Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:32, курсовая работа
Цель исследования – изучить переживание обиды в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи, решаемые в работе:
-провести аналитический обзор теоретических источников, раскрывающих понятие «обида», ее феноменологии, фаз развития;
- описать методы изучения обиды;
- провести диагностику в двух классах школы с учащимися;
- сравнить и описать результаты исследования и сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Состояние исследований обиды в современной психологии 5
1.1. Теоретические подходы к исследованию обиды 5
1.2.Феноменология обиды 9
1.3. Переживание обиды 12
2. Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте 16
2.1. Методы исследования обиды 16
2.2. Исследование переживания обиды в подростковом возрасте 19
2.3.Исследование переживания обиды в юношеском возрасте 21
2.4. Анализ и обсуждение результатов 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Результаты тестирования испытуемых 7 «А» класса
№ исп. | физ. | кос. | разд | нег | обида | под | верб | вина | И враж | инд.агр. |
1 | 9 | 4 | 10 | 4 | 5 | 3 | 11 | 3 | 8 | 30 |
2 | 9 | 2 | 10 | 4 | 8 | 6 | 11 | 6 | 9 | 30 |
3 | 10 | 7 | 8 | 5 | 5 | 6 | 11 | 3 | 11 | 27 |
4 | 7 | 5 | 6 | 3 | 7 | 5 | 14 | 7 | 12 | 27 |
5 | 7 | 5 | 6 | 3 | 6 | 5 | 11 | 7 | 11 | 24 |
6 | 6 | 4 | 5 | 6 | 6 | 6 | 8 | 5 | 13 | 16 |
7 | 7 | 5 | 7 | 6 | 7 | 5 | 7 | 8 | 12 | 21 |
8 | 7 | 6 | 7 | 4 | 6 | 7 | 8 | 7 | 13 | 22 |
9 | 6 | 6 | 4 | 4 | 2 | 4 | 8 | 4 | 6 | 18 |
10 | 5 | 5 | 5 | 6 | 7 | 2 | 5 | 8 | 3 | 15 |
11 | 10 | 4 | 8 | 5 | 6 | 8 | 10 | 8 | 14 | 28 |
12 | 12 | 5 | 9 | 3 | 4 | 4 | 7 | 7 | 8 | 28 |
13 | 11 | 4 | 9 | 5 | 5 | 4 | 9 | 7 | 9 | 29 |
14 | 10 | 4 | 9 | 5 | 4 | 9 | 5 | 11 | 13 | 15 |
15 | 9 | 4 | 9 | 3 | 5 | 6 | 9 | 6 | 11 | 27 |
16 | 9 | 4 | 8 | 4 | 5 | 6 | 9 | 3 | 11 | 26 |
17 | 6 | 2 | 1 | 4 | 8 | 6 | 7 | 6 | 9 | 14 |
18 | 10 | 7 | 8 | 5 | 5 | 5 | 11 | 3 | 10 | 27 |
19 | 10 | 4 | 8 | 5 | 6 | 8 | 10 | 8 | 14 | 28 |
20 | 7 | 5 | 6 | 3 | 4 | 4 | 11 | 7 | 8 | 24 |
Арифм. ср. | 8,35 | 4,6 | 7,15 | 4,35 | 5,55 | 5,45 | 9,1 | 6,2 | 10,25 | 23,8 |
Станд. отк. | 1,95 | 1,31 | 2,23 | 1,04 | 1,47 | 1,73 | 2,26 | 2,14 | 2,81 | 5,43 |
Получилось
следующее распределение
- низкие значения – 5 % (1 чел.);
- средние значения – 40 % (8 чел.);
- высокие значения – 55 % (11 чел.).
- низкие значения – 20 % (4 чел.);
- средние значения – 25 % (5 чел.);
- высокие значения – 55 % (11 чел.).
3. Обида:
- низкие значения – 5 % (1 чел.);
- средние значения – 45 % (9 чел.);
- высокие значения – 50 % (10 чел.).
Согласно полученным данным у большинства учащихся 7 «А» класса отмечается высокий уровень враждебности (55%), высокий уровень мотивационной агрессивности (55%) и высокий уровень показателя обиды (50%). Следует отметить, что показатель обиды проявляется у половины испытуемых данного возраста, а у большей половины испытуемых класса наблюдается высокий уровень враждебности и мотивационной агрессивности.
Полученные
данные по результатам тестирования в
данном классе согласовываются с данными,
изложенными в теоретических источниках:
у большинства подростков отмечается
враждебность, агрессивность, обидчивость.
2.3.Исследование
переживания обиды в юношеском возрасте
Результаты тестирования по данной методике учащихся 10 «А» класса представлены в таблице 2.2.
Таблица
2.2.
Результаты тестирования испытуемых 10 «А» класса
№ исп. | физ. | кос. | разд | нег | обида | под | верб | вина | И враж | инд.агр. |
1 | 9 | 4 | 10 | 4 | 5 | 7 | 11 | 3 | 12 | 30 |
2 | 9 | 2 | 10 | 4 | 7 | 7 | 11 | 6 | 14 | 30 |
3 | 5 | 7 | 6 | 5 | 5 | 3 | 5 | 3 | 8 | 16 |
4 | 5 | 5 | 6 | 3 | 4 | 5 | 14 | 7 | 9 | 16 |
5 | 6 | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 7 | 7 | 8 | 17 |
6 | 6 | 4 | 5 | 6 | 6 | 3 | 8 | 5 | 9 | 16 |
7 | 7 | 5 | 7 | 6 | 4 | 3 | 7 | 8 | 7 | 25 |
8 | 7 | 6 | 7 | 4 | 4 | 4 | 8 | 7 | 8 | 25 |
Продолжение таблицы 2.2. | ||||||||||
9 | 6 | 6 | 4 | 4 | 2 | 4 | 6 | 4 | 6 | 16 |
10 | 5 | 5 | 5 | 6 | 1 | 2 | 5 | 8 | 3 | 15 |
11 | 10 | 4 | 8 | 5 | 4 | 4 | 10 | 8 | 8 | 24 |
12 | 12 | 5 | 9 | 3 | 4 | 4 | 7 | 7 | 8 | 23 |
13 | 11 | 4 | 9 | 5 | 5 | 4 | 9 | 7 | 9 | 24 |
14 | 10 | 4 | 9 | 5 | 4 | 5 | 5 | 11 | 9 | 15 |
15 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 5 | 7 | 6 | 10 | 17 |
16 | 5 | 7 | 6 | 5 | 5 | 3 | 7 | 3 | 8 | 18 |
17 | 5 | 5 | 10 | 3 | 7 | 5 | 14 | 7 | 12 | 29 |
18 | 6 | 5 | 4 | 3 | 6 | 7 | 7 | 7 | 13 | 17 |
19 | 6 | 4 | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 | 5 | 14 | 16 |
20 | 7 | 5 | 7 | 6 | 7 | 6 | 12 | 8 | 13 | 30 |
Ариф.ср | 7 | 4,84 | 6,63 | 4,47 | 4,74 | 4,53 | 8,26 | 6,53 | 9,26 | 20,47 |
Станд.откл | 2,26 | 1,17 | 2,03 | 1,22 | 1,69 | 1,47 | 2,77 | 1,93 | 2,84 | 5,92 |
Согласно этим данным получено следующее распределение испытуемых:
- низкие значения – 5 % (1 чел.);
- средние значения – 65 % (13 чел.);
- высокие значения – 30 % (6 чел.).
- низкие значения – 35 % (7 чел.);
- средние значения – 45 % (9 чел.);
- высокие значения – 20 % (4 чел.).
3. Обида:
- низкие значения – 15 % (3 чел.);
- средние значения – 55 % (11 чел.);
- высокие значения – 30 % (6 чел.).
Согласно
полученным данным большинство учащихся
10 «А» класса отмечается средний
уровень враждебности (65%), средний
уровень мотивационной
В результате проведенного исследования видно, что в 7 «А» классе по количеству преобладают учащиеся с высоким уровнем враждебности (55%), этот показатель выше, чем у учащихся 10 «А» класса (30%). Количество учащихся с высокой агрессивностью в 7 «А» классе также выше (55%), чем в 10 «А» классе (20%). По показателю обиды в 7 «А» классе высокий уровень имеют половина учащихся (50%), а в 10 «А» классе – значительно ниже (30%).
На рисунке приведена диаграмма распределения учащихся двух классов по уровню враждебности. Из диаграммы (рис.2.1.) видно, что высокий уровень враждебности преобладает у испытуемых 7 «А» класса, а средний уровень враждебности – у испытуемых 10 «А» класса, показатели низких значений находятся на одном уровне (по 5% соответственно).
Исходя
из полученных данных можно сделать вывод,
что уровень враждебности в подростковом
возрасте у данных испытуемых выше, нежели
в юношеском возрасте.
Рис. 2.1.
Диаграмма распределения испытуемых по
уровням враждебности
Распределение
испытуемых по уровню мотивационной агрессивности
представлено на рис.2.2.
Рис. 2.2.
Диаграмма распределения испытуемых по
уровням мотивационной агрессивности
Из диаграммы, рис.2.2. видно, что большинство учащихся 7 «А» класса имеют высокий уровень мотивационной агрессивности (55%), а большинство учащихся 10 «А» класса – средний уровень мотивационной агрессивности (45%).
Из
полученных данных можно заключить,
что уровень мотивационной
Распределение испытуемых по показателю обиды в двух классах представлено на рис. 2.3.
Рис.2.3.
Диаграмма распределения
Согласно рис.2.3. в 7 «А» классе преобладает количество учащихся с высоким показателем обиды (50%) по сравнению с учащимися 10 «А» класса (30%). Низкий уровень показателя обиды в 10 «А» классе встречается в три раза чаще, чем в 7 «А» классе (5% и 15% соответственно). Средний уровень показателя обиды у учащихся 7 «А» класса несколько ниже, чем у учащихся 10 «А» класса (45% и 55 % соответственно).
Полученные данные позволяют сделать вывод о более частом проявлении обиды в подростковом возрасте на данной выборке, нежели в юношеском.
Вышеизложенные данные согласуются с изложенными данными в теоретических источниках. В подростковом возрасте больше проявляются негативные качества личности: агрессивность, враждебность, обидчивость. В юношеском возрасте, когда активно происходит процесс становления личности и растет ее самосознание, данные качества значительно ослабевают.
Для
определения достоверности
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в подростковом возрасте агрессивность, враждебность и обида встречаются чаще и уровень их выше, по сравнению с юношеским возрастом. Полученные данные согласовываются с вышеизложенными в теоретической части работы.
Следует отметить, что высокие показатели по обиде у испытуемых данной выборки отмечаются у тех испытуемых, у которых отмечены высокие показатели по уровням мотивационной агрессивности и враждебности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Информация о работе Эмпирическое исследование обиды в подростковом и юношеском возрасте