Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить, что преобладает во взаимоотношениях студентов: любовь или симпатия.
Гипотеза исследования: у студентов медицинского колледжа во взаимоотношениях преобладает симпатия.
Задачи:
Теоретический анализ чувства любви в юношеском возрасте;
Подобрать диагностическую методику для исследования;
Провести диагностическое исследование;
Обработать и интерпретировать результаты исследования.

Содержание

Введение ..3
Глава 1. Теоретический анализ чувства любви в юношеском возрасте 5
1.1. Характеристика юношеского возраста………………………….…………..5
1.2.Переживание любви в юношеском возрасте 12
Выводы по первой главе………………………………………..……………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе………………………………..……………………….24
Заключение 26
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 141.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

 

Введение 

      Бурные  социальные события, произошедшие за последние  десятки лет в мире и в нашей  стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии юношей, живших несколько десятков лет назад. Это и более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих  проблем морально-этического характера, и самостоятельность.

      Если  изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то отрочество и юность издавна считаются эпохой скачка, «второго рождения», возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного «Я». Существенные изменения наблюдаются в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек.

      Интимно-личностное общение, как камерное, доверительное, сопереживающее, в юношеском возрасте занимает существенное место. На основе откровенности и доверия выстраивается  юношеское общение. Поэтому желание дружбы и любви в этом возрасте очень высоко, так как является проявлением возрастных потребностей.

      Актуальность  исследований в области психологии любви обусловлена значимостью данного феномена для жизни и развития человека. В любви как чувстве и высшей психической функции проявляется и формируется личность и индивидуальность человека, иерархия его ценностей и смысложизненных установок, половая и тендерная идентичность. Субъектность человека, его возможности реализации творческой и неадаптивной активности, альтруизма, свободы характеризуют любовь как специфическую форму межличностного взаимодействия. Любовь играет огромную роль в становлении отношения к другим людям и самоотношения, выступая высшей формой их реализации.

    Цель: определить, что преобладает во взаимоотношениях студентов: любовь или симпатия.

      Гипотеза  исследования: у студентов медицинского колледжа во взаимоотношениях преобладает симпатия.

      Задачи:

  1. Теоретический анализ чувства любви в юношеском возрасте;
  2. Подобрать диагностическую методику для исследования;
  3. Провести диагностическое исследование;
  4. Обработать и интерпретировать результаты исследования.

      Объект исследования: студенты медицинского колледжа.

      Предмет исследования: совестливость.

      Эмпирическая  база: студенты группы 311, бригады № 1, Туймазинского медицинского колледжа.

 

Глава 1. Теоретический анализ чувства любви  в юношеском возрасте 

     
    1. Характеристика  юношеского возраста
 

     Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17-21 год — для юношей и 16-20 лет — для девушек. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления [2].

     Возраст служит критерием занятия или  оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других — фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

     Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.

     Юношеский возраст представляет собой в  буквальном смысле слова ''третий мир'', существующий между детством и взрослостью. Социальное положение юношества  неоднородно. Ведущие потребности  юности – это потребности в  социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.

     Конкретное  содержание юности как возрастного  этапа развития человека определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодого человека в обществе, объем знаний, которыми ему надлежит овладеть и которыми он имеет возможность овладеть, доступность культурных ценностей, характер социального окружения, общения и ряд других факторов. В настоящее время в нашей стране 15-17-летние юноши и девушки могут либо учиться в школе (государственной или негосударственной, частной), в профессионально-техническом училище или техникуме (воспитанники этих учебных заведений уже сделали свой первый профессиональный и жизненный выбор), либо работать или работать и учиться. Психологические и социологические исследования показывают, что таким образом различающиеся группы молодых людей отличны и по многим психологическим и социально-психологическим свойствам, хотя и находятся в одном и том же возрастном периоде, решая, соответственно, близкие в своей основе задачи развития.

     В юношеском возрасте в основном завершается  физическое развитие организма, заканчивается  половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тканей и органов. В плане полового развития большинство юношей и девушек этого возраста находятся уже в постпубертатном периоде.

     Особенности психического развития в раннем юношеском  возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития. Если понимать социальную ситуацию развития не просто как обстановку развития, а как «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу», то современную социальную ситуацию развития в юношеском возрасте можно описать следующим образом. Общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем сделать это не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора [4].

     Сегодня решения относительно выбора будущей профессии школьник по существу принимает дважды: первый раз — в IX классе, когда он выбирает форму завершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т. п.) либо же отказывается от продолжения образования; второй — в XI классе, когда планирует пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь. Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, в период бурных социально-экономических перемен, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка; школа также не оказывает ученику решающей помощи — отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических и профконсультационных услуг.

     Задача  выбора будущей профессии, профессионального  самоопределения принципиально  не может быть успешно решена без  и вне решения более широкой  задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла  жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту связывается с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего [4].

     Решение этих центральных для данного  возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая  развитие и мотивационной сферы, и познавательных процессов.

     Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми  для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие  взрослых. Старшеклассники задумываются над такими вопросами, заинтересованно обсуждают их и активно ищут на них ответы. Первыми из этих вопросов, раньше, чем другие, привлекающих к себе внимание, становятся морально-нравственные вопросы. Юношей и девушек связанные с ними проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения в связи с началом поры любви и установлением интимных отношений с людьми противоположного пола. Их поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возрасте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения [13].

     В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа,— собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

     Вместе  с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское  «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как  смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества [9].

     Юноша, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей  личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

     Уединение помогает проигрывать различные  роли, которые недоступны подросткам в реальной жизни, моделирование различных ситуаций - трудных и критических. «Чувство одиночества… - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни» - пишет И.С. Кон [8].

     В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано  с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность. Однако в ранней юности не завершается процесс личностного развития, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, поэтому можно считать, что новообразованием ранней юности является социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению. Эта «психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного процесса роста его личности сейчас и в будущем» [15].

     В основе готовности к самоопределению лежит формирование устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

     Такое представление о центральном  новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представлению  об идентичности — понятию, наиболее часто встречающемуся при описании этого возраста зарубежными исследователями. Известный американский психолог Э. Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). По его мнению, идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Юность он связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие» [1].

Информация о работе Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии