Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить, что преобладает во взаимоотношениях студентов: любовь или симпатия.
Гипотеза исследования: у студентов медицинского колледжа во взаимоотношениях преобладает симпатия.
Задачи:
Теоретический анализ чувства любви в юношеском возрасте;
Подобрать диагностическую методику для исследования;
Провести диагностическое исследование;
Обработать и интерпретировать результаты исследования.

Содержание

Введение ..3
Глава 1. Теоретический анализ чувства любви в юношеском возрасте 5
1.1. Характеристика юношеского возраста………………………….…………..5
1.2.Переживание любви в юношеском возрасте 12
Выводы по первой главе………………………………………..……………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе………………………………..……………………….24
Заключение 26
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     В юношеском возрасте развитие взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми также  идет раздельно. Данные отношения становятся более сложными, юноши и девушки  начинают играть множество социальных ролей, отношения, в которые они включаются, внешне и внутренне становятся похожими на отношения между взрослыми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

     В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек со взрослыми, они становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте. В ответ на требования взрослых, касающиеся их внешнего вида, работы по дому, учения в школе, влюбленные юноши и девушки нередко демонстрируют значительную покладистость. В эти годы большинство юношей и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желают им добра [13].

      Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. Среди сверстников пользуются уважением те, кто обладает такими качествами, как отзывчивость, сдержанность, жизнерадостность, добродушие, уступчивость, развитое чувство юмора. Дружба является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба измеряется степенью избирательности, устойчивости и интимности.

     Психологическая ценность дружбы заключается в том, что она одновременно есть школа  и самораскрытия, и понимания  другого человека. Психология юношеской  дружбы тесно связана с половозрастными различиями. В раннем юношеском возрасте возникают не только дружеские связи. Появляется новое чувство: любовь [12].

1.2. Переживание любви в юношеском возрасте

 

     Любовь - более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для  определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее. Когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-либо, то они с готовностью обосновывают свой ответ. Такие же тенденции молодые люди обнаруживают и в отношении любимых людей, объясняя, что те полны достоинств. Люди старших возрастов отмечают, что любят, скорее «вопреки», чем за что-то. Источником любви они осознают себя, а не партнера. Еще более очевидной становится ситуация, если любовь безответна. Для юноши или девушки любовь – это, чаще всего, незнакомое чувство. Они пока не знают, как она приходит, и как уходит. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные переживания. «Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Самые большие открытия в таких отношениях делаются о себе самом» [13].

     Проявление  любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь - это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности.

     Симпатия — это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому - или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи. Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым — внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Симпатия — это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому [6].

     Любовь приходит с формированием эмоциональной зрелости. Именно поэтому первые юношеские или даже подростковые порывы души мы в последствии называем влюбленностью. Половое влечение зачастую является одним из «китов» входящих в состав сложного чувства – любовь.

     Возникновение любви обусловлено:

      1) половым созреванием, завершающимся в ранней юности;

     2) желанием иметь близкого друга,  с которым можно говорить на  самые сокровенные темы;

     3) потребностью в сильной эмоциональной  привязанности, понимании, душевной  близости [11].

     Юноша и девушка - каждый сам по себе - стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. У каждого чувство любви индивидуально не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

     Начав в отрочестве созидание своей  личности, начав сознательно строить  способы общения, молодой человек  продолжает этот путь совершенствования  значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности [2].

       «Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать любимого, сколько придумывать его» [10].

     Подлинная интимность отношений в юности, то есть совмещение жизненных целей  и перспектив влюбленных при сохранении индивидуальности и особенности  каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока его  нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим человеком и страхом потерять себя в этом слиянии.

     Для понимания психологических отличий  любви взрослых людей от юношеской  особенно важны три момента: относительное  завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей.

     Любовь  предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь - высокая степень  эмоционально-положительного отношения  субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности - одна из главных причин юношеского одиночества.

     Психология юношеской дружбы тесно связана с половозрастными различиями. Потребность в глубокой, интимной дружбе у девочек возникает на полтора-два года раньше, чем у мальчиков. Девичья дружба более эмоциональна, они чаще испытывают дефицит интимности, более склонны к самораскрытию, придают больше значения межличностным отношениям. Это связано с тем, что девочки быстрее созревают, у них раньше начинает развиваться самосознание, поэтому и потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем у мальчиков. Для юношей-старшеклассников значимой группой остаются сверстники своего пола и «поверенным всех тайн» также является друг своего пола. Девушки мечтают о друге противоположного пола. Если таковой появляется, то он, как правило, старше свой подруги. Дружба между юношей и девушкой со временем может перерасти в любовь [12].

     Зачастую  юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии  и интимной человеческой близости и  чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.

     Несмотря  на демократизацию и упрощение взаимоотношений  между юношами и девушками, они  вовсе не так элементарны, как  кажется некоторым взрослым. «Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это  создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, когда можно целоваться и т.д.» [7].

     Наиболее  разработанная, опирающаяся на эмпирические данные современная классификация (по К. Хендрик и С. Хендрик) различает  шесть стилей любви;

     1) эрос - страстная, исключительная  любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

     2) людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства  и сравнительно легко допускающая  возможность измены;

     3) сторге - спокойная, теплая и надежная  любовь-дружба;

     4) прагма - рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

     5) мания - иррациональная любовь-одержимость,  для которой типичны неуверенность  и зависимость от объекта влечения;

     б) агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге [7].

     Любовные  переживания молодых мужчин содержат больше эротических и особенно людических компонентов, тогда как у женщин ярче выражены прагматические, сторгические и маниакальные черты. Маниакальные увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых». Исследователями было обнаружено, что некоторые стили, например, эрос, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие – такие, как людус – чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, взаимоподдержка, удовольствие  от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами. Если мы испытываем страстную любовь, мы выражаем это физически. Мы считаем эти отношения исключительными, просто очарованы нашим партнером, это можно увидеть по нашим глазам. Сильно любящие пары почти не обращали внимания на окружающих и главным образом не сводили глаз друг с друга.

     Любовь-страсть  эмоциональная, волнующая, интенсивная. Э.Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым» [8].

     Ожидание  любви и ее переживание у юношей и девушек неизбежно связано  с сексуальным поведением, которое, в свою очередь, определяется у них, как скоростью полового созревания, так и социальными факторами.

     Важную  роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием  его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы:

  1. Идеальный образ любимого предшествует образу реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. У молодых людей этот идеальный образ расплывчат и содержит множество нереалистичных деталей;
  2. Бессознательная идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле;
  3. Свойства реального объекта любви определяют идеал влюбленного.

     «По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные  основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других – имеет место идеализация, в третьих – идеал формируется или трунсформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах – наука сказать не может» [7].

     В юношеском возрасте формируется  морально-психологическая готовность к семейной жизни. Она несколько «запаздывает» по отношению к сексуальной мотивации. И.С. Кон отмечает, что у юношей вообще часто бывает расхождение между возвышенной любовью к определенной девушке и сексуальными устремлениями к женщинам вообще. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру [14]. Также готовность проявляется «в реалистичных представлениях о материально-финансовой стороне жизни семьи, сформированности чувства долга по отношению к супругу и семье в целом» [5].  
 
 
 

Выводы  по первой главе 

      Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет).

Информация о работе Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии