Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:32, курсовая работа
Цель исследования – изучить переживание обиды в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи, решаемые в работе:
-провести аналитический обзор теоретических источников, раскрывающих понятие «обида», ее феноменологии, фаз развития;
- описать методы изучения обиды;
- провести диагностику в двух классах школы с учащимися;
- сравнить и описать результаты исследования и сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Состояние исследований обиды в современной психологии 5
1.1. Теоретические подходы к исследованию обиды 5
1.2.Феноменология обиды 9
1.3. Переживание обиды 12
2. Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте 16
2.1. Методы исследования обиды 16
2.2. Исследование переживания обиды в подростковом возрасте 19
2.3.Исследование переживания обиды в юношеском возрасте 21
2.4. Анализ и обсуждение результатов 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
Обида – это одна из самых понятных всем эмоций. Каждый человек когда-то обижался в этой жизни или обижал кого-то. Много жизней исковерканных обидой, много разрушенных отношений, покореженных судеб. Многим людям, или почти всем, хотелось бы переписать многие страницы в своей жизни и вычеркнуть из нее перенесенную боль. Люди часто пытаются избавиться от обиды любыми средствами, но намного лучше понять истоки, корни этого чувства, понять, как пережить обиду и избавиться от тяжелого груза.
Объект исследования – феномен обиды в подростковом и юношеском возрасте. Предмет исследования – переживание обиды в подростковом и юношеском возрасте.
Гипотеза исследования - в подростковом возрасте в большей степени и чаще переживается обида, по сравнению с юношеским возрастом.
Цель исследования – изучить переживание обиды в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи, решаемые в работе:
-провести аналитический обзор теоретических источников, раскрывающих понятие «обида», ее феноменологии, фаз развития;
- описать методы изучения обиды;
- провести диагностику в двух классах школы с учащимися;
- сравнить и описать результаты исследования и сделать выводы.
Для выполнения данной работы были использованы теоретические и практические источники литературы отечественных и зарубежных авторов в разрезе рассмотрения эмоционально-личностной сферы человека.
1. Состояние исследований обиды в современной психологии
1.1.
Теоретические подходы к исследованию
обиды
Проблема обиды и обидчивости в настоящее время рассматриваются разными психологическими школами в контексте развития эмоционально - личностной сферы и ее коррекции. До сих пор данные феномены являются малоизученными.
Представитель психоаналитической школы К. Хорни представляет обиду проявлением базальной тревожности, возникающей как следствие вытеснения базальной агрессивности. Ф. Перлз в разрезе гештальттерапии представляет обиду как симптом нарушенного патологического слияния. Представители школы транзактного анализа видят обиду адаптивным чувством, проявлением детской инфантильной реакции. Известные исследователи А. Басса, А. Дарки обиду представляют агрессивной реакцией и рассматривают последнюю в контексте понятия агрессивности как ее неотъемлемую часть.
Представители отечественной психологии рассматривают обиду в иных руслах. Ю.М. Орлов рассматривает обиду «как проблему саногенного мышления1». Д. Ольшанский рассматривает ее как демонстративную реакцию, а М.В. Зюзько и А.Г. Шмелев относят обиду к признакам эгоцентризма личности. В.В. Столин определяет обидчивость конфликтом по отношению к себе, преградой для личностного развития.
Исследователи Э. Шостром, К. Юнг, К. Леонгард, А.Е. Личко обидчивость рассматривают как черту личности, которая в сочетании с другими чертами образует характер человека.
В настоящее время в психологических школах обида и обидчивость широко не рассматривались и не являлись предметом специальных исследований. В перечисленных направлениях данная тема затрагивается в русле других психологических проблем, интересующих авторов. Чаще всего обида и обидчивость рассматриваются в контексте эмоционально-личностных проблем или нарушений.
Таким образом, «существует противоречие между важностью и значимостью обиды и обидчивости как психологических явлений, характеризующих эмоционально - личностную сферу человека и слабой теоретической их проработкой. В психологии нет четкого ответа по структуре обиды и обидчивости, их функциях, видах, типологии, взаимосвязи с другими личностными характеристиками2».
Обида представляет собой нормальную реакцию человека о нарушении социального контакт с окружающими. Но не каждый человек способен справиться с обидой самостоятельно. Очень многим людям необходима квалифицированная помощь для преодоления данного эмоционального переживания. Обидчивость, как черта характера, способна нарушить адаптационные возможности человека.
Следует отметить, что в психологии предпринимаются определенные попытки выработки алгоритмов работы с обидами, а также преодолению обидчивости как свойства личности. Одно из новых направлений психологии «психология прощения», представителями которого являются Р. Энрайт, М. Сантос, Р. Аль - Мабук, Э.А. Гассин изучая данный феномен, предлагают для его коррекции процедуру прощения.
Отечественный психолог Ю.М. Орлов рассматривает подходы к коррекции обиды в рамках концепции саногенного мышления. Ученые В.Г. Маралов и В.А. Ситаров рассматривают коррекцию обиды в контексте психологии и педагогики ненасилия, то есть используют гуманистический подход. «Все эти разработки носят общий характер, они явно недостаточно отражают возрастные и индивидуальные особенности личности. Это создает противоречие между потребностями практики в конкретных способах работы по преодолению обиды и обидчивости и ограниченным числом такого рода технологий, выработанных наукой»3.
Особую значимость, приобретает изучение проблемы обиды и обидчивости на различных этапах онтогенеза. Особенно остро данная проблема обиды приобретает свою значимость в подростковом возрасте. Так как подростковый возраст является переходным, критическим, сложным. Подросток чрезвычайно чувствителен к воздействию извне, особенно в части воздействия на формирование его представлений о себе. В подростковом возрасте обостряются негативные реакции личности, возрастает конфликтность, ранимость, обидчивость.
«Как показывают исследования К. Леонгарда, А.Е. Личко в этом периоде ярко начинают проявляться акцентуации характера. Обидчивость, как черта характера прочно закладывается именно в подростковом возрасте и может повлиять негативно на развитие личности в целом»4. Подростковый возраст является сенситивным в плане проявления обидчивости. Но в настоящее время данный вопрос является не столь глубоко проработанным. Исследования сводятся к изучению обидчивости в контексте изучения подростковой агрессивности, тревожности, негативизма, упрямства. В этом контексте обиду и обидчивость рассматривают отечественные ученые А.П. Ларин, А.К. Осницкий, И.А. Фурманов, Р.И. Цветкова рассматривают данный феномен.
Представители школы психоанализа представляют обидчивость в виде проявления детского ЭГО-состояния. Любой взрослый человек, независимо от возраста может чувствовать себя, как пятилетний ребенок или бунтующий подросток. Внутренний ребенок есть в каждом человеке.
По мнению психологов школы психоанализа, обидчивость как качество личности является результатом подавленных в детстве эмоций. Основными, или базовыми эмоциями человека являются четыре: печаль, радость, гнев, страх. Притом, как правило, в семье запрещалось демонстрировать какую-либо из этих эмоций, замещая ее на другую, более приемлемую. Например, печаль на радость. Поэтому суть обиды представители данной школы представляют как чувства, преумноженные и адресованные невинному человеку, который напомнил данное чувство из пережитого в детстве.
Чаще
всего детям запрещается
По мнению представителей школы «психологии прощения» механизм развития большинства обид представляется в виде понятия «ментальная обида». Ментальная обида — это такая обида, которая практически не отпускает, она становится смыслом жизни. Формируется она так: на обиженного ребенка родители долго не обращают внимания. А для того, чтобы быть услышанный ребенку нужно, как-то воздействовать на этот мир. Постепенно у него формируется «вкус к этому состоянию немного обиженного». Во взрослом состоянии он начинает превращать эту эмоцию в некую манипуляцию, чтобы влиять, манипулировать другим человеком. Так болезнью манипулируют, «надутыми губами» манипулируют, вызывая у другого человека чувство вины. «Человек, не зная как общаться с другими открыто, предпочитает общаться так, чтобы собеседник испытывал хроническое чувство вины. Он может иметь грустное выражение лица, вздыхать, на вопрос о самочувствии просит не обращать на него внимание и т.д. Часто матери неосознанно манипулируют своими детьми: «Вот умру, будешь знать…5».
Такая манипуляция постепенно становится вкусом жизни. От ментальной обиды невозможно избавиться, т.к. «человек не настроен прощать никого вообще. Он испытывает от обиды особый вкус. Такие люди часто обращаются к психологу. Но цель их не избавиться от обиды, а лишний раз оплакать себя или доказать другим, что помочь невозможно, да и психолог ни на что не годен. Они играют в излюбленную игру «Да, но…». Соглашаясь со всеми доводами психолога, они произносят: «Да», и тут же добавляют частицу «но» и выдвигают свою версию происходящего. Эта игра в «да, но…» не закончится никогда6».
Представители данной школы также считают, что девяносто процентов всех обид людей являются ментальными. Такая обида – это, прежде всего, желание обижаться и быть обиженным. Так возможно привлечь к себе внимание.
Таким
образом, в настоящее время феномены
обиды и обидчивости являются мало изученными
и рассматриваются в разных контекстах
в различных психологических школах по-разному
при изучении эмоционально-личностной
сферы человека.
1.2.Феноменология
обиды
Обида на человека, обида на организацию, обиды на жизнь в целом – наиболее частые жалобы в кабинете психотерапевта. Это переживание известно и многим людям, не обращающимся за помощью к психотерапевту. Практически нет человека, который хоть раз в жизни не пережил это горькое чувство.
В.В. Даль дает следующее определение понятию «обида»: «обида – всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношенье. Кривосуд - обида; брань, побои - обида; насмешка, дурной отзыв о ком-либо; лишение кого-либо достояния, имущества, барышей и прочее»7.
По мнению А.Ф. Ермошина, выделяют два полярных класса переживаний обиды. В первом случае речь идет о массивном, реальном и умышленном вреде достоинству определенного человека, самого по себе не склонного к тому, чтобы обижаться, в другом случае, готовность оскорбляться настолько высока, что достаточно почти ничтожного повода для возникновения сильнейшего чувства обиды. Соответственно, в первом случае большее значение в возникновении переживании имеет ситуационный фактор, во втором – личностный. Личностный фактор является наиболее значимым при рассмотрении эмоционально-личностной сферы человека, потому что обидчивость здесь выступает чертой характера.
Часто обиды понимают, как только реакцию на оскорбление достоинства, видя лишь окончание «спектакля». А ведь у этого «спектакля» есть свои части: пролог, завязка, кульминация, развязка и эпилог. Последняя сцена не исчерпывает все содержание события. В итоговом состоянии, с которым клиент приходит на консультацию к психологу или на лечение к психотерапевту, «в снятом виде» содержится вся история его переживания: психика хранит память о событийном ряде, а тело держит итоговый энергетический контур.
В составе этого контура, больше чем только реакция на пережитое оскорбление достоинства. В нем содержится и само оскорбление. Поэтому рассмотрение обиды как переживания - это лишь частный вариант травмы и реагирования на нее в современной психотерапии.
Необходимо проводить соматопсихологическое исследование, «опирающегося на способность человека к интроспекции, к осознанию контура ощущений, соответствующего тому или иному переживанию Именно этот подход дал некоторые дополнительные ключи к пониманию специфики изучаемого переживания и показал, что обида, могущая показаться монолитным, односоставным переживанием, на деле проходит в своей эволюции несколько фаз и содержит в себе несколько компонентов. Оно также же может быть в составе конгломерата чувств8».
По мнению А.Ф. Ермошина, в обиде существуют два компонента: травматический (боль, возмущение) и реактивный (разочарование и досада). Чаще всего обиженный человек испытывает боль в груди, куда проваливается вся тяжесть («грязь»), возмущение в горле, где возникает комок.
Комок, возникающий в горле, это невысказанные фразы осуждающего характера. Он образуется по нескольким причинам. (Это третий компонент переживания):
- недостаток
сил у астенической личности
для выражения возмущения в
сильном, подавляющем поле
- страх, приобретенный в прежних попытках «подать обратную связь», завершившихся получением дополнительной боли;
- понимание
нецелесообразности выражения
Выражение возмущения блокируется как потенциально опасное с точки зрения порождения дополнительных проблем в жизни человека.
Может появиться ощущение «ошейника9» вокруг шеи, как некое охранительное образование, чтобы горло не распирало чрезмерно комком невыраженных чувств.
В результате возникают следующие ощущения:
В
таком составе травма комбинируется
с невыраженным возмущением. Травма
и возмущения превращаются в безысходные
состояния. Такие состояния сами не проходят,
необходима специальная помощь, чаще всего
психотерапевтическая. Возможны и другие
вариации компонентов обиды, они зависят
от действия суммы факторов, вмешивающихся
на разных фазах реализации переживания.
Информация о работе Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте