Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:49, доклад
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный. На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью.
9.Система основных
методов воспитания
Классификация методов воспитания
Методы формирования |
Методы организации |
Методы стимулирования |
сознания личности |
и формирования опыта |
деятельности и поведения |
общественного поведения |
||
Убеждение |
Педагогическое требование |
Соревнование |
Внушение |
Общественное мнение |
Поощрение |
Беседа |
Приучение |
Наказание |
Лекция |
Упражнения |
Создание ситуации успеха |
Дискуссия |
Поручения |
|
Метод примера |
Создание воспитывающих |
Средства обучения и воспитания
Слово |
Образ |
Орудия и приспособления |
«Живое слово» |
Иллюстрации |
Здания, мебель, оборудование |
Аудиозапись |
Макеты |
ЭВМ |
Печатное слово |
Видеопродукция |
Компьютерная техника |
Натуральные объекты |
Аудиовидеотехника | |
Материалы | ||
Инструменты | ||
Лабораторное оборудование |
Первая группа – методы формирования социального опыта детей, служат накоплению детьми социального опыта, который приобретается за счет социализации: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора (моделирует момент реальной жизни).
Вторая группа - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью этой группы методов является их вербальность: рассказ, беседа, лекция, дискуссия ( диспут ).
Третья группа – методы самоопределения личности ребенка, помогают ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества, формируют у ребенка способность к рефлексии: знанию о себе, своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. К этой группе относятся методы самопознания ( Что я знаю о себе?), методы самоизменения (Каким я хочу быть?), методы взаимопонимания ( Что обо мне думают другие?).
Четвертая группа – методы
стимулирования и коррекции действий
и отношений детей в
19.Структура педагогики.
20. Субъекты педагогической деятельности.
Приведенное выше понимание субъекта позволяет решить проблему субъекта в педагогике. Если человек есть потенциальный субъект, то человек, исполняющий педагогическую деятельность, является (может быть назван) субъектом педагогической деятельности. Субъекта педагогической деятельности обычно называют педагогом.
Педагог – это субъект педагогической
деятельности, а субъект педагогической
деятельности – это человек, исполняющий
тот или иной вид педагогической
деятельности. Если выполняется учебная
деятельность, то ее выполняет субъект
– учитель, если осуществляется воспитательная
деятельность, то ее выполняет субъект
– воспитатель. Если же на человека
возложена обязанность
Следует заметить, что педагогический субъект также обладает только теми качествами, которые участвуют и позволяют исполнить именно педагогическую и никакую другую деятельность. Все остальные качества, которыми может обладать человек, у педагогического субъекта отсутствуют или погашены, не относятся к исполняемому им делу и к данному субъекту.
Учитель и ученик, воспитатель и
воспитанник – это
Человек (взрослый), приступивший к выполнению учебных действий, становится субъектом учебных действий. Постепенно осуществление таких действия становится необходимостью для общества, и они превращаются в социальную функцию. А для различия человека как такового от человека-субъекта, исполняющего данную функцию, стали называть по данной функции – учителем.
Субъект педагогической деятельности – это человек, исполняющий тот или иной вид педагогической деятельности. Если выполняется учебная деятельность, то ее выполняет субъект – учитель, а если осуществляется воспитательная деятельность, то ее выполняет субъект – воспитатель. Если же человек в силу возложенных на него обязанностей выполняет и учебную деятельность, и воспитательную, то такого человека можно назвать педагогом.
Учитель – это субъект учебной деятельности, а субъект учебной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий данную деятельность.
Воспитатель – это субъект воспитательной деятельности, а субъект воспитательной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий данную деятельность.
Педагог – это субъект учебной
и воспитательной деятельности, а
субъект учебной и
В таких определениях представлена
педагогическая специфика деятельности,
но у субъекта этой деятельности погашены
индивидуальные качества человека. Он
обладает различными индивидуальными
качествами, однако не ими определяется,
является ли человек субъектом
21. Содержание педагогического процесса.
Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета).
Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.
Содержательный компонент процесса обучения – это содержание обучения, определяемое государственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.
Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.
Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.
Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.
22. Задачи педагогики:
24. Структура педагогического процесса
Понимание структуры педагогического процесса зависит от структурного слоя, который подвергается анализу. На первом слое -субъекты педагогического процесса, на втором слое - их взаимодействие, которое собственно и составляет педагогический процессТо есть педагогический процесс в самом общем виде - это два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса. Во-первых, это деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воспитательных влияний на воспитанников. И, во-вторых, это деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включения в систему общественных отношений. В совокупности своей эти процессы и составляют целостный процесс воспитания. Его содержательно-целевую и организационно-деятельностную структуру.
Цели воспитания в основном и общем зависят от его видов
Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.
Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.
Задачи умственного воспитания:
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания: