Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить переживание обиды в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи, решаемые в работе:
-провести аналитический обзор теоретических источников, раскрывающих понятие «обида», ее феноменологии, фаз развития;
- описать методы изучения обиды;
- провести диагностику в двух классах школы с учащимися;
- сравнить и описать результаты исследования и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Состояние исследований обиды в современной психологии 5
1.1. Теоретические подходы к исследованию обиды 5
1.2.Феноменология обиды 9
1.3. Переживание обиды 12
2. Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте 16
2.1. Методы исследования обиды 16
2.2. Исследование переживания обиды в подростковом возрасте 19
2.3.Исследование переживания обиды в юношеском возрасте 21
2.4. Анализ и обсуждение результатов 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Копия Переживание обиды в подростковом и юношеском возврастах..doc

— 225.50 Кб (Скачать)

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология. Учебное  пособие для студентов вузов. изд. 3-е, исп. и доп – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 704 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для вузов /Под ред.. Дубровиной И.В.– М.: Академия, 2001.- 368 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Воображение и творчество в детском возрасте. Т. 5. – М.: Академия, 1984. – 820 с.
  4. Даль В.В. Толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 2003.- С.567.
  5. Ермошин А.Ф. Работа с разочарованием и обидой методом психокатализа // Психотерапия. – 2005. - № 5.
  6. Изард К.Психология эмоций: монография / К. Изард. – СПб.: Питер, 2003. - 464 с.
  7. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб.: Питер, 2002. - 592 с.
  8. Маргонтова М.В. Переживание обиды: концепция психологии прощения / М.В. Маргонтова // Психология. - 2010. -№ 5. – С. 5-16.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для вузов. – М.: Академия, 2002. – 456 с.
  10. Немов Р.С. Основы общей психологии. Книга 1. М.:, ВЛАДОС, 2000.- 688 с.
  11. Ныров Ф.С. Психология: Учебник для ВУЗов. Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики. -  М.: ВЛАДОС, 2003.- 640 с.
  12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогикическое общество России, 2003.- 448 с.
  13. Сережкина А.Е. Математические методы исследования и обработки данных в психологии: учеб. пособие / А.Е. Сережкина. – М.: Гардарики, 2001.- 96 с.
  14. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2001. - 350 с.
  15. Справочник психолога средней школы / под. ред О.Н. Истратовой. –Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 512 с.
  16. Столяренко Н.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 518 с.
  17. Чуркова В.В., Березинская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрант, 2004.-484 с.
  18. Юсупов Р.Р. Феномен обиды в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. псих. наук / Юсупов Р.Р. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. – 38 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

МЕТОДИКА  БАССА-ДАРКИ 

       Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из высказываний, касающихся Ваших личных поступков в разных ситуациях. Если Вы считаете, что утверждение верно или, в основном,  верно, то на бланке для ответов против номера данного утверждения обведите кружком  «да». Если же Вам кажется, что высказывание не подходит к описанию Вашего поведения или, в основном, не подходит, то обведите «нет». 

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред с другим.
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Я знаю, что люди говорят за моей спиной.
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
  15. Я часто бываю не согласен с людьми.
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Если кто-нибудь ударит первым меня, я не отвечу.
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
  20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.
  21. Меня немного огорчает моя судьба.
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  24. Люди, увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
  26. Я не способен на грубые шутки.
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
  29. Почти каждую неделю я кого-нибудь, кто мне не нравится.
  30. Довольно многие люди завидуют мне.
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули носом».
  34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1 

  1. Иногда  мне кажется, что надо мной смеются.
  2. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
  3. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  4. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
  5. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
  6. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
  7. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
  8. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  9. Если кто-то раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
  10. Я делаю много того, о чем жалею в последствии.
  11. Если я разозлюсь, я могу кого-нибудь ударить.
  12. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
  13. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
  14. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.
  15. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  16. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
  17. Неудачи огорчают меня.
  18. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
  19. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
  20. Иногда я чувствую, что первым готов начать драку.
  21. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
  22. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
  23. Я ругаюсь только от злости.
  24. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  25. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  26. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
  27. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  28. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
  29. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
  30. Я часто думаю, что жил неправильно.
  31. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  32. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
  33. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  34. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
  35. В последнее время я стал занудой.
  36. В споре я часто повышаю голос.
  37. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
  38. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Информация о работе Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте