражался на поведении собаки, однако,
после регулярного звонка в момент кормежки,
через некоторое время у собаки вырабатывался
условный рефлекс: звонок сам по себе начинал
вызывать у нее слюноотделение. Павлов
измерял степень научения количеством
слюны, выделившейся при звонке, не сопровождавшемся
кормежкой. Метод выработки условных
рефлексов основан на использовании уже
существующей связи между специфической
формой поведения (слюноотделением) и
неким событием (появлением еды), которое
вызывает эту форму поведения. При формировании
условного рефлекса в эту цепочку включается
нейтральное событие (звонок), которое
ассоциируется с событием "естественным"
(появлением еды) настолько, что выполняет
его функцию.
Психологи подробно исследовали ассоциативное
научение методом так называемых парных
ассоциаций: вербальные единицы (слова
или слоги) заучиваются парами; предъявление
впоследствии одного члена пары вызывает
вспоминание о другом. Этот тип научения
имеет место при овладении иностранным
языком: незнакомое слово образует пару
со своим эквивалентом на родном языке,
и эта пара заучивается до тех пор, пока
при предъявлении иностранного слова
не будет восприниматься тот смысл, который
передает слово на родном языке.
При интеллектуальном
научении предметом отражения и усвоения
являются существенные связи, структуры
и отношения объективной действительности.
Сопоставляя сенсорную и моторную
модели научения, Л.Б. Ительсон писал:
"Первая (сенсорная модель) выделяет
расширение знаний как движущую задачу
научения. Вторая (моторная модель) - расширение
программ деятельности как ведущую задачу
научения.
Сенсорная концепция подчеркивает как
условие научения мотивацию деятельности.
Моторная - достижение целей деятельности.
Из сенсорной концепции следует: чтобы
определенные свойства мира были выделены
(отражены) психикой учащегося и закреплены
в ней, они должны быть значимы для него,
т.е. связаны с его потребностями. Из моторной
- чтобы программы действий были сформированы
и закреплены в психике учащегося, они
должны приводить к поставленной цели,
т.е. реализовывать его потребности. Первая
утверждает: чтобы новые знания усваивались
учащимся, он должен "видеть" ("чувствовать")
их полезность. Вторая - чтобы новые действия
усваивались учащимся, он должен "видеть"
("чувствовать") их успешность.
Из сенсорной концепции вытекает: чтобы
происходило научение, необходимо создать
у учащегося положительное эмоциональное
отношение к поступающей информации. Из
моторной вытекает: чтобы происходило
научение, необходимо положительное переживание
у учащегося при выполнении требуемых
действий.
Сенсорная концепция предполагает активную
познавательную деятельность учащегося:
анализ, синтез,
абстрагирование и обобщение поступающих чувственных данных. Моторная
- активную практическую деятельность
учащегося; поиски и испробование подходящих
действий, контроль их результатов и сопоставление
с целью.
Нетрудно заметить, что две эти концепции
не противоречат одна другой, а просто
рассматривают разные стороны научения.
В центре сенсорной концепции стоит рассмотрение
отражательной, а моторной - регуляторной
деятельности психики. Первая подчеркивает
информационный, познавательный характер
научения, вторая - его деятельный целенаправленный
характер" (Ительсон Л.Б., 1970. С. 49-50).
В приведенной выдержке достаточно
ярко показана направленность сенсорной
и моторной моделей научения и
совершенно справедливо подчеркивается,
с одной стороны, ограниченность
каждой из них, а с другой - их взаимная
дополняемость, так как в любом реальном
процессе присутствует как сенсорное, так и моторное научение
и можно говорить только об их относительном
преобладании.
Ассоциативное научение не исчерпывает
всех типов научения. Оно характеризует
лишь более простые (хотя и многообразные)
типы адаптивной модификации поведения.
Более сложные формы научения относятся к интеллектуальному научению, которое, как и ассоциативное, можно разделить на рефлекторное и когнитивное (см. рис. 8).
У животного интеллектуальное научение представлено в простейших формах, у человека оно является основной формой научения и протекает на когнитивном уровне.
В рассмотренной классификации
дается достаточно полная характеристика
основных типов научения. Однако правомерны
следующие замечания.
Во-первых, необходимо уточнить содержание
научения мышлению и определить его сущность
как овладение учащимся операциями анализа и синтеза,
направленными на отражение бытия "в
его связях и отношениях, в его многообразных
опосредствованиях" (Рубинштейн С.Л., 1946. С. 340).
Во-вторых, следует отметить, что при интеллектуальном научении
мы имеем дело с образованием связей, но
"это существенные необходимые связи,
основанные на реальных зависимостях,
а не случайные связи на основе смежности
в той или иной частной ситуации" (Там же. С. 341).
28. Система основных принципов обучения.
1) это способ деятельности
учителя и учащихся;
2) совокупность приемов работы;
3) путь, по которому учитель ведет учащихся
от незнания к знанию;
4) система действий учителя и учащихся
и т.д.
Обучение как взаимодействие обучающего
и обучающихся обусловлено как его целью
- обеспечить усвоение младшим поколением
накопленного обществом социального опыта,
воплощенного в содержании образования,
так и целями развития индивидуальности
и социализации личности.
Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно - историческом виде.
правило - это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Дидактические правила - это конкретные указания учителю о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Истина, как всегда, находится между крайностями.
Система дидактических принципов.
сознательности и активности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
научности;
доступности;
связи теории с практикой.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера
Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:
наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.
познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия
наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.
наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким.
Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала.