Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить переживание обиды в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи, решаемые в работе:
-провести аналитический обзор теоретических источников, раскрывающих понятие «обида», ее феноменологии, фаз развития;
- описать методы изучения обиды;
- провести диагностику в двух классах школы с учащимися;
- сравнить и описать результаты исследования и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Состояние исследований обиды в современной психологии 5
1.1. Теоретические подходы к исследованию обиды 5
1.2.Феноменология обиды 9
1.3. Переживание обиды 12
2. Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте 16
2.1. Методы исследования обиды 16
2.2. Исследование переживания обиды в подростковом возрасте 19
2.3.Исследование переживания обиды в юношеском возрасте 21
2.4. Анализ и обсуждение результатов 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Копия Переживание обиды в подростковом и юношеском возврастах..doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Результаты  тестирования испытуемых 7 «А» класса

№ исп. физ. кос. разд нег обида под верб вина И враж инд.агр.
1 9 4 10 4 5 3 11 3 8 30
2 9 2 10 4 8 6 11 6 9 30
3 10 7 8 5 5 6 11 3 11 27
4 7 5 6 3 7 5 14 7 12 27
5 7 5 6 3 6 5 11 7 11 24
6 6 4 5 6 6 6 8 5 13 16
7 7 5 7 6 7 5 7 8 12 21
8 7 6 7 4 6 7 8 7 13 22
9 6 6 4 4 2 4 8 4 6 18
10 5 5 5 6 7 2 5 8 3 15
11 10 4 8 5 6 8 10 8 14 28
12 12 5 9 3 4 4 7 7 8 28
13 11 4 9 5 5 4 9 7 9 29
14 10 4 9 5 4 9 5 11 13 15
15 9 4 9 3 5 6 9 6 11 27
16 9 4 8 4 5 6 9 3 11 26
17 6 2 1 4 8 6 7 6 9 14
18 10 7 8 5 5 5 11 3 10 27
19 10 4 8 5 6 8 10 8 14 28
20 7 5 6 3 4 4 11 7 8 24
Арифм. ср. 8,35 4,6 7,15 4,35 5,55 5,45 9,1 6,2 10,25 23,8
Станд. отк. 1,95 1,31 2,23 1,04 1,47 1,73 2,26 2,14 2,81 5,43
 

      Получилось  следующее распределение испытуемых по уровню враждебности, мотивационной  агрессивности и показателю обиды:

    1. Индекс враждебности:

    - низкие  значения – 5 % (1 чел.);

    - средние  значения – 40 % (8 чел.);

    - высокие  значения – 55 % (11 чел.).

    1. Индекс мотивационной агрессивности:

    - низкие  значения – 20 % (4 чел.);

    - средние  значения – 25 % (5 чел.);

    - высокие  значения – 55 % (11 чел.).

    3. Обида:

    - низкие  значения – 5 % (1 чел.);

    - средние  значения – 45 % (9 чел.);

    - высокие  значения – 50 % (10 чел.).

      Согласно  полученным данным у большинства  учащихся 7 «А» класса отмечается высокий уровень враждебности (55%), высокий уровень мотивационной агрессивности (55%) и высокий уровень показателя обиды (50%). Следует отметить, что показатель обиды проявляется у половины испытуемых данного возраста,  а у большей половины испытуемых класса наблюдается высокий уровень враждебности и мотивационной агрессивности.

      Полученные данные по результатам тестирования в данном классе согласовываются с данными, изложенными в теоретических источниках: у большинства подростков отмечается враждебность, агрессивность, обидчивость. 

2.3.Исследование  переживания обиды в юношеском возрасте 

      Результаты тестирования по данной методике учащихся 10 «А» класса представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. 

Результаты  тестирования испытуемых 10 «А» класса

№ исп. физ. кос. разд нег обида под верб вина И враж инд.агр.
1 9 4 10 4 5 7 11 3 12 30
2 9 2 10 4 7 7 11 6 14 30
3 5 7 6 5 5 3 5 3 8 16
4 5 5 6 3 4 5 14 7 9 16
5 6 5 4 3 3 5 7 7 8 17
6 6 4 5 6 6 3 8 5 9 16
7 7 5 7 6 4 3 7 8 7 25
8 7 6 7 4 4 4 8 7 8 25
Продолжение таблицы 2.2.
9 6 6 4 4 2 4 6 4 6 16
10 5 5 5 6 1 2 5 8 3 15
11 10 4 8 5 4 4 10 8 8 24
12 12 5 9 3 4 4 7 7 8 23
13 11 4 9 5 5 4 9 7 9 24
14 10 4 9 5 4 5 5 11 9 15
15 5 4 5 3 5 5 7 6 10 17
16 5 7 6 5 5 3 7 3 8 18
17 5 5 10 3 7 5 14 7 12 29
18 6 5 4 3 6 7 7 7 13 17
19 6 4 5 6 7 7 8 5 14 16
20 7 5 7 6 7 6 12 8 13 30
Ариф.ср 7 4,84 6,63 4,47 4,74 4,53 8,26 6,53 9,26 20,47
Станд.откл 2,26 1,17 2,03 1,22 1,69 1,47 2,77 1,93 2,84 5,92
 

      Согласно  этим данным получено следующее распределение  испытуемых:

    1. Индекс враждебности:

    - низкие  значения – 5 % (1 чел.);

    - средние  значения – 65 % (13 чел.);

    - высокие  значения – 30 % (6 чел.).

    1. Индекс мотивационной агрессивности:

    - низкие  значения – 35 % (7 чел.);

    - средние  значения – 45 % (9 чел.);

    - высокие  значения – 20 % (4 чел.).

    3. Обида:

    - низкие  значения – 15 % (3 чел.);

    - средние  значения – 55 % (11 чел.);

    - высокие  значения – 30 % (6 чел.).

      Согласно  полученным данным большинство учащихся 10 «А» класса отмечается средний  уровень враждебности (65%), средний  уровень мотивационной агрессивности (45%) и средний уровень показателя обиды (55%). Следует отметить, что данные показатели существенно ниже, чем в 7»А» классе, высокая степень выраженности уровня враждебности,  мотивационной агрессивности и показателя обиды встречается реже. 

  • 2.4. Анализ и обсуждение результатов 
  •       В результате проведенного исследования видно, что в 7 «А» классе по количеству преобладают учащиеся с высоким  уровнем враждебности (55%), этот показатель выше, чем у учащихся 10 «А» класса (30%). Количество учащихся с высокой  агрессивностью в 7 «А» классе также выше (55%), чем в 10 «А» классе (20%). По показателю обиды в 7 «А» классе высокий уровень имеют половина учащихся (50%), а в 10 «А» классе – значительно ниже (30%).

          На  рисунке приведена диаграмма  распределения учащихся двух классов  по уровню враждебности. Из диаграммы (рис.2.1.) видно, что высокий уровень враждебности преобладает у испытуемых 7 «А» класса, а средний уровень враждебности – у испытуемых 10 «А» класса, показатели низких значений находятся на одном уровне (по 5% соответственно).

          Исходя  из полученных данных можно сделать вывод, что уровень враждебности в подростковом возрасте у данных испытуемых выше, нежели в юношеском возрасте. 

    Рис. 2.1. Диаграмма распределения испытуемых по уровням враждебности 

          Распределение испытуемых по уровню мотивационной агрессивности представлено на рис.2.2. 

    Рис. 2.2. Диаграмма распределения испытуемых по уровням мотивационной агрессивности 

          Из  диаграммы, рис.2.2. видно, что большинство учащихся 7 «А» класса имеют высокий уровень мотивационной агрессивности (55%), а большинство учащихся 10 «А» класса – средний уровень мотивационной агрессивности (45%).

          Из  полученных данных можно заключить, что уровень мотивационной агрессивности  у данных испытуемых подросткового  возраста значительно выше, чем в  юношеском возрасте.

          Распределение испытуемых по показателю обиды в  двух классах представлено на рис. 2.3.

    Рис.2.3. Диаграмма распределения учащихся двух классов по показателю обиды 

          Согласно  рис.2.3. в 7 «А» классе преобладает количество учащихся с высоким показателем обиды (50%) по сравнению с учащимися 10 «А» класса (30%). Низкий уровень показателя обиды в 10 «А» классе встречается в три раза чаще, чем в 7 «А» классе (5% и 15% соответственно). Средний уровень показателя обиды у учащихся 7 «А» класса несколько ниже, чем у учащихся 10 «А» класса (45% и 55 % соответственно).

          Полученные  данные позволяют сделать вывод  о более частом проявлении обиды  в подростковом возрасте на данной выборке, нежели в юношеском.

          Вышеизложенные  данные согласуются с изложенными  данными в теоретических источниках. В подростковом возрасте больше проявляются негативные качества личности: агрессивность, враждебность, обидчивость. В юношеском возрасте, когда активно происходит процесс становления личности и растет ее самосознание, данные качества значительно ослабевают.

          Для определения достоверности различия средних значений каждого показателя (враждебности, мотивационной агрессивности, обиды) применена формула Т-критерия Стьюдента для независимых выборок. Применение Т-критерия Стьюдента показало достоверность средних значений признаков по всем трем показателям. По уровню враждебности достоверность различий средних значений находится на уровне р=0,01 (tкрит=2,845, tэмп.=3,883). На более высоком уровне достоверности находятся различия по средним значениям по показателям мотивационной агрессивности  и показателю обиды (уровень достоверности р=0,001). По показателю мотивационной агрессивности tэмп.=5,84 при tкрит=3,883, а по показателю обиды tэмп.=5,06 при tкрит=3,883.

          Исходя  из вышеизложенного можно сделать вывод, что в подростковом возрасте агрессивность, враждебность и обида встречаются чаще и уровень их выше, по сравнению с юношеским возрастом. Полученные данные согласовываются с вышеизложенными в теоретической части работы.

          Следует отметить, что высокие показатели по обиде  у испытуемых данной выборки отмечаются у тех испытуемых, у которых отмечены высокие показатели по уровням мотивационной агрессивности и враждебности.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         Проведенное исследование позволяет сделать  следующие выводы:

    1. Согласно полученным данным у большинства учащихся 7 «А» класса отмечается высокий уровень враждебности (55%), высокий уровень мотивационной агрессивности (55%) и высокий уровень показателя обиды (50%). Следует отметить, что показатель обиды проявляется у половины испытуемых данного возраста,  а у более половины испытуемых наблюдается высокий уровень враждебности и мотивационной агрессивности.
    2. Согласно полученным данным большинство учащихся 10 «А» класса отмечается средний уровень враждебности (65%), средний уровень мотивационной агрессивности (45%) и средний уровень показателя обиды (55%). Следует отметить, что данные показатели существенно ниже, чем в 7»А» классе, высокая степень выраженности уровня враждебности,  мотивационной агрессивности  и показателя обиды встречается реже.
    3. У испытуемых в 7 «А» классе преобладает количество учащихся с высоким показателем обиды (50%) по сравнению с учащимися 10 «А» класса (30%). Низкий уровень показателя обиды в 10 «А» классе встречается в три раза чаще, чем в 7 «А» классе (5% и 15% соответственно). Средний уровень показателя обиды у учащихся 7 «А» класса несколько ниже, чем у учащихся 10 «А» класса (45% и 55 % соответственно).
    4. Полученные данные указываются на большую выраженность показателей уровня враждебности, мотивационной агрессивности и обиды в подростковом возрасте на данной выборке. Данные результаты согласуются с изложенными данными в теоретической части работы: у подростков все вышеперечисленные показатели встречаются чаще и в большей степени выражены, по сравнению с юношеским возрастом.
    5. Применение Т-критерия Стьюдента показало достоверность средних значений признаков по всем трем показателям. По уровню враждебности достоверность различий средних значений находится на уровне р=0,01. На более высоком уровне достоверности находятся различия по средним значениям по показателям мотивационной агрессивности  и показателю обиды (р=0,001).
    6. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что по данной выборке  подростковом возрасте агрессивность, враждебность и обида встречаются чаще и уровень их выше, по сравнению с юношеским возрастом и это достоверно подтверждается.
    7. В результате проведенного исследования гипотезу о том, что в подростковом возрасте в большей степени и чаще переживается обида, по сравнению с юношеским возрастом, можно считать подтвержденной. Следует отметить, что наряду с проявлениями высокого уровня по показателю обиды у одних и тех испытуемых отмечаются высокие показатели по уровням враждебности и мотивационной агрессивности.

    Информация о работе Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте